В формировании региональной системы выявления талантливых детей школьного возраста приоритетным направлением деятельности регионального и муниципальных органов управления образованием является развитие олимпиадного движения.
Задачами олимпиады на период реализации программы должны стать:
- стимулирование интереса учащихся к изучению школьных предметов;
- предоставление учащимся возможности для самореализации в соревновательной деятельности на учебном и внеучебном материале.
Важную роль в формировании творческого потенциала детей играет система дополнительного образования.
Учреждения дополнительного образования детей предоставляют широкий спектр дополнительных образовательных услуг для занятий художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой в соответствии с интересами и возможностями каждого ребенка.
В системе образования Воронежской области функционирует 139 учреждений дополнительного образования детей и молодежи, в которых занимается 105171 детей и подростков в 7519 творческих объединениях. Охват детей составляет 51,3 процента от общего количества обучающихся в учреждениях системы общего образования. За период с 2006-го по 2010 год охват учащихся дополнительным образованием увеличился более чем на 14 процентов.
В системе дополнительного образования функционируют объединения по следующим направлениям:
- 522 технического творчества;
- 248 спортивно-технического творчества;
- 466 эколого-биологического направления;
- 353 туристско-краеведческого профиля;
- 2329 спортивных кружков и секций;
- 1841 художественного творчества;
- 362 культурологических.
Система дополнительного образования наряду с учреждениями, реализующими дополнительные образовательные программы (дома и центры творчества, станции юных техников, юных натуралистов и т.п.), включает в себя сеть творческих объединений, кружков, студий, созданных в общеобразовательных учреждениях.
На базе общеобразовательных школ создано 2127 объединений различного профиля с общим охватом 33286 человек.
Современные требования, предъявляемые к системе обеспечения деятельности учреждений дополнительного образования, воспитания и развития воспитанников, требуют новых методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Этому способствуют подготовка программ и методических рекомендаций для педагогов, проведение областных конкурсов на лучшего педагога дополнительного образования и их авторских образовательных программ. Если в 2007 году в конкурсе участвовало 147 педагогов, то в 2010 году 187 работников системы дополнительного образования представили свои программы по 10 номинациям. Систематически авторские программы Воронежской области становятся дипломантами и лауреатами всероссийских конкурсов. Традиционными стали областные конкурсы педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям". Победители областного этапа конкурса проходят творческий отбор и участвуют во всероссийском финале.
Принятая в 2006 году концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006 - 2011 годы, утвержденная решением коллегии Главного управления образования Воронежской области (протокол N 8 от 21.12.2005), способствует определенным позитивным изменениям в решении проблем воспитания в системе дополнительного образования. Создание единого воспитательного пространства в Воронежской области позволило при том же стабильном количестве учреждений дополнительного образования значительно увеличить охват воспитанников за счет привлечения в кружки, секции, клубы, объединения молодежи в возрасте до 21 года.
Число желающих получить дополнительное образование неуклонно растет, несмотря на общее уменьшение контингента обучающихся в общеобразовательных школах. Это свидетельствует о повышении интереса учащихся к содержанию предлагаемых дополнительных образовательных программ и гибкости системы дополнительного образования, мобильно реагирующей на новые образовательные потребности детского населения.
К 2015 году планируется привлечь свыше 70 процентов обучающихся образовательных учреждений всех уровней к занятиям по программам дополнительного образования.
Современная социально-экономическая ситуация, дефицит финансирования системы образования, разрушившиеся связи промышленных предприятий и образовательных учреждений отразились на сохранении и развитии сети учреждений дополнительного образования детей, особенно реализующих дополнительные образовательные программы технической, эколого-биологической, туристско-краеведческой направленности.
Слабой остается материальная база учреждений дополнительного образования, особенно в сельских районах области.
Поэтому важнейшими направлениями развития системы дополнительного образования области должны стать:
- расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей, укрепление материальной базы образовательных учреждений для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
- создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования большего числа обучающихся среднего и старшего возраста, в частности, создание на базе сельских общеобразовательных учреждений социокультурных центров с возможностями получения как общего, так и дополнительного образования;
- создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к культуре своего и других народов.