Действующий

Об областной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в Воронежской области на 2005-2006 годы"

1.1. Анализ состояния аварийности в Воронежской области


Аварийность на автомобильном транспорте - одна из острейших социально-экономических проблем, требующих решения на государственном уровне. Сложившийся дисбаланс между ростом автомобильного парка и уровнем развития улично-дорожной сети городов и населенных пунктов привел к ухудшению условий движения, заторам, появлению на автодорогах большого числа водителей, не имеющих достаточного опыта управления транспортными средствами и, в результате, к росту количества дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП).

Наиболее эффективным средством, обеспечивающим решение задачи снижения аварийности, являются программно-целевые методы, получившие распространение в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (далее

- БДД) как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2001 года N 848 утверждена федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России на период 2002-2010 годы" и ее составная часть

- подпрограмма "Безопасность дорожного движения".

В последнее время в Воронежской области проблема обеспечения БДД приобрела особую остроту.

За 2003 год на территории Воронежской области зарегистрировано 2970 (+1,8%) дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 658 (+8,0%) и получило ранения 3410 (+4,6%) человек. Тяжесть последствий составила 16,8 погибших на 100 пострадавших (по России 13,4).

По методике НИИАТ (2001 год) ущерб от гибели одного взрослого человека составляет 1516,03 тыс. руб., от легкого ранения - 8,5 тыс. руб. Ущерб от гибели одного ребенка - 1746,7 тыс. руб., от одного ДТП с материальным ущербом - 15,6 тыс. руб. Экономические потери Воронежской области от совершенных ДТП составили в 2003 году более 1 млрд. руб.

Две трети (67,1%) всех дорожно-транспортных происшествий (1994) совершено в городах и населенных пунктах.

Самым распространенным видом дорожно-транспортных происшествий в области (41,4% от общего количества ДТП) по-прежнему остается наезд на пешеходов. Необходимо отметить, что число таких происшествий (1230 ДТП) увеличилось на 0,7%, при этом число погибших (234 чел.) стало больше на 22,5%, а раненых (1098 чел.) меньше на 2,1%.

Водители транспортных средств по-прежнему продолжают оказывать решающее воздействие на уровень безопасности дорожного движения в области; 85,8% всех аварий произошли из-за нарушения ими установленных Правил дорожного движения (далее - ПДД). Всего зарегистрировано 2547 (+3,2%) таких ДТП, в которых погибло 580 (+7,4%) и ранено 3051 (+6,8%) человек.

Анализ ДТП показывает, что одной из причин аварийности среди начинающих водителей является низкий уровень подготовки, который связан с несоответствием материалвно-технической базы образовательных учреждений предъявляемым требованиям обеспечения БДД, неэффективным ее использованием, недостаточной квалификацией преподавательского состава, невыполнением в полном объеме программ обучения и низким уровнем воспитательной работы среди кандидатов в водители. В связи со снижением транспортной дисциплины наблюдается рост ДТП, совершенных водителями, находящимися в нетрезвом состоянии: каждое шестое ДТП в области (15,3%) совершено водителями в состоянии алкогольного опьянения.

Особую тревогу вызывают аварии с участием пассажирского транспорта. Из-за нарушения ПДД водителями автобусов была допущена 41 авария с пострадавшими, в которых погибло 11 (+45,5%) и ранено 52 (+57,7%) человека. Основными факторами, обусловившими высокий уровень аварийности на пассажирском автотранспорте, являются: увеличение на рынке услуг по перевозке пассажиров числа субъектов малого предпринимательства, не имеющих надлежащих условий для обеспечения требований безопасной эксплуатации автобусов; ограниченное внедрение современных средств управления пассажирскими перевозками; недостаточная квалификация и низкая транспортная дисциплина водителей автобусов.

Тенденция увеличения уровня детского дорожно-транспортного травматизма наблюдается в Воронежской области на протяжении последних двух лет. В 2003 году совершено 320 (+6,3%) ДТП, в которых погибло 29 (+16%) и ранено 328 (+8,6%) подростков в возрасте до 16 лет. Средняя тяжесть последствий ДТП с участием детей составила 8,1 погибших на 100 пострадавших (по России - 6 чел.).

21,1% дорожно-транспортных происшествий в области (по России 26,6%) связаны с неудовлетворительным состоянием улиц и дорог. Всего в течение 2003 года зарегистрировано 626 (-7,1%) таких ДТП, в которых погибло 130 (+0,8%) и ранено 707 (-5,8%) человек.

С технической неисправностью транспортных средств было связано 66 (+17,9%) ДТП. Их удельный вес в общем количестве происшествий составил 2,2% (по России 2,0%).

Настоящая Программа является дальнейшим развитием региональной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Воронежской области на 2003-2004 годы".

Программа предусматривает реализацию мероприятий, в совокупности формирующих единую стратегию администрации Воронежской области, районных органов исполнительной власти, предприятий и организаций, деятельность которых непосредственно связана с организацией работы транспортного комплекса, обеспечением безопасности дорожного движения, выполнением контрольных функций за исполнением действующего законодательства. Разработанная Программа является координирующим документом.

1.2. Основные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в Воронежской области

К основным проблемам обеспечения безопасности дорожного движения в Воронежской области относятся:

1. Возрастающий дисбаланс между ростом автомобильного парка и уров нем развития улично-дорожной сети городов и населенных пунктов, приводя щий к снижению пропускной способности улично-дорожной сети и созданию очагов аварийности на автодорогах и автомагистралях.

2. Низкое качество образовательного процесса в учебных заведениях, осуществляющих обучение и переподготовку водителей автотранспортных средств, и рост числа водителей, не имеющих достаточного опыта управления транспортными средствами.

3. Неудовлетворительная дисциплина водителей автотранспортных средств, невнимательность и небрежность при управлении транспортными средствами.

Несоответствие состояния большинства железнодорожных переездов существующим техническим нормам и правилам их содержания.

Отсутствие совершенной системы своевременного обнаружения до рожно-транспортных происшествий и оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

6. Рост ДТП с участием пешеходов, детей и подростков.

1.3. Оценка мер, принятых по снижению аварийности в Воронежской области и областном центре

Аварийность на автомобильном транспорте - одна из острейших социально-экономических проблем в стране, в том числе в Воронежской области, требующих решения на государственном уровне. Сложившийся дисбаланс между ростом автомобильного парка и уровнем развития сети автомобильных дорог привел к ухудшению условий движения, заторам, появлению на автодорогах большого числа водителей, не имеющих достаточного опыта управления транспортными средствами в современных условиях и, в результате, к росту количества ДТП.