Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"

Создание системы обращения с отходами потребления


В число наиболее острых проблем охраны окружающей среды Воронежской области входит упорядочение обращения с отходами потребления.

По данным государственной статистической отчетности в 2010 году на территории области образовалось 3,58 млн. тонн отходов.

Существующее состояние в сфере обращения с отходами на территории области характеризуется большими объемами образования и захоронения отходов потребления на полигонах (свалках), не отвечающих требованиям санитарных и экологических норм. В 2010 году было передано для захоронения и захоронено на собственных объектах размещения 996,21 тыс. тонн отходов.

В таблице представлена динамика объемов образования отходов на территории Воронежской области за предыдущие 6 лет (основание: данные государственного статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы):

Отходы

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Промышленные (I - III классы опасности)

23,43

9,729

13,588

11,251

19,773

4,848

Бытовые (IV - V классы опасности)

2418,443

2299,526

3085,223

4070,941

9061,499

3579,011

Итого

2441,873

2309,255

3098,810

4082,192

9081,273

3583,860

Существующая схема обращения с отходами Воронежской области всех муниципальных образований области экономически и технологически неэффективна, а также не обеспечивает выполнение требований природоохранного законодательства.

По материалам инвентаризации 2010 года было выявлено 256 несанкционированных свалок.

Из 14 объектов захоронения отходов, построенных в соответствии с проектом, 9 имеют лицензии.

Основная часть сельских поселений области не охвачена услугами по сбору, транспортировке и размещению отходов.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", Методическими рекомендациями МДК 7-01.2003 "О порядке разработки генеральных схем очистки территории населенных пунктов РФ", утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 21.08.2003 N 152, планирование и дислокация объектов временного накопления отходов, нормативное количество транспортных средств для их вывоза, мероприятия по удалению отходов из частного сектора, рекреационных зон определяются на основе генеральных схем очистки территорий муниципальных районов и городских округов, которые утверждаются исполнительными органами муниципального уровня не реже чем раз в пять лет.

В настоящее время генеральные схемы очистки территорий разработаны в 20 муниципальных образованиях. Остальные муниципальные районы и городские округа не исполняют требований законодательства в этой части.

Материально-техническая база сферы обращения с отходами потребления находится в неудовлетворительном состоянии. Как правило, используются устаревшие контейнеры открытого типа, что приводит к захламлению и загрязнению мест размещения контейнеров, потерям содержащихся в отходах вторичных материальных ресурсов.

Недостаток техники по вывозу и высокий процент износа мусоровозов приводит к нерегулярной работе по вывозу отходов.

Анализ статистических данных по образованию и накоплению отходов на территории Воронежской области говорит о том, что доминирующее положение по объемам занимают отходы, подлежащие переработке.

В структуре отходов на долю отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, по результатам государственной статистической отчетности в 2009 году пришлось 1,8 %.

Сложившаяся в Воронежской области система правового регулирования не выделяет переработку вторичных материальных ресурсов в качестве автономного объекта управления.

Несовершенство тарифной политики в сфере сбора и удаления отходов с территорий муниципальных образований - еще одно слабое звено в системе обращения с отходами.

В структуре всех тарифов на захоронение ТБО (по лицензируемым полигонам) Воронежской области отсутствует инвестиционная составляющая, что сдерживает организацию от надлежащего учета поступающих отходов, не позволяет финансировать проект рекультивации.

По состоянию на 01 января 2010 года органами местного самоуправления не утверждено ни одной инвестиционной программы предприятий (организаций), занимающихся захоронением отходов, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

Индустрия рециклинга отходов (возврат в производственно-технологические процессы) в Воронежской области практически не развита и нуждается в государственной поддержке.

Построение единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами, развитие системы очистки территорий муниципальных образований Воронежской области от бытовых и промышленных отходов должны базироваться на стратегическом курсе сокращения полигонного захоронения и создания базы индустриальной переработки отходов, расширения их использования в экономике в качестве вторичных материальных ресурсов, что позволит Воронежской области повысить качество окружающей среды и создать новую промышленную отрасль в экономике области.