Непроизводственные виды бытовогообслуживания населения |
Непроизводственные виды бытовогообслуживания населения |
Непроизводственные виды бытовогообслуживания населения |
Непроизводственные виды бытовогообслуживания населения |
На протяжении всего представленного периода основная доля малых предприятий (в среднем 80,0%) приходилась на три отрасли -торговлю, включая общественное питание (47%), промышленность (18%) и строительство (15%). Соответственно, численность работников, занятых на малых предприятиях, и объемы производства продукции в значительной степени также определялись указанными отраслями. Так, удельный вес числа работников, занятых в предприятиях торговли, промышленности и строительства, составляет (по обследуемым годам) от 80 до 85%, выпуск продукции от 81 до 88%. Основные инвестируемые малые предприятия, это -строительные - от 59 до 70% всего объема инвестиций в малый бизнес и промышленные - от 11 до 23%.
В 2002 году из представленных отраслей наиболее быстрыми темпами развивались малые предприятия транспорта (прирост числа предприятий в 2,4 раза, численности работников в 6,9 раза) и сельского хозяйства (прирост показателей соответственно в 1,8 и 2,7 раза). Однако их доля в отраслевой структуре по-прежнему оставалась низкой и занимала 4,8% по числу предприятий.
Развитие малого бизнеса в промышленности в 2002 году шло по пути укрупнения действующих предприятий. Так, при незначительном сокращении числа малых промышленных предприятий (на 0,6%), число занятых в этой отрасли увеличилось в 1,6 раза (на 15,6 тыс.чел.). На 16,4% (на 9,7 млн.руб.) по сравнению с 9 месяцами 2001 года увеличились инвестиции в основной капитал малых промышленных предприятий. Хорошими темпами развивался малый бизнес в торговле и общественном питании. Число малых предприятий к соответствующему уровню 2001 года увеличилось на 43,4% (2170 единиц), среднесписочная численность работников - в 2,2 раза (на 41,4 тыс.человек), инвестиции в основной капитал - на 10,7% (на 4,3 млн.руб.). В строительстве темпы прироста составили по количеству предприятий - 1,6% (29 единиц), числу занятых работников - 11,5% (2,9 тыс.чел.), инвестициям- 31,8% (81,2 млн.руб.).
За 9 месяцев 2002 года при общем приросте объема продукции на 8,3% (550,2 млн.руб.) наиболее значительные результаты можно отметить в деятельности малых предприятий непроизводственных видов бытового обслуживания населения (услуги возросли в 1,8 раза), сельского хозяйства, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения (рост в 1,7 раза). Прирост объемов производства в предприятиях строительства сложился в размере 20,3%, торговле и общественном питании - 4,8%. В промышленности сократился на 0,8%.
В связи с активизацией предпринимательской деятельности в 2002 году Воронежская область значительно опережала по темпам роста основных показателей развития малого бизнеса большинство регионов Российской Федерации (по данным доклада Госкомстата Российской Федерации "Социально-экономическое положение России за 2002 год".
Таблица 3
Основные показатели развития малого предпринимательства в Воронежской области, Центральном федеральном округе, Центрально- Черноземном регионе и Российской Федерации в целом за 9 месяцев 2002 года (в сравнении с 9 месяцами 2001 года)
Анализ развития малого бизнеса за 9 месяцев 2002 года показал, что Воронежская область являлась лидирующей по темпам прироста всех показателей, за исключением одного - "инвестиции в основной капитал малых предприятий". Однако более низкий темп роста инвестиций в Воронежской области в отчетном периоде связан с различием в объемах произведенных инвестиций регионами России за 9 месяцев 2001 года. Так, в Воронежской области за 9 месяцев 2001 года было произведено инвестиций в основной капитал малых предприятий в размере 88,4% годового объема, тогда как по ЦФО - 31,8%, ЦЧР - 74,5% и РФ в целом - 44,7%. В результате, несмотря на значительные размеры инвестирования малых предприятий в Воронежской области, сложилось отставание по темпам роста от других регионов Российской Федерации к уровню 9 месяцев 2001 года.
Опережающие темпы развития малого бизнеса в Воронежской области сказались на повышении удельного веса региона по всем основным показателям развития малого бизнеса в ЦФО, ЦЧР и РФ в целом.
Таблица 4