Охрана здоровья населения Воронежской области является одним из приоритетных направлений социальной политики в период реформирования экономики и социальной сферы.
В Воронежской области сохраняется неблагоприятная медико-демографическая ситуация, которая характеризуется низким уровнем рождаемости (2001 год - 7,6%, 2002 год - 7,9%), по Центральному Федеральному округу 2001 год - 8,0%, 2002 год - 8,5%, по РФ 2001 год - 9,1%, 2002 год - 9,8%), высоким уровнем смертности населения Воронежской области 2001 год - 18,2%, 2002 год - 18,6%; по ЦФР 2001 год - 18,0%, 2002 год - 18,5%; по РФ 2001 год - 154,6%, 2002 год - 16,3%.
Уровень рождаемости в Воронежской области ниже, чем по Центральному Федеральному округу и ниже, чем в Российской Федерации. Уровень смертности населения в Воронежской области значительно превышает средний показатель по Центральному Федеральному округу и по Российской Федерации.
В связи с этим естественная убыль населения по Воронежской области составляет в 2002 год - 10,7% (2001 год - 10,6%), по ЦФР 2002 год - 10,0% (2001 год - 10,0%), по РФ 2002 год - 6,5 % (2001 год - 6,5%).
Очевидна необходимость принятия мер по повышению качества медицинской помощи, определению приоритетных направлений в снижении смертности населения. Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, необходимо отметить снижение качества жизни значительной части населения Воронежской области (низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
Анализ финансирования на одного жителя Воронежской области за 2002 год показал, что в среднем по отношению к прошлому году финансирование увеличилось на 513 рублей и составило 1441 рубль (в 2001 году - 928 рублей, в 2000 году - 814 рублей).
Строительство объектов здравоохранения Воронежской области в 2001 году профинансировано из всех источников на 71% от запланированного, а в 2002 году - на 99% от запланированного.
Кадровая политика здравоохранения строится на принципах оптимизации кадровой структуры здравоохранения, качественного и квалифицированного состава руководящих кадров отрасли и специалистов, работающих в ней. Обеспеченность врачами в Воронежской области в 2002 году составила 44,4 на 10000 населения (2001 год - 44,2 на 10000), по РФ: 2002 год - 42,2 на 10000 (2001 год - 42,0), выше, чем по Российской Федерации, но ниже, чем в других областях Центрального Федерального округа.
В 19 районах Воронежской области обеспеченность врачами ниже среднерайонного показателя 19,3 на 10000 населения. Поэтому в районах штатные должности врачей укомплектованы физическими лицами только на 62,1%. Десятилетиями не решался вопрос о строительстве и предоставлении жилья медицинским работникам. На конец 2001 года в районах Воронежской области нуждались в предоставлении жилья и улучшении жилищных условий 395 врачей и 403 средних медицинских работника.
Отсутствие возможностей для приглашения на работу специалистов, наряду с отсутствием принудительного распределения выпускников, создает дефицит кадров и неукомплектованность ими сельских учреждений. Кадровая ситуация в сельском здравоохранении усугубляется отсутствием молодых специалистов и увеличением лиц пенсионного и предпенсионного возраста.
Заработная плата врачей по Воронежской области на конец 2002 года составила 2830 рублей (2001 год - 1655 рублей), среднего медицинского персонала - 1947 рублей (2001 год - 1004 рубля), младшего медицинского персонала - 1028 рублей (2001 год - 575 рублей), прочего персонала - 1686 рублей (2001 год - 1001 рубль).
Принцип оказания первичной медико-социальной помощи населению врачами общей практики избрали все экономически развитые страны. У нас, в Российской Федерации, делаются только первые шаги, так как на сегодняшний день имеется 2320 врачей общей практики, по Центральному Федеральному округу - 396, а в Воронежской области подготовлено 27, из них работают по специальности 26 человек.
1.2. Проблемы:
- низкий уровень жизни населения;
- недостаточный уровень оказания качественной медицинской помощи;
- недостаточное финансирование отрасли;
- низкий уровень обеспеченности ЛПУ врачебными кадрами;
- доступность и своевременность медицинской помощи;
- изношенность основных фондов (моральный и физический износ зданий и сооружений, автотранспорта).