Недействующий

Об утверждении программы "Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2002-2010 годы"

4. Мероприятия по организации хранения, утилизации и переработке бытовых, промышленных и сельскохозяйственных отходов


Проблема размещения и обезвреживания опасных отходов в настоящее время вышла на первое место по своей значимости среди экологических проблем. На сегодняшний день специальных полигонов для размещения промышленных опасных отходов на территории области нет, поэтому промышленные отходы 3 и 4 класса опасности размещаются на свалках бытовых отходов, а отходы 1 и 2 класса опасности накапливаются на территориях предприятий или вывозятся на неорганизованные места захоронения.

Для решения ряда указанных проблем общеобластного значения в 1994 году создано ОАО "Эпром", осуществляющее строительство завода по утилизации гальванических шламов, технического стеклобоя, горелой формовочной земли и других промотходов в строительные материалы.

Проектная документация строительства предприятия прошла санитарную, экологическую и межведомственную экспертизы. В 1999 году введена в эксплуатацию его первая очередь - производственный корпус по переработке технического стеклобоя и отработанных смесей литейных производств. В 2002 году основные усилия ОАО "Эпром" планирует сосредоточить на окончании строительства производственного корпуса N 2 (вторая очередь строительства) по переработке гальваношламов.

Принцип обезвреживания заключается в термическом обжиге гальванических шламов при температуре 900-950 С в технологической среде экогаза. Полученный обезвреженный порошок от токсичных тяжелых металлов является многоцелевым вторичным сырьем, которое может быть использовано в производстве строительных материалов. У предприятия есть перспективные направления развития по организации утилизации и других видов токсичных отходов.

Предприятие является пилотным, на нем будут отрабатываться новые технологии, решаться опытно - конструкторские, организационные и экологические вопросы для дальнейшего внедрения и тиражирования подобных предприятий в другие регионы России. В настоящее время общий объем выполненных строительных и строительно-монтажных работ составляет более 80%. Для полного завершения строительных и пуско-наладочных работ требуется 40 млн. руб. (цены 2002 года). Данный объект в качестве пилотного включен в проект федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России".

В Воронежской области, как и в целом по Российской Федерации, сложилась чрезвычайно опасная ситуация с хранением пришедших в негодность ядохимикатов для сельского хозяйства. Складские помещения находятся в аварийном состоянии, более половины из них пришли в негодность, разрушены. Проведенной в 2000 году инвентаризацией подтверждено накопление на территории области более 1,0 тыс. т обезличенных, пришедших в негодность пестицидов.

В 1994-1996 годах на базе экспериментального завода конструкторского бюро химавтоматики г. Воронежа были проведены опытно-конструкторские работы по созданию комплекса обезвреживания запрещенных и непригодных для использования пестицидов и органических высокотоксичных соединений. Установка является сравнительно простой и надежной в эксплуатации, имеет производительность 100 кг/час. Установка запроектирована мобильной, состоящей из отдельных блоков высокой заводской готовности.

Проект получил положительное заключение государственной экологической экспертизы. Для проведения экспериментальных работ по отработке процессов подачи пестицидов и их сжигания была создана опытная установка мощностью 25 кг/час, на которой производилась отработка режимов сжигания пестицидов и очистки отходящих газов. Испытания показали высокую эффективность работы установки. Превышений ПДК для населенных мест по интересующим ингредиентам не зафиксировано.

В 1996 году установка в качестве пилотной включена в федеральную целевую программу "Отходы". Однако из-за отсутствия необходимых финансовых средств к её созданию пока не удалось приступить.

Особую экологическую проблему составляют отходы автотранспортного комплекса.

Ежегодно в Воронежской области с учетом личного автотранспорта образуется около 3 тыс. т отработанных масел и лишь 20% из них перерабатывается, остальное количество хранится на территории предприятий либо используется в нарушение природоохранных требований. Создание пунктов замены и сбора отработанных масел, предусмотренное Подпрограммой IV, позволит упорядочить систему сбора и утилизации указанных отходов и, тем самым, снизить негативное воздействие на окружающую среду.

Намечен комплекс мер по строительству и обустройству объектов захоронения отходов. Полигон ТБО г. Воронежа эксплуатируется с 1993 года. При этом ежегодно поступление отходов составляет от 1 до 1,5 млн. куб. м. Расчетная вместимость первой очереди полигона ТБО составляет 7-8 млн. куб. м. Таким образом, срок эксплуатации первой очереди полигона заканчивается в текущем году. Анализ результатов мониторинга, проводимого на полигоне ТБО и территориях, прилегающих к нему, показал, что основная опасность его воздействия на окружающую среду заключается в загрязнении подземных вод, которые подпитывают водоносные горизонты, используемые для водоснабжения населения близлежащих населенных пунктов.

В связи с этим выходом из создавшегося положения является:

1) строительство второй очереди полигона твердых бытовых отходов в г. Воронеже;

2) создание в Левобережной части города завода по переработке бытовых и промышленных отходов.

Помимо этого, по аналогичным причинам назрела крайняя необходимость проектирования и строительства полигонов ТБО в городах Лиски, Борисоглебске и Семилуки.

5. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности

Подпрограммой IV предусматривается предложение работ по созданию государственного автоматизированного контроля радиационной обстановки в 30-ти километровой зоне Нововоронежской АЭС и инвентаризации источников радиоактивного излучения.

6. Мероприятия по контролю за состоянием окружающей природной

среды

Подпрограммой IV намечен комплекс мероприятий по созданию устойчивой системы контроля состояния объектов природной среды и особо охраняемых природных территорий и оценки состояния особо опасных объектов.