ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 июля 2003 года N 638-III-ОД

Об областной целевой программе "О мерах поэтапного перевода пассажирского автотранспорта, выполняющего социально значимые пассажирские перевозки, дотированного из областного и федерального бюджетов на использование сжатого природного газа в качестве моторного топлива на территории Воронежской области на 2003-2005 годы"

В целях осуществления перевода пассажирского автотранспорта на газообразное топливо для улучшения экологической обстановки в Воронежской области областная Дума

1. Утвердить областную целевую программу "О мерах поэтапного перевода пассажирского автотранспорта, выполняющего социально значимые пассажирские перевозки, дотированного из областного и федерального бюджетов на использование сжатого природного газа в качестве моторного топлива на территории Воронежской области на 2003 - 2005 годы" согласно приложению (далее именуется Программа).

2. Финансирование Программы в 2003 году осуществляется в соответствии с законом Воронежской области "Об областном бюджете на 2003 год".

3. Контроль за выполнением мероприятий Программы возложить на председателя постоянной комиссии областной Думы по промышленности, транспорту, связи Ключникова В.И.

4. Контроль за целевым расходованием бюджетных средств в рамках Программы возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Дубикова А.Ф.

Председатель областной Думы А.М.НАКВАСИН

Приложение

Утверждено

постановлением областной Думы

от 03.07.2003 N 638-III-ОД

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "О МЕРАХ ПОЭТАПНОГО ПЕРЕВОДА ПАССАЖИРСКОГО АВТОТРАНСПОРТА, ВЫПОЛНЯЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ, ДОТИРОВАННОГО ИЗ ОБЛАСТНОГО И ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТОВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЖАТОГО


ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА НА

ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2005 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

"О мерах поэтапного перевода пассажирского
 автотранспорта, выполняющего социально значимые
 пассажирские перевозки, дотированного из областного
 и федерального бюджетов на использование сжатого
 природного газа в качестве моторного топлива на
 территории Воронежской области на 2003 - 2005 годы".

Основания для
 разработки Программы

Разработана в соответствии с законом Российской
 Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей
 среды"
, решением Правительственной
 комиссии по использованию природного и
 сжиженного нефтяного газа в качестве моторного
 топлива (протокол N 9 от 14.11.2000) и распоряжением
 администрации Воронежской области от 30.08.2002
 N 1597-р "О снижении вредного воздействия
 автотранспортного комплекса области на окружающую
 среду"
.

Заказчик Программы

Главное управление по промышленности, транспорту и
 связи администрации Воронежской области.

Основные разработчики
 Программы

Главное управление по промышленности, транспорту и
 связи, Главное управление природных ресурсов и
 охраны окружающей среды МПР России по Воронежской
 области, экологическая инспекция администрации
 области, ОАО "Воронежавтотранс".

Основная цель Программы

Целями настоящей Программы являются:
 - сокращение вредных техногенных выбросов в
 атмосферу за счет внедрения сжатого природного газа
 на транспорте в качестве моторного топлива;
 - снижение удельных затрат транспортных предприятий
 на ГСМ, увеличение моторесурса двигателей и
 межремонтного пробега автотранспорта;
 - экономия в регионе ряда жидких видов топлива.

Основные задачи
 Программы

1. Увеличение количества автобусов, использующих
 сжатый природный газ в качестве моторного топлива,
 с целью сокращения вредных техногенных выбросов в
 атмосферу.
 2. Расширение сети пунктов сервисного и
 гарантийного обслуживания автомобильной
 газобаллонной аппаратуры и, как следствие, более
 полное использование имеющихся мощностей
 заправочных станций, дальнейшее развитие сети
 стационарных и передвижных средств их заправки.
 3. Подготовка квалифицированных кадров водителей
 автотранспортных средств для работы на
 газобаллонных автомобилях.
 4. Правовое и нормативное обеспечение расширения
 использования сжатого природного газа в качестве
 моторного топлива.

Сроки и этапы
 реализации Программы

2003 - 2005 годы
 1-й этап - 2003 год
 2-й этап - 2004 год
 3-й этап - 2005 год

Перечень основных
 мероприятий Программы

1. Перевод на газообразное топливо пассажирского
 автотранспорта, выполняющего социально значимые
 пассажирские перевозки, дотированного из областного
 и федерального бюджетов, имеющего возможность
 осуществлять заправку автобусов сжатым газом на
 существующих автомобильных газонаполнительных
 компрессорных станциях.
 2. Организация пунктов по сервисному обслуживанию
 газобаллонных автомобилей на базе автопредприятий,
 осуществляющих перевод автобусов на газообразное
 топливо.
 3. Организация обучения и переподготовки водителей
 газобаллонных автомобилей автопредприятий,
 осуществляющих перевод автобусов на газообразное
 топливо.
 4. Разработка нормативных правовых актов,
 стимулирующих и регулирующих использование
 природного газа в качестве моторного топлива.

Исполнители основных
 мероприятий

Законодательный орган государственной власти и
 органы исполнительной власти Воронежской области,
 предприятия и организации, определенные на
 конкурсной основе.

Объемы и источники
 финансирования

Общий объем финансирования Программы на 2003 - 2005
 годы составляет 5685,6 тыс. рублей (в ценах 2002
 года), из них:
 а) областной бюджет - 5499,0 тыс. рублей (96,7%);

 б) собственные средства предприятий - 186,6 тыс.
 рублей (3,3%).

Ожидаемые конечные
 результаты

1.Ожидаемые результаты:
 - перевод на газообразное топливо 198 автобусов;
 - организация 15 пунктов сервисного обслуживания;

 - переподготовка 198 водителей автотранспортных
 средств.
 2. Это позволит обеспечить:
 - сокращение вредных техногенных выбросов в
 атмосферу за счет внедрения компримированного
 природного газа на транспорте в качестве моторного
 топлива на 1821,87 приведенных тонн;
 - экономический эффект от использования
 газообразного топлива вместо бензина составит
 9842,67 тыс. рублей;
 - экономию в регионе 3280,89 тонн жидких видов
 топлива;
 - создание 30 новых рабочих мест.

Система организации
 контроля за исполнением
 мероприятий
 Программы

Текущий административный контроль за исполнением
 мероприятий Программы осуществляется Главным
 управлением п о промышленности, транспорту и связи,
 ОАО "Воронежавтотранс" (в части обеспечения
 контроля за выполнением графика поставки автобусов
 на переоборудование).
 Контроль за целевым использованием средств
 областного бюджета осуществляет Контрольно-счетная
 палата Воронежской области.

ГЛАВА 1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ 1.1. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ


Автомобильный транспорт является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. Объем выбросов с отработавшими газами автомобилей и автобусов в России превышает 12 млн. тонн в год и составляет 45% от общих объемов вредных выбросов в атмосферу. В больших городах они достигают 70 и более процентов и представляют серьезную экологическую угрозу для здоровья граждан и окружающей среды. По данным Госкомэкологии России величина экологического ущерба, наносимого транспортным комплексом, достигает 1,5% валового национального продукта, при этом на долю автотранспорта приходится 62% экологического ущерба.

Данные об удельных выбросах некоторых токсичных веществ при работе на различных видах топлива приведены в таблице 1.

Таблица 1

Удельные выбросы токсичных веществ

при работе двигателя на различных видах

топлива

(г/км)

Токсичное вещество

Обозначение

бензин

Дизельное топливо

Природный газ

Оксид углерода

СО

2,5-10,0

0,5-1,8

0,5-1,5

Оксид азота

N О3

1,0-1,8

0,5-2,0

0,4-1,2

Твердые частицы

0,01

0,11-0,18

0,001

В настоящий момент в области насчитывается 684213 автотранспортных средств, в том числе 68574 грузовых автомобилей, 426975 легковых, 8543 автобуса и 180121 мотоцикл и мотороллер. Из общего количества транспортных средств по оперативным данным в Воронежской области эксплуатируется 3,5 тыс. автомобилей и автобусов, работающих на сжиженном газе и более 1200 единиц на сжатом газе, что составляет 0,005 и 0,002 процента от общего количества соответственно и не может решающим образом повлиять на экологическую обстановку.

По данным Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Воронежской области выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта достигли в 2001 году 350 тыс. приведенных тонн в год или 80% от валовых выбросов. В структуре экономического ущерба от загрязнения атмосферы преобладает воздействие на здоровье населения - 67%, на сельское хозяйство - 13,7%, коммунальное хозяйство - 13,8%, оборудование, сырье, материалы - 5,5%.

Вред от отработанных автомобильных газов автотранспорта усугубляется еще и тем, что их выброс образуется и концентрируется в непосредственной сфере жизнедеятельности человека, вызывая опасные воздействия атмосферного воздуха на здоровье населения. Оседая на поверхности суши и водных объектов, по различным цепочкам, вредные вещества попадают в почву, растения, загрязняют поверхностные и промышленные запасы питьевой воды, разрушающе действуют на строительные конструкции, памятники архитектуры и т. д.

В связи с резким увеличением в Воронежской области на протяжении последних лет количества автотранспорта (на 2 - 5 процентов ежегодно), низким уровнем сервисного и дорожного обслуживания, поступлением некачественного топлива объемы токсичных выбросов от автомобильной техники, в числе которых канцерогенные и мутагенные вещества, постоянно увеличиваются. Так, изношенность автобусного парка области, выполняющего социально-значимые перевозки, достигла 70 - 80%.

Реальным выходом из создавшейся ситуации является перевод автотранспорта на газообразное топливо.

Применение газа сокращает в 3 - 4 раза выбросы окислов углерода и на 15 - 20 процентов окислов азота, в 3 - 5 раз снижает дымность отработавших газов дизельных двигателей.

1.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА ПАССАЖИРСКОГО

АВТОТРАНСПОРТА НА ГАЗООБРАЗНОЕ

ТОПЛИВО В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Рост парка автотранспортных средств в Воронежской области, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива, сдерживает:

- недостаточное количество заправочных стационарных и передвижных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (в области работают 5 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций);

- неудовлетворительное финансовое состояние автотранспортных предприятий и населения в части приобретения газобаллонной аппаратуры;

- отсутствие законодательной базы и иных нормативных правовых актов, регулирующих и стимулирующих использование газа в качестве моторного топлива;

- высокая цена газобаллонного оборудования;

- недостаточное количество пунктов сервисного и гарантийного обслуживания газобаллонной аппаратуры.

1.3. ОЦЕНКА МЕР, ПРИНЯТЫХ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА АВТОТРАНСПОРТЕ

ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА

Для улучшения экологической обстановки администрацией Воронежской области, заинтересованными предприятиями и ведомствами проводится работа по расширению использования природного газа, направленная на:

1. Увеличение численности газобаллонных автотранспортных средств с целью сокращения вредных техногенных выбросов в атмосферу.

В течение последнего времени администрацией Воронежской области проводилась работа по переводу пассажирского автотранспорта на использование природного газа в качестве моторного топлива за счет средств экологического фонда. Так, по итогам 2001 года на сжатый природный газ переведено 52 автобуса пассажирских предприятий, выполняющих социально значимые перевозки, дотированных из областного бюджета, в том числе: Борисоглебское ПАТП - 19 ед., ПАТП-5 - 7 ед., ОАО "Лискинское АТП" - 3 ед., ОАО "Россошанская автоколонна N 1501" - 12 ед., ОАО "Павловское АТП" - 2 ед., ОАО "Острогожская автоколонна N 1426" - 7 ед., ОАО "Семилукское АТП" - 1 ед., ОАО "Землянское АТП" - 1 ед.

2. Дальнейшее расширение сети стационарных и передвижных средств заправки автомобилей газом.

В этих целях ОАО "Воронежоблгаз" планирует на период реализации Программы построить 9 заправочных станций в следующих городах: Бутурлиновке, Боброве, Воронеже, Лисках, Острогожске, Павловске, Семилуках, Россоши и в районном центре Новая Усмань.

3. Развитие научно-исследовательской, опытно-конструкторской деятельности и организацию производства новых газозаправочных и газоиспользующих средств и баллонов, контрольно-диагностического и вспомогательного оборудования, обеспечивающих эффективное и безопасное использование сжатого газа на автотранспорте.

ОАО "Борхиммаш" освоен серийный выпуск автомобильной газонаполнительной компрессорной станции в блочно-контейнерном исполнении на 75 автозаправок в сутки (АГНКС).

ОАО "Завод "Процессор" совместно с предприятием НПО "Ротор" и ОАО "Газприборавтоматика" разработаны современные газораздаточные колонки для сжатого газа.

В ООО "Космос-Нефть-Газ" и КБХА ведутся разработки систем питания, позволяющих использовать в качестве моторного топлива как сжатый, так и сжиженный газ.

4. Правовое и нормативное обеспечение расширения парка газобаллонных автотранспортных средств.

Администрацией Воронежской области принято постановление от 03.06.1998 N 529 "О расширении использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте", в соответствии с которым перевод автотранспорта и сельскохозяйственной техники на природный газ является приоритетным направлением по снижению загрязнения окружающей среды.

В настоящее время на территории Воронежской области уже работают пять стационарных газонаполнительных станций по заправке сжатым газом (г. Воронеж - 2 ед., г. Лиски - 1 ед., г. Острогожск - 1 ед., г. Россошь - 1 ед.) и двенадцать передвижных газозаправщиков сжиженного газа. Задействованы имеющиеся базы по переоборудованию и переосвидетельствованию газобаллонных автомобилей в ОАО "Автогаз" и АОЗТ "Автобытгаз". За счет средств Острогожского управления магистральных газопроводов (УМГ) организованы участки по переоборудованию транспортных средств для работы на газообразном топливе на Острогожском авторемзаводе и в Лискинском рефрижераторном депо. Острогожским УМГ заключен договор с АО "Автосистема" на поставку сертифицированного газобаллонного оборудования для различных марок автомобилей и автобусов, в том числе марки ЛАЗ(ЛИАЗ) и ПАЗ, которые эксплуатируются в основном на городских и пригородных пассажирских маршрутах. Действующие 5 станций уже сейчас обеспечивают заправку 1750 автомобилей в сутки.

Рядом предприятий за счет собственных средств переведена на сжатый газ часть имеющегося автотранспорта и получен значительный экономический и экологический эффект:

- в Россошанской автоколонне N 1501 из имеющихся 150 единиц автотранспорта на компримированном газе работают 70, экономия ГСМ составляет около 700 тыс. рублей в год;

- на Острогожском молокозаводе из 40 автомолоковозов на сжатом газе работает 30 ед., экономия средств составляет более 200 тыс. рублей в год.

В Острогожском аграрном техникуме преподавателями и студентами ведется научно-исследовательская и практическая работа по переводу на сжатый газ сельскохозяйственной техники.

Планируется строительство передвижных автомобильных газонаполнительных компрессорных пунктов на федеральных дорогах области с использованием средств инвесторов и заинтересованных организаций.

В настоящей Программе предлагается перевод на газообразное топливо автобусного парка пассажирских автопредприятий, выполняющих социально значимые перевозки, дотированных из областного и федерального бюджетов.

Автомобильные пассажирские перевозки городского и пригородного направлений являются планово-убыточными, так как себестоимость перевозки одного пассажира в 3 - 5 раз больше, чем действующие тарифы, утверждение которых отнесено к компетенции органов исполнительной власти.

В соответствии с этим из бюджетов различных уровней выделяются финансовые средства для компенсации выпадающих доходов от автотранспортной деятельности. Так по итогам 2001 года финансирование пассажирского автотранспортного комплекса из бюджетов всех уровней составило 135,5 млн. рублей, за счет бюджетных средств приобретено 111 автобусов.

В 1 полугодии 2002 года на финансирование деятельности автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, из областного и федерального бюджетов было выделено 76878,2 тыс. рублей, что в 1,7 раза больше соответствующего периода 2001 года, приобретено 176 автобусов, что значительно улучшило обслуживание пассажиров районов области и пригородной зоны г. Воронежа.

В сумме затрат автопредприятий на осуществление перевозок пассажиров 30 - 40% приходится на приобретение ГСМ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»