Областная программа "Свой дом" на 2003 - 2006 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с "Основными направлениями нового этапа реализации федеральной программы "Жилище" (подпрограмма "Свой дом"), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года N 431, и федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года", одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 22 мая 2002 года протокол N 17, а также во исполнение постановления администрации области от 13 октября 2000 года N 972 "О дополнительных мерах по кадровому обеспечению агропромышленного комплекса области" и распоряжения администрации области от 3 июля 2002 года N 1222-р "О разработке областной программы "Свой дом" до 2006 года", на основании предложений главных управлений администрации области: агропромышленным комплексом, здравоохранения, образования и органов местного самоуправления.
3. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
3.1 Анализ индивидуального жилищного строительства в сельских районах Воронежской области
Ситуация в жилищном строительстве области в период 1996 - 2000 годов в сравнении с периодом 1990 - 1995 годов (охарактеризованный как кризисный по материалам архитектурно - строительного университета) начала в 2001 году постепенно выправляться. На 01.01.1995 уровень обеспеченности жильем населения области на одного проживающего составлял 19,4 кв. м общей площади, на 01.01.2002 - 21,8 кв. м, в том числе сельской местности - 25,4 кв. м.
Несмотря на некоторое оживление строительства, положение с обеспеченностью жильем в сельской местности остается острейшей социальной проблемой.
По данным областного комитета госстатистики, в очереди на получение жилья в сельских районах области на 01.01.2001 состоит 20,1 тыс. семей. Наибольшее число семей, состоящих на учете для получения жилья, проживает в Россошанском (3122), Лискинском (2913), Борисоглебском (2069), Бутурлиновском (1763), Острогожском (1049), Семилукском (1040) районах. В этих районах наблюдается и наибольший рост строительства. По обеспеченности жильем на одного жителя сельской местности районы сильно различаются. В Кантемировском, Калачеевском, Богучарском, Ольховатском районах на одного жителя приходится от 19,7 кв. м до 21,1 кв. м, а в Репьевском, Нижнедевицком, Грибановском, Хохольском районах - от 30,4 кв. м до 29 кв. м.
В результате снижения доли государственного финансирования строительства жилья (на 01.01.2002 - всего 25% от общих объемов строительства) увеличился разрыв между потребностями и удовлетворением спроса на жилье. Дефицит инвестиций потребовал разработки и применения новых подходов и форм (таких как долгосрочное кредитование индивидуального жилищного строительства, жилищные займы, жилищные лотереи и ипотека) к строительству жилья с максимальным привлечением собственных средств граждан. В 2001 году было построено населением за свой счет и с помощью кредитов 253 тыс. кв. м жилья, что составило 120,6% к уровню 2000 года.
Сложившееся неудовлетворительное демографическое положение в области, усиливающийся отток населения из сельской местности привели к тому, что кадровый потенциал специалистов в сельской местности заметно ухудшился. Уменьшилась численность специалистов, имеющих высшее образование (с 82 до 56%). Дефицит кадров руководителей и специалистов сельскохозяйственного производства, а также сельской интеллигенции составляет около 45%.
Обеспеченность врачами сельских районов Воронежской области за 2001 год в среднем в 2,3 раза ниже, чем г. Воронежа, а также хуже, чем в Ивановской, Рязанской, Смоленской и др. областях, средним медперсоналом - менее обеспечены, чем Белгородская, Липецкая, Орловская и ряд других областей.
В 18 районах области обеспеченность врачами ниже среднеобластного показателя, который составляет 19,7 чел. на 10 тысяч населения. Хуже других обеспечены медицинским персоналом Петропавловский - 12,0, Верхнехавский - 12,9, Терновский - 14,0, Новохоперский - 14,2 районы. Аналогичное положение сложилось с обеспеченностью кадрами педагогических работников.
Кроме того, проводимые реформы в образовании, здравоохранении и реорганизация аграрного сектора требуют дополнительного привлечения и перераспределения специалистов в сельской местности и создания новых рабочих мест, а следовательно, решения вопроса обеспеченности жильем.
Среднегодовая потребность в жилье наиболее нуждающихся медицинских работников составляет 310 человек, специалистов сельскохозяйственного производства, в том числе молодых специалистов, - 1172 человека, педагогических работников - 346 человек (приложения 1 - 5).
Более всего число нуждающихся в жилье медицинских работников в Борисоглебском (154 чел.), Лискинском (63 чел.), Острогожском (59 чел.), Подгоренском (59 чел.), Новоусманском (55 чел.) районах (приложения 1, 2).
По потребности в жилье для молодых специалистов АПК лидируют Острогожский (101 чел.), Лискинский (101 чел.), Таловский (79 чел.), Хохольский (78 чел.) и другие районы (приложения 3, 4).
Неудовлетворительное положение с решением жилищной проблемы для работников образования в Новоусманском (116 чел.), Аннинском (64 чел.), Рамонском (57 чел.), Лискинском (63 чел.) районах (приложение 5).
В связи с изменениями в бюджетном законодательстве Российской Федерации и в целях дальнейшего развиия направления деятельности по поддержке жилищного строительства, быо создано Государственное унитарное предприятие Воронежской области "Свой дом"
Результаты деятельности Фонда за 1996 - 2001 годы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Информация о деятельности Фонда
за 1996 - 2001 годы
Наименование показателей | Ед.изм. | Годы | ||||||||||
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |||||||
Средства финансиров. | Млн.руб | 5,7 | 30,67 | 20,0 | 8,2 | 9,7 | 5,36 | |||||
Внебюджетные источники, недоимка предприятий и организаций, пополнение Фонда за счет возврата средств с/х производ. Обл.бюджету | 0,7 | 24,1 | 14,4 | 4,8 | 7,: | 3,02 | ||||||
Выдано займов | Млн.руб | 0,91 | 11,38 | 10,52 | 12,88 | 9,4 | 11,87 | |||||
Введено жилья | Тыс.кв.м | 3,4 | 15,47 | 16,1 | 12,13 | |||||||
Возвратные средства от выдачи займов | Млн.руб | ,87 | 1,59 | 2,03 | 3,08 |
Деятельность Воронежского Фонда в 2001 году осуществлялась, в основном, путем выдачи займов за счет запасов строительных материалов, накопленных ранее. Дальнейший рост и развитие деятельности Фонда ограничен без решения основной проблемы - достаточного финансирования запланированных объемов, причем, как минимум, с 30% денежным обеспечением. Необходимость денежного обеспечения вызвана тем, что на территории области отсутствует производство многих необходимых для жилищного строительства материалов и изделий: мягких кровельных материалов, шифера, стекла и др., которые приходится закупать в других регионах.
Одной из основных проблем является также отсутствие производственной базы в г. Воронеже для приемки и хранения сельскохозяйственной продукции, поступающей в Фонд в счет возврата заемных средств и позволяющей формировать запасы строительной продукции для выдачи займов.
(подраздел 3.2.отменен постановлением Воронжской областной Думы от 3.03.2005 г. N 1181-III-ОД НГР ru36000200500333