Автомобильный транспорт является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. Объем выбросов с отработавшими газами автомобилей и автобусов в России превышает 12 млн. тонн в год и составляет 45% от общих объемов вредных выбросов в атмосферу. В больших городах они достигают 70 и более процентов и представляют серьезную экологическую угрозу для здоровья граждан и окружающей среды. По данным Госкомэкологии России величина экологического ущерба, наносимого транспортным комплексом, достигает 1,5% валового национального продукта, при этом на долю автотранспорта приходится 62% экологического ущерба.
Данные об удельных выбросах некоторых токсичных веществ при работе на различных видах топлива приведены в таблице 1.
Таблица 1
Удельные выбросы токсичных веществ
при работе двигателя на различных видах
топлива
(г/км)
Токсичное вещество | Обозначение | бензин | Дизельное топливо | Природный газ |
Оксид углерода | СО | 2,5-10,0 | 0,5-1,8 | 0,5-1,5 |
Оксид азота | N О3 | 1,0-1,8 | 0,5-2,0 | 0,4-1,2 |
Твердые частицы | 0,01 | 0,11-0,18 | 0,001 |
В настоящий момент в области насчитывается 684213 автотранспортных средств, в том числе 68574 грузовых автомобилей, 426975 легковых, 8543 автобуса и 180121 мотоцикл и мотороллер. Из общего количества транспортных средств по оперативным данным в Воронежской области эксплуатируется 3,5 тыс. автомобилей и автобусов, работающих на сжиженном газе и более 1200 единиц на сжатом газе, что составляет 0,005 и 0,002 процента от общего количества соответственно и не может решающим образом повлиять на экологическую обстановку.
По данным Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Воронежской области выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта достигли в 2001 году 350 тыс. приведенных тонн в год или 80% от валовых выбросов. В структуре экономического ущерба от загрязнения атмосферы преобладает воздействие на здоровье населения - 67%, на сельское хозяйство - 13,7%, коммунальное хозяйство - 13,8%, оборудование, сырье, материалы - 5,5%.
Вред от отработанных автомобильных газов автотранспорта усугубляется еще и тем, что их выброс образуется и концентрируется в непосредственной сфере жизнедеятельности человека, вызывая опасные воздействия атмосферного воздуха на здоровье населения. Оседая на поверхности суши и водных объектов, по различным цепочкам, вредные вещества попадают в почву, растения, загрязняют поверхностные и промышленные запасы питьевой воды, разрушающе действуют на строительные конструкции, памятники архитектуры и т. д.
В связи с резким увеличением в Воронежской области на протяжении последних лет количества автотранспорта (на 2 - 5 процентов ежегодно), низким уровнем сервисного и дорожного обслуживания, поступлением некачественного топлива объемы токсичных выбросов от автомобильной техники, в числе которых канцерогенные и мутагенные вещества, постоянно увеличиваются. Так, изношенность автобусного парка области, выполняющего социально-значимые перевозки, достигла 70 - 80%.
Реальным выходом из создавшейся ситуации является перевод автотранспорта на газообразное топливо.
Применение газа сокращает в 3 - 4 раза выбросы окислов углерода и на 15 - 20 процентов окислов азота, в 3 - 5 раз снижает дымность отработавших газов дизельных двигателей.
1.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА ПАССАЖИРСКОГО
АВТОТРАНСПОРТА НА ГАЗООБРАЗНОЕ
ТОПЛИВО В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Рост парка автотранспортных средств в Воронежской области, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива, сдерживает:
- недостаточное количество заправочных стационарных и передвижных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (в области работают 5 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций);
- неудовлетворительное финансовое состояние автотранспортных предприятий и населения в части приобретения газобаллонной аппаратуры;
- отсутствие законодательной базы и иных нормативных правовых актов, регулирующих и стимулирующих использование газа в качестве моторного топлива;
- высокая цена газобаллонного оборудования;
- недостаточное количество пунктов сервисного и гарантийного обслуживания газобаллонной аппаратуры.
1.3. ОЦЕНКА МЕР, ПРИНЯТЫХ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА АВТОТРАНСПОРТЕ
ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА