УПРАВЛЕНИЕ ПО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 07 апреля 2011 года N 56

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Законом Воронежской области от 04.04.2007 N 39-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления" и в целях совершенствования управления в сфере обращения с отходами производства и использования вторичных ресурсов приказываю:

1. Утвердить прилагаемую стратегию обращения с отходами производства на территории Воронежской области.

2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Руководитель управления
Н.В.СТОРОЖЕНКО

Утверждена

приказом

управления по экологии

и природопользованию

Воронежской области

от 07.04.2011 N 56

СТРАТЕГИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

I. Общие положения


Стратегия обращения с отходами производства на территории Воронежской области (далее - Стратегия) представляет собой систему целей, задач, направлений и путей их осуществления, которые должны реализовываться в региональных нормативных правовых актах, актах органов местного самоуправления, региональных программах, инвестиционных проектах и комплексах внепрограммных мероприятий, направленных на обеспечение деятельности отходоперерабатывающей индустрии.

Стратегия является основой для конструктивного взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, участвующими в сфере обращения с отходами производства для достижения целей, определенных Стратегией.

II. Характеристика системы обращения с отходами производства


Существующее состояние в области обращения с отходами производства характеризуется ростом объемов их образования и захоронения и незначительным уровнем вовлечения в хозяйственный оборот.

В Воронежской области на сегодняшний день одна из основных природоохранных задач - решение проблемы утилизации отходов. За последние годы в регионе появился еще один мощный фактор, влияющий на количество отходов: промышленность снова наращивает производственные мощности, а значит, существенно увеличивается и количество отходов производства, что приводит к загрязнению окружающей среды.

В 2009 году на территории Воронежской области образовалось более 9,0 млн. тонн отходов производства и потребления (в т.ч.: I класса опасности - 135,6 тонн, II класса опасности - 1521,7 тонн, III класса опасности - 18,1 тыс. тонн, IV класса опасности - 1,212 млн. тонн, V класса опасности - 7,8 млн. тонн) (для сравнения - в 2008 году - 4,1 млн. тонн), что обусловлено проведением работ по модернизации производств на предприятиях, а также увеличением количества образовавшихся отходов IV, V классов опасности. В приложении 1 представлена динамика объемов образования отходов на территории Воронежской области за 2007, 2008, 2009 годы (основание: данные государственного статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы)).

Существующая схема обращения с отходами производства Воронежской области экономически и технологически неэффективна, а также не обеспечивает выполнение требований природоохранного законодательства.

Особую проблему представляют отходы промышленного производства (промышленные отходы). Токсичность, пожаро- и взрывоопасность создают особый риск для населения и окружающей среды в процессе технологического цикла обращения промышленных отходов.

Отходы промышленного производства образуются в результате химических и температурных воздействий на вещества природного происхождения. Они бывают возвратными (используются в том же цикле производства) и невозвратными (неупотребимыми в рамках данного производства). Последний тип отходов может быть использован как вторичное сырье в других производствах либо утилизирован. Кроме того, существуют неупотребимые остатки сырья, не подвергающиеся утилизации. В этом случае процесс утилизации отходов сводится к своевременному и грамотному обезвреживанию и захоронению промышленных отходов по установленным нормам и правилам.

В настоящее время в мировой практике внедрены и успешно используются следующие способы и технологии утилизации отходов производства: термическое обезвреживание, механическая деструкция, стерилизация и высокотемпературное сжигание, демеркуризация ртутьсодержащих приборов и др.

Анализ статистических данных по образованию и накоплению отходов на территории Воронежской области говорит о том, что доминирующее положение по объемам занимают отходы, подлежащие переработке. Однако сложившаяся в области система правового регулирования не выделяет переработку отходов, подлежащих использованию (вторичных материальных ресурсов), в качестве самостоятельного объекта управления.

Индустрия рециклинга отходов (возврата в производственно-технологические процессы) в Воронежской области практически не развита и нуждается в государственной поддержке.

Помимо экологических аспектов, проблема обращения с отходами производства имеет и экономическую сторону. Неиспользуемые отходы - это тысячи тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозвратно теряемых вторичных материальных ресурсов. Утилизация отходов, переработка вторичного сырья может дать существенную экономию финансовых, материальных ресурсов и энергии. Кроме того, при транспортировке отходов не всегда минимизируется прогон специализированного автотранспорта, который является интенсивным источником загрязнения атмосферы.

III. Цели и задачи политики в области обращения с отходами производства


Целью политики в области обращения с отходами производства является создание и обеспечение деятельности отходоперерабатывающей индустрии (отрасли обращения с отходами), а также системы ответственности, обеспечивающей обращение с отходами производства в технологическом цикле с исключением несанкционированного размещения их в окружающей среде, минимизацию объемов (количества) образуемых отходов, максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот, достижение экологической безопасности при размещении отходов, не пригодных для утилизации.

Для достижения основной цели политики в области обращения с отходами производства необходимо решить следующие задачи:

- создание условий для обеспечения финансовой устойчивости отрасли обращения с отходами производства, включающей в себя деятельность по сбору, накоплению, диспетчеризации, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов;

- создание единой системы нормативного правового и технологического управления отходами производства на протяжении всего жизненного цикла продукции с целью управления качеством отходов как сырья;

- стимулирование использования вторичных и возобновляемых ресурсов, обеспечение условий предоставления качественных услуг по утилизации отходов производства;

- разработка и создание технологий и технологических комплексов по утилизации отходов производства;

- экологически безопасное транспортирование отходов;

- внедрение наилучших доступных технологий утилизации отходов производства отечественного или иностранного происхождения;

- создание дополнительных льгот для предприятий, осуществляющих низкорентабельную утилизацию отходов.

IV. Стратегические подходы в системе обращения с отходами производства


Стратегический курс системы управления в сфере обращения с отходами производства должен базироваться на сокращении полигонного захоронения и создании отходоперерабатывающей индустрии (отрасли обращения с отходами), расширения использования отходов в экономике в качестве вторичных материальных ресурсов. Это позволит Воронежской области повысить качество окружающей среды и создать новую промышленную отрасль в экономике.

Исходя из предложенной стратегии, технологическая схема обращения с отходами на территории Воронежской области должна строиться на основе следующих принципов:

- использование новейших научно-технических достижений в целях внедрения малоотходных технологий;

- комплексная переработка сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества образующихся отходов;

- использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами производства с целью повышения конкурентоспособности экологически обоснованного обращения с отходами, минимизации захораниваемых отходов путем стимулирования уменьшения их образования и увеличения доли вовлечения в хозяйственный оборот;

- уменьшение количества образования отходов в целом и снижение класса опасности образуемых отходов;

- внедрение перспективных методов управления отходами, включая концессионные механизмы и практическую реализацию принципа "загрязнитель платит";

- вовлечение неизбежно образующихся отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов;

- экологически безопасное обезвреживание, обеззараживание и захоронение неиспользуемых отходов;

- признание отходов в качестве источника постоянно пополняемых материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов;

- обеспечение условий для максимального приближения деятельности по сбору, сортировке и утилизации отходов к месту их образования;

- разработка комплексной системы обращения с отходами производства, включая отработку механизмов взаимодействия в рамках соответствующей деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий малого и среднего бизнеса;

- развитие информационно-аналитической базы данных об отходах производства, в том числе банка данных о предприятиях, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, банка данных технологий по переработке и обезвреживанию отходов и обеспечению их доступности для заинтересованных сторон, включая общественность. Отсутствие соответствующей информации не позволяет организациям и предприятиям получить необходимые сведения о средствах и методах утилизации отходов, потребностях территорий в сырье или продукции утилизации, объемах и поставках отходов, местах их образования, накопления и др.

V. Система программных мероприятий


Предлагаемая система программных мероприятий включает в себя следующие основные направления:

1. Совершенствование нормативно-правового регулирования и управления в сфере обращения с отходами производства и использования вторичных ресурсов:

Отсутствие в законодательстве Воронежской области правовых норм, регламентирующих вопросы сбора и использования вторичных материальных ресурсов, является одним из факторов, препятствующих развитию бизнеса по переработке отходов и, как следствие, увеличению доли их повторного потребления в производственно-технологическом цикле предприятий.

Для решения данной задачи планируется разработка Закона Воронежской области "О вторичных материальных ресурсах", модельных положений для принятия соответствующих правовых актов органами местного самоуправления по организации обращения с отходами строительства и сноса, сельскохозяйственного производства, сахарного производства, отходами при обработке сточных вод, отходами черных и цветных металлов, стекла, полимерных материалов, резины, отработанными маслами, аккумуляторными батареями, древесными отходами, промасленными материалами, отработанными люминесцентными лампами и др. приборами, содержащими ртуть, отходами электрооборудования и т.д.

2. Модернизация системы обращения с отходами:

Модернизация системы обращения с отходами производства должна осуществляться по следующим направлениям:

1) учет промышленного потенциала накопленных и образующихся отходов, являющихся техногенным ресурсом;

2) вовлечение в хозяйственный оборот не только высоколиквидных и рентабельных отходов, главным образом, лома и отходов черных и цветных металлов, макулатуры, чистых текстильных, полимерных материалов, древесных отходов, стеклобоя, отходов промышленности строительных материалов, но и таких плохо используемых отходов, как отходы потребления (например, вышедшая из употребления упаковка, одежда, изделия технического назначения и домашнего обихода, холодильники, стиральные машины, радиоэлектронная техника, автомобили, изношенные шины, отработанные нефтепродукты, сельскохозяйственные отходы и т.д.);

3) реализация принципа "загрязнитель платит": субъекты хозяйственной деятельности должны нести ответственность на стадии превращения в отход продукции, которую они ввели в обращение;

4) законодательное закрепление требования к природопользователям по обязательной утилизации образующихся отходов;

5) ускоренное внедрение имеющихся отечественных и зарубежных технологий и оборудования, направленных на вовлечение отходов в хозяйственный оборот;

6) модернизация промышленных предприятий с целью предотвращения образования отходов и сокращения их количества (внедрение малоотходных и безотходных технологий; замена устаревшего оборудования);

7) организация и осуществление субъектами хозяйственной и иной деятельности, юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;

8) проведение на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственниками объектов размещения отходов, а также лицами во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния окружающей среды.

3. Утилизация отходов производства:

Утилизация отходов производства должна включать следующие основные этапы:

1) определение точного количества промышленных отходов;

2) определение составляющих компонентов промышленных отходов;

3) определение класса опасности отходов и степени влияния на окружающую среду и здоровье человека;

4) составление паспорта опасных отходов;

5) подготовка твердых отходов к утилизации (сбор, сортировка, упаковка). Упаковке твердых отходов должно уделяться большое внимание еще до начала этапа переработки промышленных отходов;

6) транспортировка промышленных отходов. Вывоз опасных отходов должен осуществляться только специализированным и подготовленным транспортом;

7) обезвреживание опасных отходов. Некоторые отходы требуют обезвреживания перед окончательной переработкой и захоронением на полигонах;

8) переработка промышленных отходов на специальном оборудовании в соответствии с сертифицированными технологиями;

9) захоронение промышленных отходов на специализированных территориях (полигонах) - заключительный этап процесса утилизации отходов.

4. Проектирование и строительство объектов по сбору, переработке и утилизации отходов производства:

При подготовке стратегии обращения с отходами производства, с целью минимизации их негативного влияния на окружающую среду, был проведен анализ структуры отходов, образующихся во всех отраслях промышленности и в сельском хозяйстве Воронежской области. По результатам статистической отчетности 2ТП-отходы были выделены в следующие наиболее многотоннажные группы отходов производства и потребления:

Вид отхода

Количество
 образованных в 2009
 году отходов, т

С/х отходы (навоз, помет, шелуха, жом, жмых, отх.
 семян и т.п.)

3283751,40

Фильтрационный осадок сахарного производства
 ("сахарный дефекат")

410184,474

Отходы черных и цветных металлов

203093,6

Отходы (осадки) при обработке сточных вод

131398,8

Отходы строительных материалов

141541,4

Отходы стекла

88338,8

Отходы бумаги и картона

30067,1

Древесные отходы (щепа)

19299,0

Отходы полимерных материалов

5905,8

Шпалы отработанные

4547,9

Отработанные масла

4101,01

Отработанные АКБ

693,3

Отходы промасленных материалов, опилки,
 загрязненные нефтепродуктами

515,93

Отработанные люминесцентные лампы и др. приборы,
 содержащие ртуть

149,391

Отходы сложного комбинированного состава и
 электрооборудования

55,2

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»