N | Учебные годы | ||||||
2000 - 2001 | 2001 - 2002 | 2002 - 2003 | 2003 - 2004 | 2004 - 2005 | 2005 - 2006 | ||
1. | Общеобразовательные | 1 130 | 1 119 | 1 081 | 1 083 | 1 063 | 1 045 |
2. | Начальные школы | 157 | 148 | 122 | 124 | 95 | 94 |
3. | Основные школы | 321 | 316 | 307 | 305 | 306 | 291 |
4. | Средние (полные) школы | 652 | 655 | 652 | 654 | 662 | 660 |
5. | Вечерние (сменные) школы | 25 | 24 | 23 | 26 | 26 | 25 |
6. | Учреждения дополнительного | 127 | 127 | 127 | 130 | 125 | 129 |
7. | Учреждения начального | 55 | 52 | 51 | 48 | 48 | 44 |
8. | Учреждения среднего | 49 | 53 | 54 | 54 | 54 | 54 |
9. | Учреждения высшего | 33 | 34 | 45 | 37 | 37 | 36 |
В то же время количество учреждений среднего (полного) общего образования увеличилось на 8 единиц за счет реорганизации основных школ и приема в ведение области общеобразовательных учреждений ОАО РЖД. Изменение доли средних школ в структуре региональной сети учреждений общего образования с 57,7 процента в 2000 - 2001 уч. году до 63,2 процента в 2005 - 2006 уч. году свидетельствует о повышении значимости этого уровня образования (III ступень) для учащихся и их родителей, предпочитающих дальнейшее получение профессионального образования на базе среднего (полного) общего образования.
Причиной сокращения количества общеобразовательных школ являются прежде всего демографические процессы, характеризующиеся устойчивой отрицательной динамикой: за период 2001 - 2006 годов контингент учащихся общеобразовательных учреждений сократился на 74025 человек (рисунок 7 - не приводится). Соответственно, на 1275 учащихся уменьшился контингент вечерних (сменных) школ.
Тем не менее, по численности учащихся и студентов, обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования, Воронежская область продолжает занимать третье место в Центральном Федеральном округе после г. Москвы и Московской области.
Рисунок 7 - Численность контингента учащихся общеобразовательных учреждений Воронежской области в 2001 - 2006 годах
Рисунок не приводится.
Структурное развитие сети общеобразовательных учреждений идет в направлении увеличения доли учреждений, предоставляющих образовательные услуги повышенного уровня (с 16 процентов в 2000 - 2001 уч. году до 18 процентов в 2005 - 2006 уч. году), а следовательно, и дифференциации образовательных программ (таблица 2). Доля учащихся, обучающихся в этих учебных заведениях, возрастает.
Таблица 2. Общеобразовательные учреждения, реализующие программы повышенного уровня
N | Наименование образовательных | Учебные годы | |||||
2000 - 2001 | 2001 - 2002 | 2002 - 2003 | 2003 - 2004 | 2004 - 2005 | 2005 - 2006 | ||
1. | Общеобразовательные учреждения, | 153 | 188 | 153 | 171 | 170 | 153 |
2. | Гимназии | 21 | 21 | 20 | 17 | 17 | 18 |
3. | Лицеи | 10 | 10 | 12 | 16 | 16 | 17 |
Изменение образовательных потребностей населения, требований к содержанию общего образования характеризуется таким показателем, как охват обучающихся углубленным изучением предметов в учреждениях общего образования (таблица 3).
Таблица 3. Охват учащихся углубленным изучением предметов (в процентах от общего контингента обучающихся на соответствующей ступени общего образования)
N | Учебные годы | ||||||
2000 - 2001 | 2001 - 2002 | 2002 - 2003 | 2003 - 2004 | 2004 - 2005 | 2005 - 2006 | ||
1. | 1 - 4-е классы | 2,8 | 3,8 | 3,6 | 4,3 | 5,9 | 4,2 |
2. | 5 - 9-е классы | 6,3 | 6,5 | 8,4 | 10,3 | 12,0 | 10,9 |
3. | 10 - 12-е | 18,2 | 19,0 | 17,9 | 23,4 | 26,1 | 26,0 |
На начало 2004 - 2005 учебного года профильное обучение на старшей ступени общеобразовательных учреждений (10 - 12 классы) было организовано в 1285 классах из 2340, в которых обучались 20831 человек (49 процентов от общей численности контингента). В 2005 - 2006 учебном году этот показатель составил 54,7 процента (21920 чел.). При этом 97,7 процентов контингента учащихся 9-х классов охвачены предпрофильной подготовкой.
Указанные тенденции обусловлены стремлением учащихся и их родителей получать образовательные услуги высокого качества в рамках профильных и углубленных учебных программ, обеспечивающих достаточный уровень подготовки к поступлению прежде всего в учреждения высшего профессионального образования.
В течение 2001 - 2005 годов заметно выросло количество высших учебных заведений, в том числе за счет открытия филиалов вузов г. Москвы и г. С.-Петербурга, а также развития сети негосударственных вузов. За эти годы развились такие крупные негосударственные вузы, как Институт менеджмента, маркетинга и финансов, Международный институт компьютерных технологий, Воронежский институт высоких технологий, Институт экономики и права и другие.
Наблюдается более быстрый рост такого показателя, как численность студентов вузов на 10000 населения, по сравнению с аналогичным показателем по средним специальным учебным заведениям (рисунок 10 - не приводится).
Рисунок 8 - Диаграмма численности студентов высших и средних специальных учебных заведений
(на 10000 человек населения)
Рисунок не приводится.
Структурные изменения претерпела сеть учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования: количество учреждений НПО уменьшилось с 55 до 44 при уменьшении контингента с 19744 человек до 16006 человек; количество учреждений СПО увеличилось с 49 до 54 при увеличении контингента с 46100 человек до 48479 человек.
1.3. Строительство и реконструкция объектов образования
В 2001 году из 971 общеобразовательного учреждения основного и среднего (полного) общего образования только 76 процентов располагались в типовых зданиях, 69 процентов имели канализацию, 83 процента - водопровод.