Характеристика путей транспорта
N п/п | Лесничества | Протяженность дорог, км | ||||||||
лесохозяйственных | лесовозных | общего пользования | всего (без зимников) | на 1000 га площади | % от норматива (10 - 12 км на 1000 га) | |||||
с твердым покрытием | грунтовые | круглогодичного действия | зимники | с твердым покрытием | грунтовые | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Аннинское | - | 216 | - | - | 2 | 5 | 223 | 11,3 | 103 |
2 | Бобровское | - | 50 | - | - | 27 | 300 | 377 | 15,1 | 137 |
3 | Богучарское | - | 120 | - | - | 25 | - | 145 | 130 | 118 |
4 | Бутурлиновское | - | 312 | - | - | 182 | 780 | 1274 | 53,3 | 485 |
5 | Воронежское | 1 | 275 | 1 | - | 17 | 3 | 297 | 10,8 | 98 |
6 | Воронцовское | - | 121 | - | - | 9 | 10 | 140 | 8,9 | 81 |
7 | Давыдовское | 2 | 319 | - | - | 13 | 12 | 346 | 15,5 | 141 |
8 | Донское | - | 270 | - | - | 5 | - | 275 | 17,0 | 155 |
9 | Калачеевское | - | 126 | - | - | 105 | 520 | 751 | 27,6 | 251 |
10 | Кантемировское | - | 2 | - | - | - | 12 | 14 | 2,2 | 20 |
11 | Новоусманское | 15 | 317 | - | - | - | - | 332 | 17,2 | 156 |
12 | Новохоперское | - | - | - | - | 26 | 407 | 433 | 25,4 | 231 |
13 | Острогожское | - | 189 | - | - | 1 | 6 | 196 | 9,5 | 86 |
14 | Павловское | 1 | 228 | - | - | - | 82 | 311 | 14,9 | 135 |
15 | Песковское | 1 | 155 | - | - | 8 | - | 164 | 9,3 | 85 |
16 | Россошанское | - | - | - | - | 279 | 107 | 386 | 36,8 | 335 |
17 | Савальское | - | 138 | - | - | 7 | 2 | 147 | 8,6 | 78 |
18 | Семилукское | 400 | 1200 | - | - | - | - | 1600 | 88,1 | 801 |
19 | Сомовское | 34 | 270 | - | - | 8 | - | 312 | 34,0 | 309 |
20 | Теллермановское | - | 334 | 1 | - | - | 144 | 347 | 12,5 | 114 |
21 | Хреновское | - | 183 | - | - | 1 | 2 | 186 | 11,1 | 101 |
22 | Эртильское | - | 26 | - | - | 1 | 20 | 47 | 14,6 | 133 |
23 | Пригородное | - | - | - | - | 29 | 138 | 167 | 14,2 | 129 |
Итого | 454 | 3790 | 2 | - | 745 | 3534 | 8523 | 20,5 | 188 |
Для целей лесного хозяйства в той или иной степени используются все дороги, имеющиеся в лесах. Лесное хозяйство дорожной сетью обеспечено в достаточной степени (фактическая обеспеченность - 20,9 км, оптимальная - 10 - 12 на 1000 га).
Однако не хватает улучшенных дорог с твердым покрытием круглогодичного действия. К тому же имеющиеся грунтовые дороги распределены в пределах лесничеств неравномерно. За последние 5 лет строительство дорог в лесничествах не производилось, производился мелкий ремонт.
В зависимости от назначения лесохозяйственные дороги подразделяются на три типа:
I тип - магистральные дороги, объединяющие сеть дорог II и III типов и соединяющие лесные массивы с дорогами общего пользования. Ширина их полотна - 6,5 км и более, ширина проезжей части - 4,5 м;
II тип - дороги, обслуживающие части территории лесного фонда и выходящие на дороги магистрального направления. Ширина их полотна - 4,5 - 6,5 м, ширина проезжей части - 3,5 м;
III тип - лесохозяйственные узкоспециализированные дороги, к которым относят противопожарные дороги, подъездные усы на лесосеках, дороги для доступа к питомникам, лесосеменным участкам и плантациям, для вывозки древесины от рубок ухода и др. Ширина их полотна - 4,5 м, ширина проезжей части - 3 м.
Задачи, поставленные перед лесным хозяйством в деле повышения продуктивности лесов, улучшения их породного состава и эффективности использования земель лесного фонда, требуют более интенсивного строительства лесных дорог необходимой густоты.
При дальнейшем развитии механизации работ в лесном хозяйстве класс дорог и их качество должны быть значительно повышены.
Преобладающие грунтовые дороги в лесах не могут служить надежной базой для работы машин и механизмов.
Грунтовые дороги в лесу служат 4 - 5 лет, затем разрушаются, и их нужно капитально ремонтировать.
В защитных лесах общая протяженность автомобильных дорог должна быть 11 - 14 км. Не менее 30 - 35% этих дорог должны иметь твердое покрытие, т.е. обеспечивать гарантированное круглогодовое их использование (Синицын С.Г., 1987 год).
Для полного охвата насаждений лесохозяйственными мероприятиями необходимо иметь 10 - 15 км дорог на 1000 га лесного фонда (Николаюк В.А., 1977 год). Поэтому в перспективе в лесах области необходимо проводить работы по капитальному ремонту имеющихся грунтовых дорог и по строительству новых дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения.
При проведении лесоустроительных работ вся имеющаяся в лесном фонде устраиваемого лесничества дорожная сеть подлежит маршрутному обследованию и инвентаризации в натуре. Материалы обследования должны дать ясное представление об обеспеченности территории лесничества транспортными путями различного типа, о состоянии дорог и мостов, о возможности их использования в различные периоды года. Одновременно выявляется объем фактически выполненных за истекший ревизионный период работ по новому строительству, капитальному и текущему ремонту дорог, мостов и произведенных на это денежных затратах.