ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03 июля 2003 года N 651-III-ОД
Об утверждении областной целевой программы "Дети Воронежской области" на 2003 - 2004 годы
Воронежская областная Дума
постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Дети Воронежской области" на 2003 - 2004 годы (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областной Думы А.М. Наквасин
Приложение
Утверждено
постановлением
Воронежской областной Думы
от 03.07.2003 N 651-III-ОД
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2003 - 2004 ГОДЫ
1. Паспорт Программы 3
2. Основное содержание Программы: 8
2.1. Глава 1. Обоснование необходимости разработки 8
Программы
2.2. Глава 2. Цели, задачи и сроки реализации 16
Программы
2.3. Глава 3. Система программных мероприятий 18
2.4. Глава 4. Механизм реализации Программы 41
2.5. Глава 5. Ресурсное обеспечение Программы 43
2.6. Глава 6. Оценка эффективности, социально-экономических 46
и экологических последствий от реализации Программы
2.7. Глава 7. Организация управления Программой и контроль 47
за ходом ее реализации
3. Приложения к Программе
3.1. Подпрограмма "Здоровый ребенок" на 2003 - 2004 годы 48
3.2. Подпрограмма "Дети-инвалиды" на 2003 - 2004 годы 57
3.3. Подпрограмма "Дети-сироты" на 2003 - 2004 годы 70
3.4. Подпрограмма "Одаренные дети" на 2003 - 2004 годы 77
3.5. Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и 85
правонарушений несовершеннолетних"
3.6. Подпрограмма "Семья и дети" 99
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Дети Воронежской области" на 2003 - 2004 годы
Наименование Программы | Областная целевая программа"Дети Воронежской области" на 2003 - 2004 (далее - Программа) |
Основание разработки Программы | Распоряжение администрации Воронежской области от 18.04.2003 N 604-р "О разработке областной целевой программы "Дети Воронежской области" на 2003 - 2004 годы" |
Государственный заказчик-коорди натор Программы | Главное управление труда и социального развития администрации области |
Государственные заказчики подпрограмм | Главное управление труда и социального развитияадминистрацииобласти, Главное управление здравоохранения администрацииобласти,Главное управление образования администрации области |
Основныеразработчики Программы | Главное управление труда и социального развитияадминистрацииобласти, Главное управление здравоохранения администрацииобласти,Главное управление образования администрации области, Главное управление внутренних дел Воронежской области, управление культурыадминистрацииобласти, управление по физической культуре и спорту, областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав |
Исполнители Программы | Организации, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе |
Перечень подпрограмм | 1. "Здоровый ребенок" (государственный заказчик-Главноеуправление здравоохранения администрации области; |
Цели Программы | Обеспечение реализации на территории Воронежскойобластифедеральной целевой программы "Дети России", создание дополнительных условий для улучшения качества жизни и здоровья детей, особо нуждающихся в п оддержке государства, с учетом особенностей социально-демографической ситуации в области |
Задачи Программы | Обеспечениеусловий для рождения здоровых детей, профилактики детской заболеваемости и инвалидности; |
Срокиреализации Программы | 2003 - 2004 годы |
Основныемероприятия Программы | Формированиесетии укрепление материальнойбазыучреждений, участвующих в реализации мероприятий Программы; |
Объем иисточники финансирования Программы (в ценах 2003 года) | Общие затраты на реализацию Программы составляют 55594,0 тысячи рублей, из них: федеральный бюджет - 32780,0 тысяч рублей, областнойбюджет - 22814,0 тысяч рублей, в том числе по подпрограммам: |
Ожидаемыерезультаты реализации Программы | Улучшение вВоронежскойобласти положения детей, остро нуждающихся в поддержке государства, в том числе: |
Система контроляза исполнением Программы | Контроль зареализацией Программы осуществляется в установленном порядке государственным заказчиком координатором Программы - Главнымуправлением трудаи социального развития администрации области - игосударственными заказчиками подпрограмм - главными управлениями образования и здравоохранения администрации области. |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2003 - 2004 ГОДЫ
Под воздействием экологических, социальных, экономических и иных факторов развитие области по-прежнему определяется негативными изменениями в естественном движении населения, нарастанием естественной убыли среди жителей области.
Вследствие этих причин численность детского населения на протяжении ряда лет сохраняет негативную тенденцию убывания (таблица 1).
Таблица 1
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | |
Численность детского населения, тыс. человек | 546,7 | 533,2 | 518,1 | 502,1 | 483,5 |
естественная убыль детского населения, тыс. человек | -12,0 | -13,5 | -15,1 | -16,0 | -18,0 |
в том числе в процентах от общего числа жителей области | 22,0 | 21,6 | 21,2 | 20,8 | 20,2 |
Естественная убыль населения в 2001 году по сравнению с 2000 годом возросла на 1,6 процента, смертность превысила рождаемость в 2,38 раза.
Вследствие заболеваемости женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности, протекающих с различными осложнениями, только 22,4 процента родов могут быть признаны нормальными (количество нормальных родов от общего числа в 2000 году составило 27,9%, в 1999 году - 25,2%).
Существующая материально-техническая база учреждений родовспоможения не дает возможности широкого применения современных перинатальных технологий совместного пребывания матери и ребенка.
Большинство акушерских стационаров области обладает крайне ограниченными возможностями по оказанию неотложной помощи новорожденным и, в первую очередь, недоношенным, испытывают дефицит в медикаментозном обеспечении, вследствие чего по-прежнему актуальной остается проблема снижения перинатальной и младенческой смертности от таких причин, как родовые травмы, врожденные пороки развития.
Воздействие всей совокупности факторов окружающей среды, условий обучения и обитания не теряют актуальность проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возрастов. По предварительным данным диспансеризации детского населения области, проведенной в 2002 году, выявлено несовершеннолетних с отклонениями состояния здоровья 59,8 процента, из них от 0 до 6 лет - 49,9 процента, от 7 до 18 лет - 63,4 процента.
Отсутствие в необходимом количестве лечебно-диагностической аппаратуры не позволяет осуществлять выявление и лечение различных патологий у детей на должном уровне.
В области, как и в Российской Федерации, наблюдается рост числа детей-инвалидов (таблица 2).
Таблица 2
1997 г. | 1999 г. | 2001 г. | 2002 г. | |
Число детей-инвалидов (человек), | 7984 | 8417 | 9072 | 9434 |
в том числе количество детей-инвалидов на 10 тысяч детского населения | 146,0 | 157,8 | 175,1 | 195,1 |
Ведущими ограничениями жизнедеятельности являются ограничения способности передвигаться, нарушения адекватного поведения детей и нарушения коммуникативных навыков общения с окружающими. В структуре основных причин инвалидизации детского населения области отмечается рост болезней эндокринной системы, костно-мышечной системы, заболеваний почек и желудочно-кишечного тракта.
Подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, и только 12 процентов находятся в специализированных детских учреждениях. Работа этих учреждений нуждается в совершенствовании с целью усиления ее реабилитационной направленности.
Для становления и развития новых форм сопровождения и социального патронажа ребенка-инвалида по месту его жительства необходимо развитие сети социально-реабилитационных и медико-социальных учреждений в районах области.
Социальные и экономические проблемы российского общества на современном этапе развития существенно ослабили институт семьи, его воздействие на воспитание детей. О масштабах деградации устоев семьи свидетельствует количество и характер судебных решений гражданско-правовых споров по вопросам защиты прав детей (таблица 3).
Год | Количество исковых требований, удовлетворенных судами | |||||||
об установлении отцовства | о взыскании алиментов на содержание детей | о расторжении браков супругов, имеющих детей | о лишении родительских прав | |||||
2000 | 43 | 3934 | 5672 | 520 | ||||
2001 | 73 | 4324 | 6742 | 541 | ||||
2002 | 78 | 4333 | 6905 | 705 |
К числу острых проблем относятся также насилие в семье, распространение безнадзорности, правонарушений, наркотиков, алкоголизма и психотропных средств среди подростков, адаптация несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний или мест лишения свободы. В 2001 году количество детей, лишенных свободы, включая любую форму задержания, тюремного заключения, по сравнению с 2000 годом увеличилось на 10,7 процента, количество направлений в специальные воспитательные учреждения возросло с 49 до 78 человек, к условной мере наказания был осужден 1281 человек (2000 год - 872 человека).
Профилактическая работа социальных учреждений должна быть существенно усилена, что требует развития сети служб, установленных Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", включая центры социальной реабилитации несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты для детей.
Существующие проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усугубляют ситуацию, сложившуюся в сфере профилактики противоправных действий населения. Именно этот контингент, прежде всего, является объектом продажи, сексуальной эксплуатации и иных преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Динамика изменения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет тенденцию возрастания (таблица 4).