ГУБЕРНАТОР ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
УКАЗ
от 28 декабря 2009 года N 561-у
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 ГОД"
Изменения:
Указ губернатора Воронежской области от 16.04.2010 N 104-у НГР ru36000201000289
Указ губернатора Воронежской области от 21.05.2010 N 144-у НГР ru36000201000417
Указ губернатора Воронежской области от 06.07.2010 N 217-у НГР ru36000201000695
Указ губернатора Воронежской области от 08.08.2010 N 250-у НГР ru36000201000843
Указ губернатора Воронежской области от 15.11.2010 N 377-у НГР ru36000201001316
Указ губернатора Воронежской области от 30.12.2010 N 441-у НГР ru 36000201001522
С целью предупреждения роста социальной напряженности на рынке труда области и сохранения имеющегося кадрового потенциала, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2010 год" (далее - Программа).
2. В целях реализации Программы определить управление занятости населения Воронежской области (Бай) уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.
3. Департаменту финансово-бюджетной политики Воронежской области (Сафонова), управлению занятости населения Воронежской области (Бай) разработать механизм прохождения финансовых средств в рамках реализации Программы.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований Воронежской области оказывать содействие органам службы занятости в организации общественных работ и временной занятости работников, находящихся под риском увольнения, безработных граждан и граждан, ищущих работу.
5. Контроль за исполнением настоящего указа возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В.
Губернатор Воронежской области А.В.ГОРДЕЕВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 ГОД"
Перечень | Содержание |
Наименование | Региональная программа "Дополнительные мероприятия по |
Основание для | Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N |
Наименование | Управление занятости населения Воронежской области |
Основные | Управление занятости населения Воронежской области |
Цели и задачи | Цель: |
Важнейшие целевые | Сдерживание регистрируемой безработицы в Воронежской |
Сроки и этапы | 2010 год. |
Перечень основных | Программа предусматривает реализацию следующих |
Объемы и источники | Общий объем финансирования Программы составляет 201,9 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической | Реализация Программы позволит: |
Система организации | Контроль за реализацией Программы осуществляется |
В Воронежской области по итогам 2008 года сохранялась положительная динамика важнейших макроэкономических показателей. Были достигнуты более высокие темпы роста промышленного и сельскохозяйственного производства, чем в среднем по Российской Федерации (индекс промышленного производства области - 104,6%, Российская Федерация - 102,1%; рост объема продукции сельского хозяйства области - 126,2%, Российская Федерация - 110,8%). С августа - сентября 2008 года в экономике области, как и в целом в Российской Федерации, начали проявляться негативные тенденции, свидетельствующие о распространении последствий экономического кризиса на уровень региона.
Падение в основных сферах экономики продолжалось до мая 2009 года. Рост демонстрировали только рынки производства и переработки сельскохозяйственной продукции, розничной торговли и платных услуг. Сохранялась положительная динамика объемов жилищного строительства.
С июня 2009 года стали наблюдаться позитивные тенденции в экономике области, однако пока они не приняли устойчивого характера.
Так, объемы производства промышленной продукции по итогам 9 месяцев 2009 года снизились на 9,5% к уровню соответствующего периода 2008 года, строительных работ - на 7,5%.
По итогам первого полугодия 2009 года инвестиции в основной капитал по предприятиям и организациям Воронежской области в сопоставимых ценах соответствовали уровню предыдущего года, в то же время объемы привлеченных в экономику инвестиционных ресурсов по кругу крупных и средних организаций сократились на 18,3% (за январь - август т.г. - на 9,7%). Почти в 2 раза сократился внешнеторговый оборот. Объем продукции, экспортируемой предприятиями региона, сократился на 35,9% против 30-процентного роста по итогам соответствующего периода прошлого года.
Сальдированный финансовый результат за январь - август составил только 35,6% от уровня прошлого года и к январю т.г. снизился в 2,1 раза.
Спад в экономике и ухудшение финансового положения организаций повлекли за собой сокращение рабочих мест и реальных располагаемых доходов населения (располагаемых доходов - на 4,7%, заработной платы - на 5,4%).
С целью стабилизации социально-экономической ситуации и поддержки граждан в условиях финансово-экономического кризиса правительством Воронежской области начиная с октября 2008 года реализуется комплекс антикризисных мер:
- создан координационный совет при правительстве Воронежской области по разработке механизмов государственного регулирования, направленных на предупреждение и минимизацию возможных негативных последствий мирового финансового кризиса;
- организована система еженедельного и ежемесячного мониторинга социально-экономической ситуации в области;
- реализуется программа антикризисных мер правительства Воронежской области на 2009 год.
Промежуточные итоги реализации антикризисных мер свидетельствуют о наметившихся за последние 4 - 5 месяцев положительных тенденциях в социально-экономической сфере. Существенно - в 4,2 раза (на 133,8 млн. рублей) по отношению к пиковому значению, пришедшемуся на начало апреля, снижен уровень просроченной заработной платы (по Российской Федерации - в 1,7 раза).
Ряд показателей экономики региона, имеющих негативную динамику, лучше среднероссийских: индекс промышленного производства в Воронежской области на 5,0 процентных пункта выше среднего значения по стране, объем строительных работ - на 10,9 процентных пункта.
По итогам 2009 года ожидается отрицательная динамика развития в промышленности (индекс промышленного производства по прогнозу составит 92,1% к уровню 2008 года). На усилении отрицательной динамики скажется введение процедуры банкротства на ряде предприятий. Вместе с тем реализация активной государственной (областной) промышленной политики, выполнение программы строительства пассажирских самолетов ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" на производственной площадке ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество", некоторое улучшение конъюнктуры мировых цен на продукцию химии и нефтехимии позволят минимизировать влияние негативных факторов.
Отрицательная динамика промышленного производства и строительства обусловит снижение объемов перевозки грузов. Грузооборот организаций транспорта общего пользования по прогнозу сократится в 2009 году на 15 - 18% к уровню 2008 года.
Отмеченные тенденции в социально-экономической сфере обусловили положение, складывающееся на рынке труда области.
Численность трудовых ресурсов области в среднем за 2008 год составила 1414,2 тыс. человек, или 62,2% общей численности населения области. За 2008 год численность трудовых ресурсов области снизилась на 7,5 тыс. человек.
Трудовые ресурсы области в среднем за 2009 год оцениваются в 1404,0 тыс. человек, или с сокращением к уровню предыдущего года на 10,2 тыс. человек (на 0,7%).
Численность экономически активного населения в 2008 году составила 1124,7 тыс. человек, или 49,4% от общей численности населения области. В их числе 1064,7 тыс. человек (94,7% экономически активного населения) были заняты в экономике и 60,0 тыс. человек (5,3%) не имели места работы и в соответствии с методологией Международной организации труда (далее - МОТ) считались безработными.
Замедление экономического роста в последнем квартале 2008 года и ухудшение финансового положения организаций повлекло за собой сокращение рабочих мест. Однако существенного ухудшения ситуации на региональном рынке труда в 2008 году не произошло. По состоянию на конец 2008 года в органах службы занятости населения в качестве безработных зарегистрировано 21,8 тыс. человек, или 104,3% к уровню на начало года. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,9% экономически активного населения области против 1,8% на начало года.
В среднем за 2008 год официально зарегистрировано безработными 18,2 тыс. человек, или 87,9% к уровню 2007 года. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,6% от численности экономически активного населения, уровень безработицы на полном рынке труда - 5,3% против 5,2% в 2007 году.
В январе - апреле 2009 года отмечалось резкое нарастание напряженности на региональном рынке труда. Численность работников, предполагаемых к увольнению в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности, удвоилась по сравнению с началом года и достигла почти 8 тыс. человек, более 4,0 тыс. человек из них были уже уволены. К 1 мая т.г. на учете в службе занятости состояли 32,4 тыс. безработных, к уровню начала года их численность выросла в 1,5 раза. Численность работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности, увеличилась среди зарегистрированных безработных в 1,8 раза, почти в три раза увеличилась численность уволенных по собственному желанию, в 2,5 раза - численность граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Уровень безработицы возрос с 1,9% до 2,9%. Впервые за 10 лет уровень безработицы в областном центре превысил среднеобластной.
Существенное сокращение спроса на труд произошло прежде всего в организациях обрабатывающих производств (в организациях, занимающихся производством строительных материалов (на 18,4%), производством готовых металлических изделий (на 13,8%), производством машин и оборудования (на 11,8%)). На 17,0% сократилось число занятых в организациях, занимающихся торговлей автотранспортными средствами.
Масштабы неполной занятости в организациях также возросли к апрелю т.г. почти вдвое по сравнению с началом года: численность работников, работающих неполное рабочее время, составила 8,0 тыс. человек, в простое по вине работодателя находились 4,6 тыс. человек, в отпусках без сохранения заработной платы - 1,4 тыс. чел.
Регулирование ситуации на региональном рынке труда обеспечивается в рамках реализации мероприятий областной целевой программы "Содействие занятости населения Воронежской области на 2008 - 2011 годы", региональной программы "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда на 2009 год", областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Воронежской области на 2007 - 2010 годы".
За счет реализации мероприятий двух региональных программ содействия занятости к середине апреля в области преодолена тенденция роста безработицы. В летние месяцы уровень регистрируемой безработицы стабилизировался на отметке 2,7% против 2,9% в апреле - мае т.г., а к ноябрю снизился до уровня 2,2%.
Итоги реализации региональной программы "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда на 2009 год" представлены в таблице 1.
Таблица 1
N | Мероприятия программы | По | Фактически | % |
1. | Опережающее профессиональное обучение | 4929 | 1751 | 35,5 |
2. | Организация общественных работ, | 13500 | 20687 | 153,2 |
3 | Оказание адресной поддержки гражданам, | 500 | 387 | 77,4 |
4 | Содействие развитию малого | 550 | 550 | 100% |
Наибольшие сложности возникли при реализации опережающего обучения:
1. Несоответствие фактической ситуации по неполной занятости прогнозным расчетам (в среднем 14,5 тысячи человек против 30 тыс. человек по прогнозу). Более 20% граждан, находящихся под угрозой увольнения, относятся к категории лиц предпенсионного возраста.
2. Экономическая нецелесообразность организации мероприятия под инвестпроекты, т.к. сроки ввода в эксплуатацию наиболее крупных из них, как правило, 2011 - 2014 годы.
3. Отсутствие возможностей организации проведения достаточно продолжительного опережающего профобучения, т.к. в ряде крупных организаций продолжительность неполной занятости не превышала 2 - 3 месяцев для каждого работника. В то же время учебные программы по наиболее востребованным рабочим профессиям: электрогазосварщик, газорезчик, монтажник, водитель, станочник, учебные программы рассчитаны не менее чем на 4 месяца при обучении с отрывом от производства.
Реализация мероприятия находится на особом контроле правительства области. Ряд предпринятых правительством области организационно-административных мер, нацеленных на проведение индивидуальной работы с предприятиями по ее реализации, с учетом реальной социально-экономической ситуации в регионе позволил повысить число участников в два раза.
Не в полном объеме реализовано мероприятие по оказанию адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест. Можно выделить две основные причины этого:
- ряд граждан, направленных центрами занятости населения в другую местность, не представляют трудовые договоры, заключенные с работодателем;
- часть граждан трудоустраиваются в другие организации, не заключившие договор с центром занятости.
В мероприятии по организации общественных работ приняли участие в 1,3 раза граждан больше, чем предусматривалось программой, т.к. средний период участия в работах составил около 2,5 месяца.
Число участников мероприятия по организации собственного дела было откорректировано с 300 до 550 человек.
По состоянию на 01.11.2009 в области зарегистрировано 25,4 тыс. безработных, что соответствует уровню безработицы в 2,2%. К максимальному значению, зафиксированному на начало апреля, число зарегистрированных безработных снизилось на 7,5 тыс. человек, или 23,8%.
Напряженность на регистрируемом рынке труда по численности незанятых граждан составила 1,6 чел. на одну вакансию против 3,7 в марте текущего года.
Сокращаются темпы и объемы массового высвобождения. О предстоящем массовом высвобождении работников (с начала ведения мониторинга) заявляли 167 организации. К высвобождению ими планировалось 12,8 тыс. человек. Фактически высвобождено 8,4 тыс. человек, из которых 3,6 тыс. были трудоустроены, 1,8 тыс. направлены на пенсию по возрасту.