Особенностью демографической ситуации в Воронежской области является сравнительно высокий удельный вес граждан старшего поколения.
Численность населения Воронежской области составляет 2261,6 тыс. человек, из них: лица пенсионного возраста - 582,5 тыс. человек. Удельный вес данной возрастной группы в регионе в 2010 году составил 25,8%, а по прогнозам этот показатель увеличится в 2011 году до 26,1%, 2013 году - 26,9%, 2015 году - 27,7%. В целом по Российской Федерации данный показатель увеличится к 2015 году до 23,8%.
В Воронежской области отмечается общая для страны тенденция - уровень и качество жизни граждан пожилого возраста ниже, чем у трудоспособной части населения, так как главным источником дохода большинства пожилых людей остается пенсия. В Воронежской области насчитывается 726 тысяч пенсионеров, состоящих на учете в органах Пенсионного фонда РФ.
При установленном в Воронежской области для пенсионеров прожиточном минимуме 4590 рублей средний размер пенсии составляет 7134 рубля. В то же время пенсионное обеспечение в минимальном размере получают около 688 тыс. жителей области. Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета ограничивается возрастным состоянием здоровья (до 80% пенсионеров нуждаются в медико-социальной помощи, более 50% - в посторонней помощи и уходе).
Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности.
Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.
Процесс старения сопровождается одиночеством в связи с утратой супруга, разрывом родственных связей, невозможностью или нежеланием близких осуществлять необходимую помощь и уход за престарелым человеком.
В сложившейся ситуации обеспечение достойной старости, продление активной позиции пожилых людей в жизни общества, оказание квалифицированных медицинских услуг, сохранение способности к самообслуживанию, предоставление с учетом индивидуальных потребностей пожилых граждан адресной социальной помощи, различных мер социальной поддержки и форм социального обслуживания являются актуальными задачами социальной политики Воронежской области.
Для решения данных вопросов в Воронежской области разработана Концепция развития социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Воронежской области до 2015 года, утвержденная приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 25.03.2011 N 577/ОД, в рамках которой осуществляется комплексный подход к улучшению качества жизни граждан пожилого возраста.
Основной целью реформирования бюджетного процесса в Воронежской области является переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами социальной политики, а также повышение эффективности расходования бюджетных средств и рост качества государственных услуг.
Реализация мероприятий Концепции программно-целевым методом позволит комплексно решать вопросы социальной поддержки пожилых людей, увеличить объем и улучшить качество предоставления государственных социальных услуг гражданам пожилого возраста.
Таким образом, необходимость разработки и реализации региональной программы "Повышение качества жизни пожилых людей в Воронежской области на 2011 - 2013 годы" обусловлена многообразием и сложностью социальных проблем, связанных со старением населения и необходимостью комплексного их решения.