Одной из мер по снижению техногенной нагрузки на атмосферный воздух является уменьшение выбросов автотранспорта на территории Воронежской области.
В соответствии с ежегодными обобщенными данными на территории Воронежской области сохраняется тенденция роста количества загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух. При этом доля выбросов загрязняющих веществ, поступающих с отработавшими газами автотранспорта, остается на уровне не менее 80%.
Количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух с отработавшими газами автотранспорта, в основном определяется скоростным режимом движения автотранспорта, возрастом и техническим состоянием автотранспорта, качеством топлива.
В связи с возросшей интенсивностью движения транспорта на городских магистралях при прежней пропускной способности автодорог средняя скорость движения транспортных средств снизилась до 25 км/час, что свидетельствует о необходимости синхронизации потоков посредством светофорного регулирования, реконструкции автомагистралей, строительства разноуровневых транспортных развязок.
Значительный вклад в общий уровень загрязнения атмосферного воздуха вносит автотранспорт, практически полностью использовавший свой моторесурс. Данная проблема решается, в том числе, посредством участия региона в эксперименте по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию.
Реальной возможностью снижения воздействия выбросов автотранспорта является увеличение доли экологически чистого электротранспорта.
Особый вклад в уровень загрязнения атмосферного воздуха вносит использование некачественного моторного топлива, которое приводит не только к повышенному износу двигателя, но и к увеличению выбросов загрязняющих веществ.
Косвенное влияние на высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха пылью, в том числе при движении автотранспорта по автомагистралям, оказывает их санитарное состояние, требующее регулярного пылеподавления путем увлажнения и полива дорог и прилегающей улично-дорожной инфраструктуры.
С целью снижения негативного воздействия автотранспорта в рамках данной программы намечено:
- предусмотреть организацию системного контроля за соблюдением технических нормативов выбросов автотранспорта (особенно большегрузного) при выходе его с мест временного размещения на магистрали;
- обеспечить контроль за санитарным состоянием дорог и прилегающей инфраструктуры, а также проведением запланированных мероприятий по их благоустройству, в том числе озеленению;
- с учетом результатов государственного мониторинга состояния атмосферного воздуха в зоне влияния автомагистралей определить их наиболее загрязненные участки и принять участие в разработке, организации и реализации мероприятий по снижению загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами автотранспорта (в частности, синхронизации потоков посредством светофорного регулирования на основных автомагистралях);
- в рамках представленных полномочий принимать участие в осуществлении федеральных и областных целевых программ, обеспечивающих снижение техногенной нагрузки на окружающую среду.