Наименование | Развитие культуры Воронежской области. |
Датапринятия | Распоряжение администрации Воронежской области от 07.07.2006 N 1829-р "О разработке областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2007 - 2010 годы" |
Государственный | Управление культуры и туризма Воронежской области |
Основные | УправлениекультурыитуризмаВоронежскойобласти, |
Цели и задачи | Цели программы: |
Важнейшиецелевые | Целевые индикаторы *: |
Срокииэтапы | 2007 - 2010 годы |
Основныемероприятия | Мероприятия программы ориентированы на |
Объемыиисточники | Суммарный объемфинансированияпрограммына2007- |
Ожидаемыеконечные | -созданиеблагоприятныхусловийдлятворческой |
--------------------------------
<*> По отношению к уровню 2005 года.
Подготовка программы выполнена в соответствии с требованиями постановления администрации Воронежской области от 07.07.2005 N 582 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ".
1. Характеристика проблем, на решение которых
направлена программа
1.1. Обоснование необходимости разработки программы
Формирование демократических основ государства, осуществляемое в обществе на протяжении последнего пятнадцатилетнего преобразования, стимулировало рост творческой инициативы граждан, создало предпосылки для ее развития. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства и народного творчества, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах.
В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы. Сокращение объемов бюджетного финансирования негативно отразилось на состоянии материально-технической базы учреждений культуры, снизилась возможность внедрения новых форм, методов и технологий в практику работы учреждений культуры, выросла дифференциация в уровне доступа к культурным ценностям различных категорий граждан и социальных групп. В обществе стало уменьшаться влияние культуры на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций граждан, она перестала быть одной из форм удовлетворения потребностей.
Однако, несмотря на сложную, а в некоторых направлениях культурного развития кризисную ситуацию в Воронежской области, удалось сохранить накопленный ранее потенциал отраслевой инфраструктуры и сформированную ранее сеть учреждений культуры. В настоящее время на территории Воронежской области работают 7 театров и 2 концертных учреждения, 15 музеев, 957 библиотек, 79 учебных заведений культуры, 900 учреждений досуга и 5 творческих союзов. В целом по количеству учреждений культуры (1960 единиц) Воронежская область опережает соседние регионы, так в Белгородской области их 1498, в Курской - 1877, в Липецкой - 1171.
Вместе с тем сравнительный анализ развития отрасли культуры в Воронежской области с другими территориями Российской Федерации, Центрального федерального округа (далее - ЦФО РФ), Центрально-Черноземного региона показывает, что по основным параметрам функционирования сфера культуры Воронежской области значительно отстает от территорий со сходными характеристиками социально-экономического развития.
По количеству объектов, и особенно средств, выделяемых на культуру в расчете на одного жителя, Воронежская область в Центральном Черноземье имеет показатель в 151 рубль. В Белгородской области на одного жителя приходится 174 рубля, Курской - 174,4 рубля, Липецкой - 244,1 рубля, Орловской - 241 рубль. В Белгородской области один объект культуры приходится на 1000 жителей, в Курской области - на 700, в Липецкой - на 1024, а в Воронежской области - на 1170 жителей.
Наметившаяся в стране в 2001 - 2005 годах политическая и экономическая стабильность позитивно отразилась на развитии сферы культуры в регионе. Частично удалось остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличить финансирование на наиболее важные объекты культуры.
Накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночным условиям. Формирующийся рынок не решает всех возникающих проблем. Практически всем учреждениям культуры не хватало средств на проведение реконструкции и текущего ремонта помещений, замену изношенного оборудования и музыкального инструментария, приобретение современной организационной техники и специализированного технического оборудования. В основном на эти цели использовались внебюджетные средства учреждений культуры. Из общей суммы средств, выделенных отрасли из областного бюджета (в 2001 - 2005 годах), только на выплату заработной платы с начислениями и текущие расходы необходимо около 90 процентов (табл. 1).
Таблица 1
Структура расходов на культуру Воронежской области
(по областному бюджету)
в процентах
Годы | Всего | В том числе | |||||||||||
заработная | налоги | приобретение | капитальный | текущие | прочие | ||||||||
2001 | 100,0 | 44,0 | 15,4 | 1,4 | 9,9 | 29,3 | - | ||||||
2002 | 100,0 | 45,2 | 16,1 | 6,1 | 6,4 | 26,2 | - | ||||||
2003 | 100,0 | 46,7 | 16 ,5 | 1,3 | 4,1 | 21,5 | 9,9 | ||||||
2004 | 100,0 | 49,9 | 17,6 | 4,9 | 1,5 | 26,1 | - | ||||||
2005 | 100,0 | 52,3 | 13,5 | 2,9 | - | 31,2 | - |
Уровень финансирования учреждений культуры в последние годы явился одним из главных факторов нестабильного их развития. Все это в значительной степени затрудняло использовать в полном объеме культурный потенциал региона.
Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государственных институтов. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал". Государственная поддержка сферы культуры должна быть направлена на обеспечение широкого доступа к культурным ценностям, знаниям и информации, сохранение национальной самобытности, развитие профессионального искусства и народного творчества.
Решение проблем культурного развития Воронежской области в условиях ограниченности бюджетных средств требует формирования собственного инвестиционного потенциала за счет решения приоритетных задач отрасли и направлений развития региона, концентрации финансовых средств на основных направлениях развития культуры.
Такой подход реализуется на базе комплексного использования программно-целевых методов.
Решение актуальных задач культурного развития программно-целевым методом обеспечит не только многоканальное финансирование деятельности учреждений культуры, но и обоснованность всех расходов, влияющих на процесс модернизации сферы культуры и туризма Воронежской области. Разработка данной программы будет способствовать последовательному внедрению программного подхода к определению стратегии и тактики культурного развития отрасли, концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях культурной политики, на решении актуальных задач социально-экономического, социально-творческого характера для обеспечения устойчивого развития системы культуры Воронежской области.