В целях создания условий для интенсивного роста малого предпринимательства в области, повышения потенциала малого бизнеса в экономике региона, решения социальных задач занятости и повышения жизненного уровня населения и во исполнение Закона Воронежской области от 17,11.1997 года N 20-II-ОЗ "О государственной (областной) поддержке малого предпринимательства в Воронежской области" областная Дума
постановляет:
3. Утвердить Программу развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2002 год (прилагается).
2. Рекомендовать органам государственной власти и местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с субъектами малого предпринимательства на территории Воронежской области, оказывать содействие исполнителям настоящей Программы в ходе ее реализации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областной Думы А.М. Наквасин
Утверждена
постановлением Воронежской
областной Думы от 27.04.02 N 352-III-ОД
Оглавление
Стр.
1. Паспорт Программы........................................................ 3
2. Глава 1. Обоснование необходимости разработки Программы... 8
3. Глава 2. Основные цели и задачи Программы........................ 15
4. Глава 3. Система программных мероприятий........................ 16
5. Глава 4. Механизм реализации Программы........................... 33
6. Глава 5. Ресурсное обеспечение Программы......................... 36
7. Глава 6. Эффективность Программы................................... 38
8. Приложение 1 к Программе "Мероприятия по реализации Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2002 год................................................................... 39
9. Приложение 2 к Программе "Программа кредитования субъектов малого предпринимательства на 2002 год, осуществляемая совместно с Центрально-Черноземным банком Сбербанка России"......................................................... 49
Условные сокращения:
ГУРППР - Главное управление по развитию предпринимательства
и потребительского рынка администрации Воронежской области;
ГФПМПВО или ГФПМП - Государственный фонд поддержки малого
предпринимательства Воронежской области;
ФФПМП - Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства;
ВРАПМСБ - ЗАО "Воронежское региональное агентство поддержки малого
и среднего бизнеса";
УМНС - Управление Министерства по налогам и сборам РФ по
Воронежской области;
УВЭСИ - Управление по внешнеэкономическим связям и инвестициям
администрации Воронежской области;
ВОКГС - Воронежский областной комитет государственной статистики; ВРЦПП - АНО "Воронежский региональный центр поддержки
предпринимательства";
ВТУ МАП - Воронежское территориальное управление Министерства
РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства; ВГУ - Воронежский государственный университет; СМИ - средства массовой информации; ЦПП - центры поддержки предпринимательства; ИРП - АНО "Институт развития предпринимательства"; ВРСП "ОПОРА" - Воронежский региональный союз предпринимателей "ОПОРА"; ПМП - поддержка малого предпринимательства; ГФЭУ - Главное финансово-экономическое управление администрации
Воронежской области;
ЛМФПМП - Лискинский муниципальный фонд поддержки малого
предпринимательства;
ЦМС - Центр международного сотрудничества; МП - малое предпринимательство.
| |
Наименование Программы | Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2002 г. |
Основание разработки Программы | Распоряжение администрации области от 28.03.2002 г. N 538-р "О разработке Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2002 г." |
Государственный заказчик Программы | Главное управление по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации Воронежской области Государственный фонд поддержки малого предпринимательства в Воронежской области |
Цель Программы | Создание условий для интенсивного развития малого предпринимательства в области, повышение потенциала малого бизнесе в экономике региона, решение социальных задач занятости и роста благосостояния и уровню жизни населения |
Основные задачи Программы | 1. Создать качественную законодательную основу, обеспечивающую защиту законных интересов предпринимателей, их имущественных прав и личную защиту, устранение административных барьеров в развитии предпринимательства, государственную поддержку субъектов малого бизнеса (обеспечит развитие предпринимательской активности и рост числа субъектов малого предпринимательства в количестве не менее чем на 4,2 тысяч субъектов). 2. Усовершенствовать налоговую систему, связанную с налогообложением субъектов малого предпринимательства, стимулирующую их развитие и учитывающую местные условия их деятельности (обеспечит легализацию деятельности субъектов малого предпринимательства, расширение налогооблагаемой базы, увеличение налоговых поступлений в бюджет области не менее чем на 125 млн. руб.) 3. Расширить доступ предпринимателей к ресурсной поддержке (финансовой и имущественной ), включая реализацию региональной системы микрокредитирование субъектов малого предпринимательства, развитие альтернативных форм финансовой поддержки (лизинг, франчайзинг, бизнес - инкубирование и др.) 4. Обеспечить развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, создание благоприятного предпринимательского климата в регионе (создать не менее 2 фондов и 3 центра поддержки малого предпринимательства, 2 бизнес - инкубатора, кредитную потребительскую кооперацию, сеть предпринимательских объединений во всех районах области). 5. Расширить институционную систему подготовки кадров предпринимателей с учетом использования научного потенциала и материальной базы высших учебных заведений области (обеспечит обучение и выпуск студентов вузов по специальностям "Менеджмент", "Маркетинг", "Финансы и кредит" в соответствии с образовательными программами высших учебных заведений). |
Перечень основных мероприятий | 1. Совершенствование нормативно-правовой базы МП: Проведение анализа эффективности действующего законодательства в сфере регулирования деятельности МП. Разработка поправок и предложений в федеральные и областные законодательные и нормативные правовые акты по малому предпринимательству. 1.2. Подготовка проектов законов: 1.2.1. "О внесении изменений и дополнений в Закон Воронежской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, осуществляемых на территории Воронежской области" 1.2.2. "О внесении изменений и дополнений в Закон Воронежской области "О государственной (областной) поддержке малого предпринимательства в Воронежской области". 1.3. Подготовка предложений в федеральные нормативные правовые акты (в соответствии с Комплексной программой развития малого и среднего бизнеса в Центральном федеральном округе), в том числе: 1.3.1. Разработка Регламента и системы информационного обмена между территориальными управлениями Министерства по налогам и сборам РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. 1.3.2. Разработка предложений по порядку финансирования региональных, федеральных и муниципальных программ поддержки малого (и среднего) предпринимательства за счет средств, поступающих в виде налогов от субъектов малого (и среднего) предпринимательства. 2. Развитие инфраструктуры поддержки МП: 2.1. Создание не менее 3-х новы х и поддержка 10 существующих центров поддержки предпринимательства. 2.2. Содействие созданию новых и поддержка существующих бизнес - инкубаторов. 2.3. Содействие созданию новых и поддержка существующих ассоциаций, союзов и объединений предпринимателей, проведение работ ВРСП "ОПОРА" по созданию системы общественной защиты законных прав и интересов предпринимателей в районах области. 2.4. Формирование и развитие системы государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства области (в том числе поддержка ГФПМПВО и действующих муниципальных (районных) фондов МПМ, создание не менее 2 фондов МПМ в районах Воронежской области). 2.5. Содействие созданию и развитию системы кредитной потребительской кооперации граждан. 3. Финансово-кредитная поддержка МП: 3.1. Финансирование эффективных предпринимательских проектов малых предприятий на условиях микрокредитования. 3.2. Кредитование социально значимых проектов малых предприятий (в том числе путем выдачи компенсационных займов в рамках реализации Программы кредитования субъектов МП на 2002 год, осуществляемой совместно с Центрально-Черноземным банком Сбербанка РФ -Приложение 2). 3.3. Содействие организации областного гарантийного и залогового фондов, разработка механизма предоставления гарантий и залога за субъекты МП при получении заемных средств в банках и иных финансово-кредитных организациях. 3.4. Развитие новых форм финансово - кредитной поддержки МП (франчайзинг, микрокредитование, взаимное кредитование и страхование и т.д.); развитие микрокредитной сети в районах области совместно с воронежским филиалом фонда "ФОРА". 3.5. Прямое субсидирование процентных ставок по банковским кредитам, предоставленным субъектам МП. 3. Финансово-кредитная поддержка МП: 3.1. Финансирование эффективных предпринимательских проектов малых предприятий на условиях микрокредитования. 3.2. Кредитование социально значимых проектов малых предприятий (в том числе путем выдачи компенсационных займов в рамках реализации Программы кредитования субъектов МП на 2002 год, осуществляемой совместно с Центрально-Черноземным банком Сбербанка РФ -Приложение 2). 3.3. Содействие организации областного гарантийного и залогового фондов, разработка механизма предоставления гарантий и залога за субъекты МП при получении заемных средств в банках и иных финансово-кредитных организациях. 3.4. Развитие новых форм финансово - кредитной поддержки МП (франчайзинг, микрокредитование, взаимное кредитование и страхование и т.д.); развитие микрокредитной сети в районах области совместно с воронежским филиалом фонда "ФОРА". 3.5. Прямое субсидирование процентных ставок по банковским кредитам, предоставленным субъектам МП. 4. Научно-методическое, кадровое и организационное обеспечение МП: 4.1. Оказание методической помощи органам местного самоуправления в разработке муниципальных программ поддержки и развития МП. 4.2. Проведение мониторинга состояния развития МП области. 4.3. Формирование положительного образа малого предпринимательства (поддержка СМИ, освещающих деятельность МП, организация целевых телепрограмм и радиопередач, публикация материалов по МП, издание литературы). 4.4. Выпуск информационного бюллетеня "Инвестиции и малый бизнес". 4.5. Формирование банка данных инвестиционных проектов малых предприятий, издание каталогов инвестиционных проектов МП. 4.6. Подготовка и издание справочника "Инфраструктура поддержки МП Воронежской области". 4.7. Актуализация Интернет - ресурса "Система государственной поддержки малого предпринимательства Воронежской области", создание и ра змещение на ресурсе базы данных инвестиционных проектов малых предприятий Воронежской области. 4.8. Выпуск научного журнала по малому бизнесу (в том числе в электронном исполнении). Формирование электронной базы данных научной информации по проблемам развития малого предпринимательства (диссертации, научные публикации и др.). 4.9. Проведение научно-практической конференции по проблемам малого предпринимательства. 4.10. Проведение исследования состояния малого инновационного предпринимательства, разработка предложений по созданию системы инновационного консалтинга. Проведение конкурса научных исследований и разработок по проблемам малого предпринимательства. 5. Организационное и кадровое обеспечение МП: 5.1. Организация работы Координационного совета по малому предпринимательству при главе администрации Воронежской области, Малого совета и Комиссий в составе Координационного совета. 5.2. Участие в работе Координационного совета при Полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе. 5.3. Проведение в соответствии с Комплексной программой развития малого и среднего бизнеса в Центральном федеральном округе выездного заседания Координационного совета ЦФО и Межрегиональной выставки и конференции "Малый бизнес в ЦФО". 5.4. Организация работы межведомственной комиссии по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства. 5.5. Организация проведения публичных мероприятий по вопросам МП: семинаров, совещаний, конференций, выставок, ярмарок, круглых столов, съездов. 5.6. Организация "Горячей линии" для предпринимателей. 5.7. Обеспечение подготовки и переподготовки, стажировок и тренингов государственных и муниципальных служащих, занимающихся поддержкой МП, руководителей и сотрудников субъектов инфраструктуры поддержки МП. 5.8. Отбор и обучение руководителей и специалистов малых и средних предприятий в ведущих российских вузах по специальностям "Менеджмент", "Маркетинг", "Финансы и кредит" и организация стажировок на зарубежных предприятиях (в рамках реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров). 6. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере МП: 6.1. Осуществление международного сотрудничества в области развития МП с зарубежными городами (регионами) - побратимами г. Воронежа и области. Участие в разработке межрегиональных/международных соглашений, договоров, программ поддержки и развития МП; организация визитов международных делегаций и представителей иностранных предприятий и организаций. 6.2. Оказание помощи некоммерческим организациям в получении финансирования от международных организаций/фондов. 6.3. Создание банка данных (специализированной деловой библиотеки) о зарубежных и межрегиональных партнерах (потенциальные инвесторы, заказчики, поставщики оборудования, подрядчики и др.) с размещением его в сети Интернет; выпуск справочника. 6.4. Изучение и анализ мирового опыта поддержки и развития МП. |
Срок реализации Программы | 2002 год |
Объем и источники финансирования Программы | Средства областного бюджета (в соответствии с Законом Воронежской области от 15.01.2002 N 1-ОЗ "Об областном бюджете на 2002 год": - статья 30 раздел 8"Развитие рыночной инфраструктуры" - 5333 тыс. руб.;
- статья 30 раздел 11 "Образование" - подготовка и повышение квалификации кадров - 500 тыс. руб. Средства ГФПМПВО - 748 тыс. руб. Средства ФФПМП - до 5 000 тыс. руб.(на конкурсной и иной основах). Федеральный бюджет (во исполнение Указа Президента РФ от 23.07.1997 N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" -1 500 тыс. руб. Всего:13 081 тыс. руб. |
Система организации контроля за исполнением Программы | - проведение мониторинга реализации мероприятий Программы;
- проведение координатором Программы согласований с участниками Программы с целью своевременного и качественного выполнения программных мероприятий;
- регулярное (1 раз в квартал) информирование органов власти и управления о ходе выполнения Программы;
- проведение контроля за целевым использованием средств областного бюджета в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Воронежской области, включающего проверки: - управления федерального казначейства по Воронежской области;
- главного финансово-бюджетного управления администрации Воронежской области;
- аппарата контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ по Воронежской области;
- Контрольно-счетной палаты Воронежской области. |
Ожидаемые конечные результаты Программы | Количественные увеличения по основным социально-экономическим показателям, характеризующим развитие малого предпринимательства в области: - количество малых предприятий не менее чем на 1% (110 предприятий), индивидуальных предпринимателей не менее чем на 7% (4,1 тыс. чел.);
- количество занятых в предприятиях малого бизнеса не менее чем на 3% (3,2 тыс. чел.), в бизнесе индивидуальных предпринимателей не менее чем на 7% (8,4 тыс. чел.);
- доля малых предприятий в производстве ВРП не менее чем на 3% (удельный вес в ВРП составит 7,4%);
- доля налоговых поступлений в бюджеты области не менее чем на 7-8% (удельный вес составит 7,7%). |
Координатор Программы | Главное управление по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации области. |
Исполнители мероприятий Пр ограммы | ГФПМПВО, ГФЭУ, УМНС, структурные подразделения администрации области, Региональная Комиссия по организации подготовки управленческих кадров, ИРП, ВГУ, ВОКГС, УВЭСИ, РАПМСБ, ВРЦПП, ЦМС, ВРСП "Опора". |
Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально развиваться.
В начале 90-х годов на фоне общего спада производства и сворачивания деятельности многих крупных отечественных предприятий развитие малого бизнеса предотвратило массовую безработицу, явилось эффективным инструментом становления экономики России. Малое предпринимательство позволило начать процессы разукрупнения, разгосударствления гигантских предприятий, в значительной степени способствовало формированию конкурентной рыночной среды. Сегодня сфера малого бизнеса охватывает четверть трудоспособного населения страны.
Однако реальный потенциал малого бизнеса до сих пор не занял соответствующего положения в экономике России. На это указывает и мировой опыт состояния предпринимательства в высокоразвитых странах, где малые предприятия функционируют во всех секторах экономики. В них работают две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта.
Малое предпринимательство Воронежской области за период 1999-2001 годы представлено следующими основными показателями:
| | | |
| 1999 | 2000 | 2001 |
Количество малых предприятий - всего | 11097 | 10968 | 10985 |
В том числе по отраслям: | | | |
Промышленность | 2298 | 2114 | 2132 |
сельское хозяйство | 233 | 204 | 204 |
Строительство | 1606 | 1779 | 1779 |
Транспорт | 190 | 126 | 126 |
торговля и общественное питание | 4961 | 5002 | 5001 |
непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 138 | 126 | 126 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 171 | 150 | 150 |
Наука и научное обслуживание | 341 | 303 | 303 |
Объем продукции малых предприятий, млн. рублей В том числе по отраслям: | 3386,5 | 4362,0 | 4955,1 |
Промышленность | 1217,8 | 1581,9 | 1585.9 |
Сельское хозяйство | 76,7 | 119,8 | 110,9 |
Строительство | 516,1 | 936,3 | 1057,3 |
Транспорт | 43,8 | 55,3 | 55,6 |
Торговля и общественное питание | 1067,5 | 1314,8 | 1722,4 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 27,2 | 32,4 | 39,5 |
Здравоохранение, физическая культура, социальной обеспечение | 31,1 | 34,4 | 44,5 |
Наука и научное обслуживание | 61,4 | 42.1 | 40,7 |
Численность занятых на малых предприятиях, тыс. человек | 118,3 | 117,1 | 106,9 |
Объем продукции малых предприятий в ВРП (валовой региональный продукт), в % | 8,1 | 7,9 | 7,2 |
Доля занятых на малых предприятиях, в % от общей численности занятых | 10,7 | 13.4 | 12,6 |
Объем инвестиций в предприятия малого бизнеса, всего (млн. руб.) | 197,0 | 325,3 | 348,9 |
В том числе по отраслям: | | | |
Промышленность | 44,0 | 66,7 | 80,5 |
Сельское хозяйство | 10,9 | 18,6 | 18,0 |
Строительство | 117,0 | 203,4 | 213,1 |
Транспорт | - | - | -- |
Торговля и общественное питание | 6,5 | 26,0 | 33,1 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения | - | - | - |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 8,9 | 3,9 | - |
Наука и научное обслуживание | - | - | - |
Количество индивидуальных предпринимателей | 51083 | 53260 | 58604 |