Уровень финансирования учреждений культуры в последние годы явился одним из главных факторов нестабильного их развития. Все это не позволило в полном объеме использовать культурный потенциал региона.
Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства.
Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал". Государственная поддержка сферы культуры должна быть направлена на обеспечение широкого доступа граждан к культурным ценностям, знаниям и информации, сохранение национальной самобытности, развитие профессионального искусства и народного творчества.
Решение проблем культурного развития Воронежской области в условиях ограниченности бюджетных средств, требует формирования собственного инвестиционного потенциала.
Принятие долгосрочной областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010 - 2014 годы" позволит продолжить реализацию поставленных целей и задач культурного развития, планировать и контролировать их выполнение с учетом современной социокультурной ситуации в Воронежской области.
При реализации областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010 - 2014 годы" возможно рассмотрение различных вариантов решения проблемы: оптимистичный, пессимистичный и реалистичный.
1. Оптимистичный (решение проблемы при условии ее полного финансирования).
Данный вариант позволит полностью достигнуть целей программы и обеспечить максимально эффективное расходование бюджетных средств.
Условием предоставления ассигнований из областного бюджета является включение финансирования областной целевой программы в закон Воронежской области об областном бюджете при формировании его на очередной финансовый год. Условием предоставления средств из федерального бюджета является включение приоритетных направлений и мероприятий в федеральные целевые программы.
2. Пессимистичный (решение проблемы на основе сокращенного объема финансирования).
В данном случае сохраняется большинство существующих на сегодня проблемных мест, что ведет к невыполнению мероприятий программы, потере Воронежской областью позиций на уровне Центрально-Черноземного региона и Центрального федерального округа.
Сокращение финансирования программы повлечет к возникновению финансового и административного рисков. В частности, финансовый риск создаст:
- финансовые потери от неэффективного использования объектов культуры и культурного наследия;
- нарушение принципа доступа различных категорий граждан к культурным ценностям;
- снижение количества предоставляемых культурой услуг, посещаемости учреждений культуры и искусства;
- сокращение влияния государства на формирование "человеческого капитала";
- потерю квалифицированных кадров в отрасли.
Недофинансирование мероприятий программы предполагает снижение показателей ее эффективности, прогнозируемости результатов, различий в приоритетах при решении рассматриваемых проблем.
3. Реалистичный (решение проблемы при условии сокращенного объема финансирования программы, преодоления внешних и внутренних факторов).
Данный вариант решения проблемы возможен при:
- использовании смешанных форм финансирования:
эффективное использование собственных средств учреждений культуры на мероприятия программы;
финансирование сферы культуры с привлечением частных инвестиций для социальных проектов;
использование механизмов участия представителей бизнеса в развитии объектов культуры (предоставление участникам бизнеса в аренду или временное пользование музейных фондов, объектов культурного наследия на условиях их содержания, использования, развития);
внедрение перспективных инвестиционных проектов;
создание механизмов государственно-частного партнерства, вклад частного капитала не менее 25%;
- участие в долгосрочных федеральных и областных целевых программах;
- перевод организаций сферы культуры в автономные учреждения;