В целях повышения качества и улучшения условий жизни пожилых людей в учреждениях социального обслуживания и на дому необходимо осуществление мер по оптимизации инфраструктуры социального обслуживания, обеспечивающей развитие надомных форм социального и социально-медицинского обслуживания.
В Воронежской области создана и действует областная инфраструктура системы социального обслуживания, состоящая из стационарных, полустационарных и нестационарных форм социального обслуживания. Ежегодно государственные услуги в 88 государственных учреждениях системы социального обслуживания получают пожилые люди, из которых более 6 тыс. проживают и пользуются социальными услугами в 48 стационарных учреждениях и 16 отделениях временного проживания комплексных центров социального обслуживания населения, остальные обслуживаются на дому, продолжая жить в привычных условиях, и (или) пользуются услугами комплексных центров социального обслуживания и филиалов управлений социальной защиты населения.
Многие из этих учреждений располагаются в зданиях, не отвечающих нормам по набору необходимых помещений и жилых площадей. Капитальный ремонт данных объектов не может в полной мере обеспечить надлежащие условия для качественного предоставления государственных социальных услуг.
В этой связи для улучшения качества предоставления государственных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в Воронежской области разработана социальная программа по строительству новых домов-интернатов, оснащенных современным технологическим, медицинским и реабилитационным оборудованием для обеспечения максимального комфорта и квалифицированного ухода, осуществления комплексной реабилитации и постоянного медицинского контроля, организации интересного досуга и общения со сверстниками.
В 2010 году начато строительство двух домов-интернатов по 100 мест в каждом с использованием последних строительных технологий и архитектурных решений на условиях паритетного софинансирования. В текущем году в рамках финансирования данной программы запланировано открытие данных учреждений.
В число основных задач по обеспечению жизнедеятельности населения Воронежской области входит обеспечение надежного и эффективного энергоснабжения, что является основой поступательного развития экономики области и неотъемлемым фактором обеспечения комфортных условий проживания и работы населения.
Ряд котельных, обеспечивающих теплоснабжение учреждений социального обслуживания, работают на твердом топливе. Использование каменного угля существенно загрязняет атмосферу, почву и грунтовые воды. Коэффициент полезного действия таких котельных крайне низок, качество энергоснабжения потребителей не соответствует нормативам, себестоимость энергии чрезвычайно высока.
Повышение уровня газификации Воронежской области, в том числе строительство газораспределительных сетей и реконструкция котельных с переводом на газообразное топливо в учреждениях с круглосуточным проживанием граждан пожилого возраста, позволит значительно улучшить качество жизни пожилых людей, особенно в сельских населенных пунктах, а также улучшить теплоснабжение жилых помещений при сохранении, а в ряде случаев и снижении затрат на услуги жилищно-коммунального хозяйства.
Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N Пр-3464 ГС по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 25.10.2010 в Воронежской области разработана перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года.
Перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Воронежской области предполагает строительство домов-интернатов для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатов для лиц, имеющих хронические психические заболевания, реконструкцию объектов для размещения в них учреждений социального обслуживания и создание учреждений с новыми формами социального обслуживания населения.
В рамках программы запланирована реализация мероприятий по перспективному развитию сети учреждений социального обслуживания. Кроме строительства домов-интернатов и открытия социально-оздоровительных центров для граждан пожилого возраста намечена поэтапная реконструкция комплекса Лискинской центральной районной больницы для компактного размещения сети государственных учреждений социального нестационарного и полустационарного обслуживания ОГУ "Лискинский КЦСОН" и филиал ОГУ "Лискинский УСЗН".
Обеспечение высокого качества социального обслуживания граждан пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания, создание благоприятных условий жизни, приближенных к домашним, может быть более успешно достигнуто в том случае, если стационарные учреждения будут расположены в каждом районе области. Решение данного вопроса предполагается в рамках настоящей Программы в ходе реконструкции объектов Хохольского, Верхнемамонского, Острогожского и Павловского районов в отделения действующих учреждений социального обслуживания. Одновременно будет частично решен вопрос ликвидации очередности для проживания пожилых людей в стационарных учреждениях.
Практика организации деятельности приемных семей для пожилых людей рассматривается не только как одна из форм продления пребывания в семейной обстановке одиноких пожилых людей, но возможность сокращения очередности на получение социальных услуг, оказываемых в стационарных учреждениях.