Удельный вес профессиональной заболеваемости по отдельным отраслям экономики (%)
Отрасли | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
сельское хозяйство | 46,1 | 43,1 | 38,1 | 32,9 | 37, 3 |
черная металлургия | 19,9 | 23,3 | 27,1 | 23,3 | 13,7 |
машиностроение | 11,6 | 5,5 | 5,3 | 9,1 | 2,0 |
промышленность | 3,3 | 6,9 | 6,5 | 5,8 | 3,9 |
транспорт | 3,3 | 5,5 | 3,1 | 2,6 | 3,9 |
специализированное | 3,3 | 2,6 | 3,4 | 3,4 | 5,9 |
оборонная промышленность | - | 2,9 | 2,4 | 6,6 | 2,0 |
авиационная промышленность | 3,9 | 1,8 | 0,9 | 4,8 | 11,7 |
здравоохранение | 1,1 | 2,5 | 2,7 | 4,3 | 9,7 |
пищевая промышленность | 1,7 | 1,5 | 3,1 | 3,2 | - |
общее строительство | 1,7 | 0,8 | 1,8 | - | - |
жилищно-коммунальное | - | 0,8 | 1,8 | 0,5 | - |
торговля и общественное | 0,6 | 0,8 | 0,4 | 0,5 | 2,0 |
нефтехимическая | 0,6 | 0,4 | 0,8 | - | 2,0 |
электронная промышленность | - | 0,4 | 0,4 | 1 | - |
электротехническая | - | 0,4 | 1,8 | - | |
промышленность средств связи | 1,1 | - | - | 0,5 | - |
деревообрабатывающая | 0,6 | - | - | 1 | - |
текстильная промышленность | 0,6 | 0,4 | - | 0,5 | - |
народное образование | 0,6 | 0,4 | 0,4 | - | 3,9 |
электроэнергетика | 2,0 |
Одной из причин низкой выявляемости профессиональных заболеваний является неисполнение работодателями требований нормативных актов по соблюдению сроков прохождения профилактических медосмотров работниками, занятыми во вредных условиях труда. За несоблюдение сроков проведения периодических медосмотров применены меры административного принуждения к работодателям: вынесено 68 штрафов на сумму 65500 рублей.
Рис. 9. Причины возникновения профессиональных заболеваний
Рисунок не приводится.
По сравнению с 2001 годом в 2005 году удельный вес профессиональных заболеваний, выявленных при проведении периодических медицинских осмотров, увеличился на 9,05% и составил 85,11% (рис. 10 - не приводится).
Рис. 10. Удельный вес охвата медосмотрами работающих и профессиональных заболеваний, выявленных при медосмотрах
Рисунок не приводится.
Ситуация с профессиональной заболеваемостью на производстве в Воронежской области типична для всех субъектов Российской Федерации низким уровнем выявляемости профессиональных заболеваний, особенно на ранних стадиях. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется чуть более 10 - 12 тысяч профессиональных заболеваний, что ненамного выше аналогичного показателя в Финляндии, где численность населения меньше почти в 30 раз. Анализ, проведенный Международной организации труда, свидетельствует, что реальная численность населения РФ, страдающего от профессиональных заболеваний, составляет около 5 миллионов человек. Неполное выявление и регистрация больных с профессиональной патологией обусловлены отсутствием правовых и экономических санкций за сокрытие профессиональных заболеваний, недостатками в организации и качестве проведения профилактических осмотров работающих, проблемами с подготовкой в вопросах профессиональной патологии врачей, проводящих профосмотры, а также неудовлетворительным материально-техническим оснащением лечебно-профилактических учреждений. К примеру, диагностическую аппаратуру для проведения исследования функции дыхания имеют только 25% учреждений, оснащенность рентгеноаппаратурой составляет 15%, аудиометры имеют 3%, аппараты для реовазографии конечностей - 6%.
При существующей в Российской Федерации тенденции роста уровня первичного выхода на инвалидность, в том числе по причине трудового увечья или профессионального заболевания, происходит снижение возраста лиц, впервые признанных инвалидами. В России в последние годы каждый пятый (в Воронежской области из числа впервые признанных инвалидами труда 70% составляют лица трудоспособного возраста) среди впервые признанных инвалидами утратил трудоспособность в возрасте моложе 45 лет (женщины) и 50 лет (мужчины).
Материальный ущерб от трудовых увечий и профзаболеваний в 2005 году составил более 350 миллионов рублей, что почти на 50 млн. рублей больше, чем в 2004 году. Более трех четвертей этой суммы направлено на различные виды страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Количество получателей страховых выплат по Воронежской области на конец 2005 года составило 9862 человека.
Вследствие трудовых увечий и профессиональных заболеваний в 2005 году государство получило социальных иждивенцев, впервые признанных инвалидами, в количестве 186 человек (в 2004 году - 284). Общее число инвалидов труда в этом году превысило 5000 человек.
Потери рабочего времени вследствие временной нетрудоспособности по причине травматизма, полученного на производстве, в 2005 году составили 34,7 тыс. человеко-дней против 43,2 тысячи в 2004 году. В результате несчастных случаев на производстве каждый пострадавший в среднем за год отсутствовал 33,6 дня. В 2004 году этот показатель составлял 32 дня. Материальный ущерб от трудовых увечий и профзаболеваний по данным ВРО ФСС в 2005 году составил порядка 350 миллионов рублей (300 млн. рублей - 2004 год, 285 млн. рублей - 2003 год).
ВЫВОДЫ:
Таким образом, оценка сложившейся ситуации позволяет еще раз обозначить круг проблем в сфере условий и охраны труда работающего населения Воронежской области, которые сохраняются, препятствуют позитивному процессу и определяют основные направления при формировании мероприятий областных целевых программ по охране труда, в том числе и на период 2007 - 2010 годов.
Старение основных производственных фондов, эксплуатация неисправного технологического и энергетического оборудования, грузоподъемных машин и механизмов не исключают технические причины производственного травматизма и негативно влияют на уровень профессиональной заболеваемости в области. Решение проблемы требует колоссальных усилий не только самих предприятий, но, в первую очередь, развития нормативной базы федерального уровня, системы мер по стимулированию обновления основных фондов, принятия государственной программы поддержки инвестиций в основной капитал.
Преобладание причин производственного травматизма организационного характера: правовая безграмотность отдельных руководителей и самих работников в вопросах охраны труда, низкого уровня профессиональной подготовки, неудовлетворительная организация производства работ, необеспеченность сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты, грубых нарушений трудовой и производственной дисциплины и отсутствие общепринятой нормы безопасного поведения на производстве - актуализирует усиление роли человеческого фактора и, особенно укрепление дисциплины труда, повышение уровня профессионализма и компетенции на производстве и создание атмосферы непримиримого отношения к нарушителям этих требований. Важное место в этом отношении принадлежит организации проведения всех видов обучения по охране труда, в том числе приемам и навыкам оказания догоспитальной медицинской помощи, с использованием новых информационных технологий; широкому внедрению в жизнь смотров-конкурсов состояния условий и охраны труда в организациях, которые по своей сути являются возрождением трудового соперничества коллективов и способствуют пропаганде передовых форм и методов организации работы по охране труда. Необходимо качественное улучшение информационного обеспечения охраны труда, особенно на уровне муниципальных образований, для принятия эффективных управленческих решений и формирования нормативной базы по охране и условиям труда, адаптированной к современным условиям.
Сохраняется противоречивая ситуация с показателями впервые выявленной профессиональной заболеваемости и первичного выхода на инвалидность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Высокие показатели утраты профессиональной трудоспособности и уровня инвалидизации пострадавших определяют большие затраты государства на отдельные виды страховых выплат (единовременные пособия, ежемесячные и дополнительные расходы, связанные с проведением реабилитационных мероприятий). В связи с этим требуется уделять пристальное внимание работе по оценке профессиональных рисков, в том числе на основе повышения качества инструментальных замеров параметров производственной среды при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификаций на соответствие нормативным требованиям охраны и безопасности труда. Необходимо задействовать научный потенциал и разработки вузов города и Воронежской области, содействовать внедрению безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования. Необходимо улучшать выявляемость профессиональных заболеваний среди трудящихся, особенно на ранних стадиях, путем повышения качества периодических медицинских осмотров, повышения уровня подготовки в вопросах профессиональной патологии врачей, проводящих периодические медицинские осмотры, улучшая материально-техническое оснащение лечебно-профилактических учреждений, в целях наиболее полного обследования рабочих вредных профессий.
Специалисты Международной организации труда подсчитали, что потери от несчастных случаев и болезней в связи с трудовой деятельностью составляют порядка 4% от валового внутреннего продукта. Необходимо учитывать и социальные последствия несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Работники, ставшие жертвами производственных травм или заболеваний, страдают материально от их последствий вследствие расходов и потерь в заработке, а также физически, перенося боль и страдания, причем и те, и другие последствия могут носить как краткосрочный, так и долговременный характер. В этой связи функция государства - обеспечить адаптацию пострадавших в общество. Одним из направлений по сохранению трудового потенциала страны является дальнейшее совершенствование системы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации работников, пострадавших на производстве.
Областная целевая программа по охране труда, являясь важнейшим инструментом реализации государственной политики в сфере условий и охраны труда в Воронежской области, позволяет планомерно проводить работу в области улучшения условий труда и сохранения здоровья работающего населения области, снижения травматизма и заболеваемости на производстве, а также материальных потерь общества, связанных с их последствиями. Программа предусматривает необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации приоритетных мероприятий, направленных на достижение главной цели - обеспечение прав работающих на безопасный труд, гарантированных Конституцией.