Действующий

Об областной целевой программе "О мерах поэтапного перевода пассажирского автотранспорта, выполняющего социально значимые пассажирские перевозки, дотированного из областного и федерального бюджетов на использование сжатого природного газа в качестве моторного топлива на территории Воронежской области на 2003-2005 годы"

ГЛАВА 1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ 1.1. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ


Автомобильный транспорт является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. Объем выбросов с отработавшими газами автомобилей и автобусов в России превышает 12 млн. тонн в год и составляет 45% от общих объемов вредных выбросов в атмосферу. В больших городах они достигают 70 и более процентов и представляют серьезную экологическую угрозу для здоровья граждан и окружающей среды. По данным Госкомэкологии России величина экологического ущерба, наносимого транспортным комплексом, достигает 1,5% валового национального продукта, при этом на долю автотранспорта приходится 62% экологического ущерба.

Данные об удельных выбросах некоторых токсичных веществ при работе на различных видах топлива приведены в таблице 1.

Таблица 1

Удельные выбросы токсичных веществ

при работе двигателя на различных видах

топлива

(г/км)

Токсичное вещество

Обозначение

бензин

Дизельное топливо

Природный газ

Оксид углерода

СО

2,5-10,0

0,5-1,8

0,5-1,5

Оксид азота

N О3

1,0-1,8

0,5-2,0

0,4-1,2

Твердые частицы

0,01

0,11-0,18

0,001

В настоящий момент в области насчитывается 684213 автотранспортных средств, в том числе 68574 грузовых автомобилей, 426975 легковых, 8543 автобуса и 180121 мотоцикл и мотороллер. Из общего количества транспортных средств по оперативным данным в Воронежской области эксплуатируется 3,5 тыс. автомобилей и автобусов, работающих на сжиженном газе и более 1200 единиц на сжатом газе, что составляет 0,005 и 0,002 процента от общего количества соответственно и не может решающим образом повлиять на экологическую обстановку.

По данным Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Воронежской области выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта достигли в 2001 году 350 тыс. приведенных тонн в год или 80% от валовых выбросов. В структуре экономического ущерба от загрязнения атмосферы преобладает воздействие на здоровье населения - 67%, на сельское хозяйство - 13,7%, коммунальное хозяйство - 13,8%, оборудование, сырье, материалы - 5,5%.

Вред от отработанных автомобильных газов автотранспорта усугубляется еще и тем, что их выброс образуется и концентрируется в непосредственной сфере жизнедеятельности человека, вызывая опасные воздействия атмосферного воздуха на здоровье населения. Оседая на поверхности суши и водных объектов, по различным цепочкам, вредные вещества попадают в почву, растения, загрязняют поверхностные и промышленные запасы питьевой воды, разрушающе действуют на строительные конструкции, памятники архитектуры и т. д.

В связи с резким увеличением в Воронежской области на протяжении последних лет количества автотранспорта (на 2 - 5 процентов ежегодно), низким уровнем сервисного и дорожного обслуживания, поступлением некачественного топлива объемы токсичных выбросов от автомобильной техники, в числе которых канцерогенные и мутагенные вещества, постоянно увеличиваются. Так, изношенность автобусного парка области, выполняющего социально-значимые перевозки, достигла 70 - 80%.

Реальным выходом из создавшейся ситуации является перевод автотранспорта на газообразное топливо.

Применение газа сокращает в 3 - 4 раза выбросы окислов углерода и на 15 - 20 процентов окислов азота, в 3 - 5 раз снижает дымность отработавших газов дизельных двигателей.

1.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА ПАССАЖИРСКОГО

АВТОТРАНСПОРТА НА ГАЗООБРАЗНОЕ

ТОПЛИВО В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Рост парка автотранспортных средств в Воронежской области, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива, сдерживает:

- недостаточное количество заправочных стационарных и передвижных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (в области работают 5 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций);

- неудовлетворительное финансовое состояние автотранспортных предприятий и населения в части приобретения газобаллонной аппаратуры;

- отсутствие законодательной базы и иных нормативных правовых актов, регулирующих и стимулирующих использование газа в качестве моторного топлива;

- высокая цена газобаллонного оборудования;

- недостаточное количество пунктов сервисного и гарантийного обслуживания газобаллонной аппаратуры.

1.3. ОЦЕНКА МЕР, ПРИНЯТЫХ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА АВТОТРАНСПОРТЕ

ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА