Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"

1. Характеристика проблемы


Программа разработана в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением администрации области от 10.02.2006 N 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".

В ходе реализации ВЦП "Социальная поддержка многодетных семей Воронежской области на 2011 - 2012 годы" в 2011 году 21 многодетная семья смогла улучшить жилищно-бытовые условия, 15 семей, имеющих личные подворья, получили мини-тракторы с навесным оборудованием для занятия фермерским хозяйством, 42 многодетных семьи получили микроавтобусы "Газель" для занятия предпринимательской деятельностью.

В 2012 году еще 15 семей улучшили жилищные условия, 15 семей получили мини-тракторы и 40 семей - автомобили "Газель".

Реализация программных мероприятий позволила обеспечить самозанятость 112 семей и улучшить жилищные условия 36 семей. Всего программными мероприятиями охвачено 148 семей, воспитывающих 5 и более детей, из 444 проживающих на территории области.

Вновь принимаемая ведомственная целевая программа "Социальная поддержка многодетных семей Воронежской области на 2013 - 2015 годы" является прямым продолжением ведомственной целевой программы "Социальная поддержка многодетных семей на 2011 - 2012 годы", утвержденной приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 01.11.2010 N 3258/ОД. Целевой группой программы также являются многодетные малообеспеченные семьи, воспитывающие пять и более несовершеннолетних детей, постоянно проживающие на территории Воронежской области.

Необходимость подготовки (продолжения) программы и последующей реализации вызвана тем, что отрицательная ситуация с демографическими процессами в Воронежской области продолжает сохраняться, что приводит к процессу старения населения и социально-экономическим проблемам, возникающим в связи с ним. Невысокий уровень рождаемости на фоне высокого уровня смертности приводит к снижению численности постоянного населения в Воронежской области.

Отмечаемое ранее снижение количества многодетных семей и детей, воспитывающихся в них, в последние годы стабилизировалось, а с 2008 года стало расти. В 2012 году насчитывалось 9085 многодетных семей (таблица 1), воспитывающих 30447 детей, что незначительно выше, чем в 2011 году:

в 2012 году в 9085 многодетных семьях воспитывались 30447 детей;

в 2011 году в 8537 многодетных семьях воспитывался 27431 ребенок;

в 2010 году в 7999 многодетных семьях воспитывался 26881 ребенок;

в 2009 году в 7599 многодетных семьях воспитывались 25547 детей;

в 2008 году в 7469 многодетных семьях воспитывались 25132 ребенка.

Таблица 1

N
 п/п

Наименование
 муниципального
 образования

Всего
 семей

Количество семей, имеющих детей

Всего
  детей

3
 ребенка

4
 детей

5
 детей

6
 детей

7
 детей

8
 детей

9
 детей

10 и
 более
 детей

1

Городской округ
 г. Воронеж,
 всего, в том
 числе:

1819

1530

185

62

22

9

7

4

0

5927

Железнодорожный

272

220

34

12

2

2

1

1

0

899

Коминтерновский

445

369

51

16

4

2

2

1

0

1454

Левобережный

360

305

31

11

8

3

1

1

0

1180

Ленинский

222

186

19

13

2

1

1

0

0

726

Советский

365

318

30

8

5

1

2

1

0

1176

Центральный

155

132

20

2

1

0

0

0

0

492

2

Аннинский
 муниципальный
 район

307

193

65

38

8

1

2

0

0

1100

3

Бобровский
 муниципальный
 район

313

240

47

17

5

3

0

1

0

1053

4

Богучарский
 муниципальный
 район

253

198

36

17

0

1

1

0

0

838

5

Городской округ
 г. Борисоглебск

324

259

48

11

3

1

2

0

0

1065

6

Бутурлиновский
 муниципальный
 район

284

204

47

16

11

2

1

2

1

997

7

Верхнемамонский
 муниципальный
 район

161

127

23

6

3

2

0

0

0

535

8

Верхнехавский
 муниципальный
 район

144

113

24

6

0

0

0

0

1

476

9

Воробьевский
 муниципальный
 район

117

91

13

8

2

2

0

0

1

401

10

Грибановский
 муниципальный
 район

220

155

43

14

4

0

3

1

0

764

11

Калачеевский
 муниципальный
 район

247

184

39

18

3

2

1

0

0

838

12

Каменский
 муниципальный
 район

151

113

26

11

0

0

0

1

0

507

13

Кантемировский
 муниципальный
 район

225

194

18

8

3

0

1

1

0

729

14

Каширский
 муниципальный
 район

163

116

22

7

11

1

5

1

0

593

15

Лискинский
 муниципальный
 район

462

355

78

15

10

4

0

0

0

1540

16

Нижнедевицкий
 муниципальный
 район

86

70

8

6

1

0

1

0

0

286

17

Городской округ
 г. Нововоронеж

93

66

12

5

4

3

1

0

2

344

18

Новоусманский
 муниципальный
 район

325

240

47

19

11

5

0

1

2

1134

19

Новохоперский
 муниципальный
 район

281

214

41

13

10

3

0

0

0

952

20

Ольховатский
 муниципальный
 район

94

72

14

5

2

1

0

0

0

316

21

Острогожский
 муниципальный
 район

247

203

32

9

2

1

0

0

0

801

22

Павловский
 муниципальный
 район

373

305

41

16

7

3

0

0

1

1233

23

Панинский
 муниципальный
 район

184

133

36

12

2

1

0

0

0

622

24

Петропавловский
 муниципальный
 район

123

100

15

5

2

1

0

0

0

404

25

Поворинский
 муниципальный
 район

208

150

35

14

5

3

0

1

0

720

26

Подгоренский
 муниципальный
 район

173

136

28

7

0

2

0

0

0

569

27

Рамонский
 муниципальный
 район

165

133

24

5

1

2

0

0

0

540

28

Репьевский
 муниципальный
 район

80

66

11

3

0

0

0

0

0

257

29

Россошанский
 муниципальный
 район

356

292

43

13

7

1

0

0

0

1162

30

Семилукский
 муниципальный
 район

210

170

23

13

3

0

1

0

0

693

31

Таловский
 муниципальный
 район

301

214

52

17

10

4

2

1

1

1058

32

Терновский
 муниципальный
 район

195

152

32

6

5

0

0

0

0

644

33

Хохольский
 муниципальный
 район

126

101

16

7

1

1

0

0

0

415

34

Эртильский
 муниципальный
 район

275

213

37

10

9

5

1

0

0

934

Итого

9085

7102

1261

439

167

64

29

14

9

30447

Распределение многодетных семей (9085) по числу детей показывает преобладание семей с тремя детьми, которые составляют 78 процентов всех многодетных семей (7102). С точки зрения демографической классификации это скорее "среднедетность", чем "многодетность". Семей с 5 и более детьми оказывается меньше на 4% (722). В большинстве случаев многодетная семья - это семья с двумя родителями, неполные многодетные семьи составляют 10,8% от всех многодетных семей.

Согласно проведенному мониторингу более 90 процентов многодетных семей нашей области являются малообеспеченными, так как имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в области.

На сегодняшний день актуальность жилищной проблемы, особенно в многодетных семьях, и ее решение отнесены к приоритетным задачам социально-экономической политики государства. Многодетные семьи в основном проживают в сельской местности в условиях, не соответствующих санитарно-бытовым правилам, так как на 1 члена семьи в среднем приходится менее 7 кв. м общей площади, зачастую в домах нет централизованного водоснабжения, канализации, дома не газифицированы. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей является крайне низким. Если в селах они не слишком выделяются среди других типов семей, то в городах уровень благоустройства жилья многодетных семей в 2 раза ниже, чем семей с 1 ребенком.

Строительство социального жилья, особенно в сельской местности, приостановлено. Многодетным семьям также недоступны ипотечное кредитование и получение ссуд на строительство и приобретение жилья, так как большинство из них не имеют постоянной работы и достойного заработка. В связи с чем жилищная проблема в Воронежской области определяет необходимость дальнейшего внедрения системы адресной поддержки многодетным семьям.

Частичным решением проблем для многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей, является практика оказания адресной социальной помощи, в том числе оказания единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилых помещений, принадлежащих многодетной семье на праве собственности и являющихся местом их жительства, а также ремонту данного жилого помещения.

В 2012 году государственная социальная помощь была оказана 1875 малоимущим многодетным семьям, имеющим в своем составе 3 и более несовершеннолетних детей, в т.ч. 331 семье, имеющей 5 и более несовершеннолетних детей. Из их числа - 20 семей (6,04%) нуждаются в возмещении затрат на газификацию домовладений, 214 семей (64,65%) - в ремонте и благоустройстве жилья. Мониторинг по данной проблеме показал, что назрела необходимость в оказании помощи (возмещения расходов) для таких многодетных семей.

На учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 01.01.2012 в соответствии с Законом Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" состоят 654 многодетные семьи, но процент получения жилья по данному Закону практически равен нулю. Поддержка многодетных семей в рамках ВЦП позволит решить проблему улучшения жилищных условий и положения многодетной семьи.

Большинство семьей не имеют транспорта, что не дает им возможности подвозить на дом продукты питания и необходимые товары, выезжать всей семьей за пределы места жительства и др. Семьи, имеющие земельные наделы, приусадебные участки или дачи, без средств малой механизации не в силах получить хорошие урожаи на пропитание детей и корм домашним животным. В условиях роста платности услуг многодетные семьи с невысокими доходами не могут обеспечить себе и своим многочисленным детям приемлемое лечение, отдых и оздоровление. Они хуже питаются, имеют дискомфортные жилищные условия, что отрицательно сказывается на здоровье. Многодетным родителям труднее выучить своих детей и дать им достойное образование и воспитание.

Реализация программных мероприятий позволит улучшить жилищно-бытовые условия многодетных семей, в т.ч. произвести ремонт имеющегося жилья, повысить уровень снабжения природным газом, приобрести автотранспортные средства для свободного передвижения всей семьей, развить подсобные хозяйства, механизировать тяжелый физический труд, заняться семейным бизнесом, что, в свою очередь, приведет к повышению уровня их благосостояния, даст возможность воспитать детей всесторонне развитыми и культурными личностями, улучшит и разнообразит питание детей, разовьет у них потребности к учебно-трудовой деятельности.

Явная уязвимость членов многодетных семей на рынке труда во многом порождена их относительно низким образовательным потенциалом, и прежде всего дефицитом профессионального образования. По характеристикам профессиональной подготовки члены семей с 3 детьми заметно уступают членам малодетных семей, а домохозяйства с 5 и более детьми отличаются настолько сильно, что есть основания говорить о большинстве этих семей как об особой группе. Наиболее наглядно ее специфика проявляется в разрезе города и села, что указывает на локализацию данной группы преимущественно в сельской местности.

Основным направлением поддержки многодетных семей в рамках программы является целевая материальная помощь, предоставляемая преимущественно в натуральной форме.

В результате проведенного анализа исполнения предшествующей ВЦП возникла потребность в разработке продолжения программы, касающейся социальной поддержки многодетных семей, воспитывающих 5 и более детей.