Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2000 года N 139

Об утверждении Примерного положения о специалисте по охране детства

В связи с отсутствием Типового положения о специалисте по охране детства и в целях обеспечения действующего федерального и регионального законодательства о защите прав несовершеннолетних лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения,

1. Утвердить Примерное положение о специалисте по охране детства (прилагается).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления - органам опеки и попечительства - принять настоящее постановление к руководству.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя правительства области В.Г.Кобяшева.

Первый заместитель главы администрации

области - председатель правительства А.М.Сысоев

Приложение

утверждено постановлением

администрации области

от 17.02.2000 г. N 139

Настоящее положение разработано в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, законом Воронежской области от 30,12.1998 г. N 73-П-ОЗ "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства", другими нормативно-правовыми актами по вопросам охраны прав детей.

1.1. Специалист по охране детства является штатным работником муниципального органа управления образованием района, города. Его деятельность направлена на защиту прав и интересов несовершеннолетних лиц, проживающих на территории Воронежской области.

1.2. Специалист по охране детства назначается на должность руководителем муниципального органа управления образованием по согласованию с главой органа местного самоуправления района, города.

1.3. Специалист по охране детства может быть начальником отдела охраны прав детей, главным или ведущим специалистом (в зависимости от стажа работы и результатов аттестации).

Должность специалиста по охране детства вводится в штат органа управления образованием района из расчета один специалист на 10 тыс. (в городе) и 5 тыс.(в сельской местности) детского селения, но не менее одной ставки при наличии социальных педагогов в образовательных учреждениях.

1.4. Назначение на должность специалиста по охране детства производится, как правило, из числа лиц, имеющих высшее педагогическое или юридическое образование и стаж работы по специально (педагогический или юридический) не менее 3 лет.

1.5. Наиболее сложные, в том числе, спорные вопросы, касающиеся защиты личных, имущественных, жилищных прав и интересов несовершеннолетних лиц, могут рассматриваться коллегиально комиссией по охране прав детей при органе местного самоуправления района.

1.6. Специалист по охране детства подчиняется непосредственно руководителю органа управления образованием района, города. Руководитель муниципального органа управлением образованием обеспечивает специалиста по охране детства необходимыми условиями труда:

отдельным кабинетом;

сейфом для хранения документов, не подлежащих разглашению;

отдельным номером телефона;

персональным компьютером;

1.7. Специалист по охране прав детей в своей работе руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, иными международными правовыми актами по защите прав детей, законами Российской Федерации и Воронежской области, нормативными актами органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Воронежской области и другими нормативными документами по вопросам охраны прав детей.

1.8. Специалист по охране детства тесно взаимодействует с образовательными и медицинскими учреждениями, службами занятости, социальной защиты населения, паспортно-визовой службой, органами внутренних дел и другими учреждениями и ведомствами.

2.1. Организует систематическое выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от рождения до 18 лет), нуждающихся в государственной защите (через администрации учебных, медицинских учреждений, органов внутренних дел, иных организаций и отдельных граждан), устройство, контроль за условиями жизни и воспитания таких детей.

2.2. Организует работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми.

2.3. Проводит обследование жилищно-бытовых условий и условий воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной защите, и лиц, изъявивших желание стать опекунами (попечителями)/ усыновителями, приемными родителями.

2.4. Обеспечивает совместно с уполномоченными органами, организациями и отдельными гражданами временное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, а также сохранность их имущества, жилых помещений, в которых они проживали, а также принадлежащих несовершеннолетним лицам.

2.5. Ведет учет граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного района, города, изъявивших желание быть опекунами (попечителями), усыновителями, приемными родителями и дает заключение об их возможности выполнять эти обязанности.

2.6. Осуществляет подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на усыновление, а при отсутствии такой возможности в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение. Готовит соответствующее заключение по этому вопросу. После принятия решения выдает опекуну (попечителю) удостоверение.

2.7. В случае выявления несовершеннолетнего, подлежащего передаче на усыновление, которому не удалось подобрать кандидатов в усыновители на территории района, сведения о нем по установленной (анкете) передает в областной комитет по образованию для постановки его на учет в региональный и государственный банки данных.

2.8. Готовит материалы в орган местного самоуправления района, города о назначении денежных средств на содержание подопечного, распоряжении его текущими доходами и управлении имуществом в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и правовыми актами Воронежской области.

2.9. Осуществляет контроль за условиями жизни подопечных детей и за состоянием их здоровья. В случае необходимости готовит проекты распорядительных документов об освобождении, отстранении опекунов (попечителей) от выполнения возложенных на них обязанностей.

2.10. Осуществляет в установленном порядке наблюдение за условиями жизни, воспитанием и образованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение, в семьи усыновителей в течение первых 3-х лет с составлением контрольного акта.

Ведет учет усыновленных детей и обеспечивает тайну усыновления. При снятии с учета подопечных, усыновленных документально, подтверждает их занятость и обеспечение жильем.

2.11. Осуществляет подбор лиц и дает заключение об их способности к выполнению обязанностей приемных родителей, готовит проект договора о передаче ребенка (детей) в приемную семью.

2.12. Оказывает помощь опекунам (попечителям), приемным родителям в воспитании, организации отдыха, лечении, трудоустройстве и социальной защите подопечных.

2.13. Готовит заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвует в заседаниях суда по вопросу отмены усыновления (удочерения) по доверенности руководителя муниципального органа управления образованием.

Принимает меры к последующему устройству детей и подростков, в отношении которых усыновление отменено или признано недействительным.

2.14. Готовит заключение и проект распоряжения о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) при достижении им 16-летнего возраста.

2.16. Готовит заключение и соответствующие документы о досрочной регистрации брака лиц, не достигших совершеннолетия.

2.17. Готовит документы для возбуждения в суде дел о лишении родителей родительских прав, ограничении их в родительских правах, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, готовит заключение по данным вопросам.

Проводит профилактическую работу с родителями, в отношении которых решается вопрос об отобрании у них ребенка или лишении их родительских прав.

Дает заключение о возможности возвращения родителям отобранных детей.

2.18. Готовит заключение и по доверенности руководителя муниципального органа управления образованием района, города принимает участие в заседаниях суда по делам, связанным с воспитанием детей и зашитой их имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов.

2.19. Готовит проект договора о доверительном управлении имуществом, жилым помещением несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей.

2.20. Готовит заключение о даче разрешения органом опеки и попечительства района дар, обмен жилой площади, совершение сделок, не влекущих нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних, зарегистрированных на территории района.

2.21. Готовит проекты постановлений, соглашений о порядке участия родственников в общении с ребенком.

Готовит заключение, утверждаемое руководителем органа управления образованием, о возможности отпуска воспитанника детского интернатного учреждения, лишившегося попечения родителей, в каникулярное время и праздничные дни к родственникам или другим лицам.

2.22. Рассматривает спорные вопросы между родителями о воспитании детей.

2.23. Осуществляет совместно с уполномоченными органами отобрание детей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.24. Участвует в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.25. В случае установления противоречий между интересами родителей и детей представляет интересы несовершеннолетних лиц, либо вносит представление руководителю муниципального органа управления образованием района о назначении представителя для защиты прав и законных интересов ребенка.

2.26. Рассматривает вопросы, готовит проекты распорядительных документов органа местного самоуправления района о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетним лицам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2.27. Оказывает помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет, детям, нуждающимся в государственной защите, в получении льгот, предусмотренных Российским законодательством о гарантиях по их социальной защите, инициирует освобождение подопечных на 50 и 100% от оплаты за жилое помещение.

2.28. По поручению руководителя муниципального органа управления образованием рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам социально-правовой защиты несовершеннолетних лиц, консультирует и принимает по ним необходимые меры.

2.29. Инспектирует детские дошкольные учреждения, школы, инновационные образовательные учреждения, детские дома и школы-интернаты всех типов по вопросам охраны детства, оказывает помощь администрациям профессиональных училищ и лицеев, средних специальных учебных заведений в организации работы по охране личных и имущественных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

2.30. Ведет в установленном порядке документацию, хранит все материалы в сейфе до передачи их в архив. Соблюдает сроки хранения документации, несет персональную ответственность за сохранность документов по охране прав несовершеннолетних.

3.1. Требовать от руководителей учреждений, организаций и. органов предоставления информации, материалов, документов и их копий по всем вопросам, связанным с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних лиц (кроме случаев, предусмотренных законодательством) .

3.2. Привлекать участковых инспекторов, инспекторов ПДН ОВД, социальных, медицинских и педагогических работников учреждений, специалистов жилищных органов для обследования условий воспитания, жилищно-бытовых условий несовершеннолетних лиц, предлагать их в качестве свидетелей или экспертов на судебные заседания.

3.3. Приглашать для собеседования родителей, должностных лиц, опекунов (попечителей), усыновителей, приемных родителей и других граждан по вопросам защиты прав несовершеннолетних лиц.

3.4. Специалист имеет право посещения и обследования семей, имеющих несовершеннолетних детей, в случае возникновения необходимости зашиты их прав и законных интересов.

3.5. Выступать в судебных заседаниях, вносить коррективы в заключение органов опеки и попечительства по вновь открывшимся обстоятельствам и фактам.

3.6. Вносить свои предложения при составлении плана по защите прав и законных интересов ребенка, а также при изменившихся обстоятельствах вносить предложения по коррекции данного плана.

3.7. Специалист по охране детства имеет право на периодическое (не реже одного раза в три года) повышение квалификации.

3.8. Специалист имеет право не визировать проекты распоряжений органа местного самоуправления, если он не согласен с принимаем решением, с обоснованием своего мнения.

4.1. Специалист по охране детства планирует свою работу на год и на квартал.

Годовым планом обязательно предусматриваются наряду с другими мероприятиями:

составление годового цифрового (форма N 103-рик) отчета о работе по охране детства за календарный год и представление его в областной комитет по образованию к 5 января каждого года;

представление (не реже 1 раза в год) на заседание органа местного самоуправления отчета о состоянии работы по охране прав несовершеннолетних и мерах по ее улучшению;

проведение (не реже 1 раза в год) совещаний-семинаров с социальными педагогами образовательных учреждений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»