N п/п | Наименование показателей (из главы 6 "Эффективность Программы") |
*) Сокращение уровня налоговых поступлений от малого бизнеса в общих налоговых доходах региона связано с более быстрыми темпами прироста последних по сравнению с приростом налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства (51,2% против 11,7% за 2002 год).
В связи с недостаточностью принимаемых мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства продолжает сдерживаться следующими основными проблемами:
- отсутствием надежного правового обеспечения стабильных условий ведения бизнеса. В правовой плоскости лежит решение проблем ликвидации административных барьеров, создания благоприятного налогового режима, ликвидации ведомственной разобщенности, соблюдения интересов предпринимателей. Нормативно-правового закрепления требуют и многие меры государственной поддержки малого предпринимательства, касающиеся развития лизинга, кредитной деятельности, создания благоприятных условий для инвестирования и проведения других мер. Внесения изменений требует базовый Закон Воронежской области от 17 ноября 1997 года N 20-II-ОЗ "О государственной (областной) поддержке малого предпринимательства в Воронежской области", определяющий основы регулирования и поддержки малого бизнеса в регионе;
- недостаточным ресурсным обеспечением (финансовым и имущественным) субъектов малого предпринимательства и объектов инфраструктуры поддержки. Затруднен доступ к стартовому капиталу для начинающих предпринимателей и возможность реализации перспективных проектов развивающихся предприятий. Отсутствует система поддержки субъектов предпринимательства в использовании государственного и муниципального имущества, производственных имущественных комплексов крупных предприятий (неплатежеспособных или неэффективно работающих);
- неразвитостью инфраструктуры поддержки и ее неравномерностью на территории региона. 14 районов области (Аннинский, Бобровский, Верхнемамонский, Верхнехавский, Каменский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Острогожский, Павловский, Панинский, Репьевский, Семилукский, Таловский, Эртильский) не охвачены комплексными услугами центров и фондов поддержки малого предпринимательства; недостаточно развита специализированная инфраструктура по оказанию финансовых, имущественных, правовых, организационных и других услуг;
- недостаточным образовательным уровнем руководителей и специалистов, работающих в малом бизнесе. Слабо реализуется потенциал высших учебных заведений в подготовке специалистов для малого предпринимательства. В 2001-2002 учебном году по специальностям "менеджмент", "маркетинг", "коммерция", "экономика и управление на предприятии" и другим аналогичным специальностям выпущено 1440 человек (12,0% от общего выпуска специалистов по области). Для сравнения, в индустриально развитых странах на изучении менеджмента специализируются 25% студентов.
Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области предусматривает последовательную политику в развитии регионального малого бизнеса - стабилизацию правового регулирования предпринимательства, ресурсную поддержку, а также кадровое, информационное и организационное обеспечение субъектов малого бизнеса.