Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ" (N 85-4-ПП)

Таблица 1. Количество образовательных учреждений в 2000 - 2005 годах

N
 п/п

Учебные годы

2000 - 2001

2001 - 2002

2002 - 2003

2003 - 2004

2004 - 2005

2005 - 2006

1.

Общеобразовательные
 учреждения, всего
 из них:

1 130

1 119

1 081

1 083

1 063

1 045

2.

Начальные школы

157

148

122

124

95

94

3.

Основные школы

321

316

307

305

306

291

4.

Средние (полные) школы

652

655

652

654

662

660

5.

Вечерние (сменные) школы

25

24

23

26

26

25

6.

Учреждения дополнительного
 образования детей

127

127

127

130

125

129

7.

Учреждения начального
 профессионального
 образования

55

52

51

48

48

44

8.

Учреждения среднего  
 профессионального
 образования

49

53

54

54

54

54

9.

Учреждения высшего
 профессионального
 образования

33

34

45

37

37

36

В то же время количество учреждений среднего (полного) общего образования увеличилось на 8 единиц за счет реорганизации основных школ и приема в ведение области общеобразовательных учреждений ОАО РЖД. Изменение доли средних школ в структуре региональной сети учреждений общего образования с 57,7 процента в 2000 - 2001 уч. году до 63,2 процента в 2005 - 2006 уч. году свидетельствует о повышении значимости этого уровня образования (III ступень) для учащихся и их родителей, предпочитающих дальнейшее получение профессионального образования на базе среднего (полного) общего образования.

Причиной сокращения количества общеобразовательных школ являются прежде всего демографические процессы, характеризующиеся устойчивой отрицательной динамикой: за период 2001 - 2006 годов контингент учащихся общеобразовательных учреждений сократился на 74025 человек (рисунок 7 - не приводится). Соответственно, на 1275 учащихся уменьшился контингент вечерних (сменных) школ.

Тем не менее, по численности учащихся и студентов, обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования, Воронежская область продолжает занимать третье место в Центральном Федеральном округе после г. Москвы и Московской области.

Рисунок 7 - Численность контингента учащихся общеобразовательных учреждений Воронежской области в 2001 - 2006 годах

Рисунок не приводится.

Структурное развитие сети общеобразовательных учреждений идет в направлении увеличения доли учреждений, предоставляющих образовательные услуги повышенного уровня (с 16 процентов в 2000 - 2001 уч. году до 18 процентов в 2005 - 2006 уч. году), а следовательно, и дифференциации образовательных программ (таблица 2). Доля учащихся, обучающихся в этих учебных заведениях, возрастает.

Таблица 2. Общеобразовательные учреждения, реализующие программы повышенного уровня

N
 п/п

Наименование образовательных
 учреждений

Учебные годы

2000 - 2001

2001 - 2002

2002 - 2003

2003 - 2004

2004 - 2005

2005 - 2006

1.

Общеобразовательные учреждения,
 в которых реализуются программы
 углубленного изучения отдельных
 предметов

153

188

153

171

170

153

2.

Гимназии

21

21

20

17

17

18

3.

Лицеи

10

10

12

16

16

17

Изменение образовательных потребностей населения, требований к содержанию общего образования характеризуется таким показателем, как охват обучающихся углубленным изучением предметов в учреждениях общего образования (таблица 3).

Таблица 3. Охват учащихся углубленным изучением предметов (в процентах от общего контингента обучающихся на соответствующей ступени общего образования)

N
 п/п

Учебные годы

2000 - 2001

2001 - 2002

2002 - 2003

2003 - 2004

2004 - 2005

2005 - 2006

1.

1 - 4-е классы

2,8

3,8

3,6

4,3

5,9

4,2

2.

5 - 9-е классы

6,3

6,5

8,4

10,3

12,0

10,9

3.

10 - 12-е
 классы

18,2

19,0

17,9

23,4

26,1

26,0

На начало 2004 - 2005 учебного года профильное обучение на старшей ступени общеобразовательных учреждений (10 - 12 классы) было организовано в 1285 классах из 2340, в которых обучались 20831 человек (49 процентов от общей численности контингента). В 2005 - 2006 учебном году этот показатель составил 54,7 процента (21920 чел.). При этом 97,7 процентов контингента учащихся 9-х классов охвачены предпрофильной подготовкой.

Указанные тенденции обусловлены стремлением учащихся и их родителей получать образовательные услуги высокого качества в рамках профильных и углубленных учебных программ, обеспечивающих достаточный уровень подготовки к поступлению прежде всего в учреждения высшего профессионального образования.

В течение 2001 - 2005 годов заметно выросло количество высших учебных заведений, в том числе за счет открытия филиалов вузов г. Москвы и г. С.-Петербурга, а также развития сети негосударственных вузов. За эти годы развились такие крупные негосударственные вузы, как Институт менеджмента, маркетинга и финансов, Международный институт компьютерных технологий, Воронежский институт высоких технологий, Институт экономики и права и другие.

Наблюдается более быстрый рост такого показателя, как численность студентов вузов на 10000 населения, по сравнению с аналогичным показателем по средним специальным учебным заведениям (рисунок 10 - не приводится).

Рисунок 8 - Диаграмма численности студентов высших и средних специальных учебных заведений

(на 10000 человек населения)

Рисунок не приводится.

Структурные изменения претерпела сеть учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования: количество учреждений НПО уменьшилось с 55 до 44 при уменьшении контингента с 19744 человек до 16006 человек; количество учреждений СПО увеличилось с 49 до 54 при увеличении контингента с 46100 человек до 48479 человек.

1.3. Строительство и реконструкция объектов образования

В 2001 году из 971 общеобразовательного учреждения основного и среднего (полного) общего образования только 76 процентов располагались в типовых зданиях, 69 процентов имели канализацию, 83 процента - водопровод.