Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально развиваться.
В начале 90-х годов на фоне общего спада производства и сворачивания деятельности многих крупных отечественных предприятий развитие малого бизнеса предотвратило массовую безработицу, явилось эффективным инструментом становления экономики России. Малое предпринимательство позволило начать процессы разукрупнения, разгосударствления гигантских предприятий, в значительной степени способствовало формированию конкурентной рыночной среды. Сегодня сфера малого бизнеса охватывает четверть трудоспособного населения страны.
Однако реальный потенциал малого бизнеса до сих пор не занял соответствующего положения в экономике России. На это указывает и мировой опыт состояния предпринимательства в высокоразвитых странах, где малые предприятия функционируют во всех секторах экономики. В них работают две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта.
Малое предпринимательство Воронежской области за период 1999-2001 годы представлено следующими основными показателями:
1999 | 2000 | 2001 | |
Количество малых предприятий - всего | 11097 | 10968 | 10985 |
В том числе по отраслям: | |||
Промышленность | 2298 | 2114 | 2132 |
сельское хозяйство | 233 | 204 | 204 |
Строительство | 1606 | 1779 | 1779 |
Транспорт | 190 | 126 | 126 |
торговля и общественное питание | 4961 | 5002 | 5001 |
непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 138 | 126 | 126 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 171 | 150 | 150 |
Наука и научное обслуживание | 341 | 303 | 303 |
Объем продукции малых предприятий, млн. рублей | 3386,5 | 4362,0 | 4955,1 |
Промышленность | 1217,8 | 1581,9 | 1585.9 |
Сельское хозяйство | 76,7 | 119,8 | 110,9 |
Строительство | 516,1 | 936,3 | 1057,3 |
Транспорт | 43,8 | 55,3 | 55,6 |
Торговля и общественное питание | 1067,5 | 1314,8 | 1722,4 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 27,2 | 32,4 | 39,5 |
Здравоохранение, физическая культура, социальной обеспечение | 31,1 | 34,4 | 44,5 |
Наука и научное обслуживание | 61,4 | 42.1 | 40,7 |
Численность занятых на малых предприятиях, тыс. человек | 118,3 | 117,1 | 106,9 |
Объем продукции малых предприятий в ВРП (валовой региональный продукт), в % | 8,1 | 7,9 | 7,2 |
Доля занятых на малых предприятиях, в % от общей численности занятых | 10,7 | 13.4 | 12,6 |
Объем инвестиций в предприятия малого бизнеса, всего (млн. руб.) | 197,0 | 325,3 | 348,9 |
В том числе по отраслям: | |||
Промышленность | 44,0 | 66,7 | 80,5 |
Сельское хозяйство | 10,9 | 18,6 | 18,0 |
Строительство | 117,0 | 203,4 | 213,1 |
Транспорт | - | - | -- |
Торговля и общественное питание | 6,5 | 26,0 | 33,1 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения | - | - | - |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 8,9 | 3,9 | - |
Наука и научное обслуживание | - | - | - |
Количество индивидуальных предпринимателей | 51083 | 53260 | 58604 |
По состоянию на 1 января 2002 года в малом бизнесе области функционировали 10985 предприятий и работали 58604 индивидуальных предпринимателя. Общая численность занятых в субъектах предпринимательства составляет 228 тыс. человек или пятую часть трудоспособного населения области. За 2001 год количество малых предприятий увеличилось незначительно - на 17 единиц, в то время как число индивидуальных предпринимателей возросло на 5344 человека или 10%.
Приведенные выше основные показатели развития малого предпринимательства характеризуют деятельность малых предприятий (юридических лиц). Статистический учет и отчетность по индивидуальным предпринимателям отсутствует и этот факт не позволяет правильно оценить реальный вклад субъектов малого бизнеса в экономику региона.
Так, численность работающих в малых предприятиях за отчетный период (2001 год) составила 106,9 тыс. человек, что ниже соответствующего периода 2000 года на 10,2 тысяч или на 8,7%. Сокращение численности произошло, практически, по всем основным производственным отраслям: в промышленности на 11,1%, сельском хозяйстве на 22,7%, строительстве на 14,5%, торговле и общественном питании на 6,4%. Основная причина сокращения числа работающих в малом бизнесе (с 11,2 человек на одно предприятие до 9,7 человек), это - сохраняющаяся низкая заработная плата и социальная незащищенность наемных работников в сфере предпринимательства. Среднемесячная заработная плата в 2001 году составила 1063 рублей, что на 85,1% ниже сложившейся заработной платы по области. Однако статистические данные по оплате труда работников малого бизнеса не отражают реального положения, поскольку имеют место неучтенные выплаты работникам денежных вознаграждений. Данный факт требует принятия дополнительных мер и, прежде всего, законодательного характера, направленных на легализацию трудовых затрат субъектами малого предпринимательства. Условия труда в малых предприятиях, в ряде случаев, также не соответствуют трудовому законодательству. Все это влечет за собой высокую текучесть кадров и переход работников в иную сферу деятельности. Положительные тенденции наметились в развитии предпринимательства в отраслях: здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, где численность работников в предприятиях малого бизнеса возросла на 53,9%, образования - в 2 раза, культуры и искусства - на 28,6%, науки и научного обслуживания - на 15,8%.
Малыми предприятиями области в 2001 году выпущено товаров и услуг по основной деятельности (без налога на добавленную стоимость и акцизов) на сумму 4955,1млн. рублей. Наибольший удельный вес занимает продукция малых предприятий торговли и общественного питания - 34,8% (1722,4 млн. рублей), промышленности -32% (1585,9 млн. рублей), строительства -21,3% (1057,3 млн. рублей). На долю товаров и услуг прочих отраслей приходится 11,9% (589,5 млн. рублей). По сравнению с 2000 годом структура выпуска товаров и услуг несколько изменилась в пользу предприятий торговли и общественного питания (+4,4%) и строительства (+3,1%). Эти изменения в определенной степени связаны как с расширением сферы обслуживания населения потребительскими товарами, так и вложенными в строительную индустрию инвестициями, которые позволили обеспечить увеличение продукции и услуг вышеуказанных отраслей.
Общий прирост выпуска товаров и услуг к 2000 году составил 13,6%, в том числе: в промышленности 0,3%, строительстве 12,9%, торговле и общественном питании 31%, материально- техническом снабжении и сбыте 70%. Возросли также услуги предприятий малого бизнеса непроизводственных отраслей: здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения на 29,5%, культуры и искусства на 32,3%, образования на 22,1%.
В 2001 году объем проданных населению потребительских товаров (оборот розничной торговли и общественного питания) в целом по области составил 8114,4 млн. рублей. Прирост к соответствующему периоду прошлого года - 28,8%.
В целях расширения, реконструкции, технического перевооружения, а также нового строительства объектов в отчетном году были произведены инвестиции в основной капитал малых предприятий в размере 308,6 млн. рублей. Основная доля средств - 213,1 млн. рублей (61,0%) была направлена в строительство, 80,5 млн. рублей (23,1%) в промышленность, 18 млн. рублей (5,2%) в сельское хозяйство и 33,1 млн. рублей (9,5%) в предприятия торговли и общественного питания. В" целом, инвестиционная активность в сфере малого предпринимательства в 2001 году по сравнению с соответствующим периодом
2000 года повысилась на 7,3%.
В 2001 году поступления в бюджет области по налогам на совокупный доход (единый налог на совокупный доход и единый налог на вмененный доход) от субъектов малого предпринимательства составили 415,3 млн. рублей или 7,2% в общей сумме налоговых доходов области (в 2000 году - 5,1%). При этом следует отметить, что налоги на совокупный доход не отражают всех поступлений в бюджет от субъектов малого предпринимательства. По предварительной оценке около 35% субъектов малого бизнеса (малых предприятий и индивидуальных предпринимателей) работают по традиционной системе налогообложения. В целом поступления налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства можно оценить в размере 640 млн. рублей или 11% общих налоговых доходов региона.
Общая сумма финансового обеспечения мероприятий "Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на
2001 год" была предусмотрена в размере 8375 тыс. рублей. В результате принятых администрацией мер фактическая сумма составила 9763 тыс. рублей или 116,6% к плану, в т.ч.
- средства областного бюджета - 950 тыс. рублей (20,1%, к уточненному бюджету - 55,2%);
- средства ФФПМП - 3850 тыс. рублей (128,3%);
- средства ГФПМПВО - 380 тыс. рублей (60,1%);
- привлеченные средства: международных организаций - 3893 тыс. рублей, муниципального банка "Петр Первый" - 690 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий Программы, а так же субъектов малого бизнеса осуществлялось через действующую сеть инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: областной Государственный фонд поддержки малого предпринимательства (ГФПМПВО), 2 муниципальных фонда (г. Воронеж и г. Лиски), 10 центров поддержки малого предпринимательства в районах области (ЦПП), 3 негосударственных фонда, 3 бизнес - инкубатора, 2 кредитных союза, 2 лизинговые организации. Одновременно в области действовали более 10 образовательных центров для предпринимателей, около 40 организаций, осуществляющих консультационную, информационную, правовую, техническую и иную поддержку предпринимателей.
Несмотря на принимаемые меры государственной поддержки малого предпринимательства, на его развитие влияют следующие основные проблемы: 1. Несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы, в том числе:
Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" - в части количественных и качественных критериев отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, правового регулирования государственной поддержки малого бизнеса;
- гражданского законодательства - в части отсутствия надежных механизмов защиты личности и прав предпринимателей, их имущественных интересов;
-трудового законодательства - в части организации труда и выплаты заработной платы, трудовых отношений предпринимателей с наемными работниками (не учитываются специфические условия деятельности субъектов малого предпринимательства);
-налогового законодательства - отсутствует специальный режим налогообложения субъектов малого предпринимательства;