Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ

1.2. Проблемы современного этапа социально-экономического развития Воронежской области


Экономика Воронежской области занимает 4-е место в Центральном федеральном округе по масштабам производства валового регионального продукта (далее - ВРП) с удельным весом 2,2% после г. Москвы, Московской и Белгородской областей (в 1995 году - 3-е место в ЦФО с удельным весом ВРП - 4,9%).

Основная проблема социально-экономического развития Воронежской области - недостаточный уровень производства ВРП на душу населения и, как следствие, постепенная утрата регионом позиций лидера в макрорегионе.

В процентах к среднедушевому производству ВРП по всей Российской Федерации производство ВРП на душу населения в Воронежской области устойчиво снижалось и составляло в разные годы: в 1995 году - 70,7%, в 2000 году - 51,5%, в 2006 году - 45,3%, в 2008 году - 52,6%.

По номинальному значению ВРП на душу населения Воронежская область по итогам 2008 года занимала: в Российской Федерации - 52-е место; в Центральном федеральном округе - 11-е место; в Центрально-Черноземном регионе - предпоследнее место (4-е).

Характеристика проблем социально-экономического развития Воронежской области представлена в разрезе стратегических направлений регионального развития:

1. Достижение нового качества региональной экономики.

1.1. Недостаточный уровень ВРП обусловлен наличием системных проблем в отраслях, занимающих основную долю в его структуре (промышленность, сельское хозяйство), технологической отсталостью или низкими темпами модернизации ведущих предприятий, недостаточным использованием ими научно-технического и интеллектуального потенциала региона, отсутствием четкой стратегической ориентации и позиционирования на рынках. Как следствие - низкая конкурентоспособность производимой промышленной продукции и относительная финансовая неустойчивость сельхозпредприятий.

1.2. Дефицит инвестиционных ресурсов создает серьезные ограничения для устойчивости регионального развития и занятия лидирующих позиций в макрорегионе.

1.3. Проблемы рынка труда, в том числе дефицит квалифицированных кадров рабочих и инженерных профессий, старение кадров, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, отсутствие служб управления персоналом на предприятиях, соответствующих потребностям рыночной экономики, являются факторами, сдерживающими поступательный экономический рост на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях региона.

2. Достижение нового качества жизни и развитие человеческого потенциала.

2.1. Воронежская область относится к числу быстро стареющих регионов Российской Федерации, следствием чего являются высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население и социальной нагрузки на бюджет.

2.2. Результаты межрегиональных сопоставлений по отдельным показателям уровня жизни в последние годы оказываются зачастую не в пользу Воронежской области. Например, область занимает низкие рейтинговые места в Центрально-Черноземном регионе, Центральном федеральном округе и России по размеру денежных доходов на душу населения, по соотношению среднедушевых доходов к прожиточному минимуму, по численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в процентах от общей численности населения.

2.3. Недостаточные темпы модернизации социально-экономической среды и образа жизни в городских и сельских населенных пунктах Воронежской области становятся причиной:

- отставания г. Воронежа от крупных российских региональных центров в степени комфортности для проживания и ведения бизнеса;

- снижения устойчивости системы расселения и оттока трудоспособного населения из сельских населенных пунктов Воронежской области;

- несбалансированности развития населенных пунктов, экономика которых имеет монопрофильный характер.

3. Повышение эффективности государственного и муниципального управления.

Социальная ориентированность бюджета, предопределенная трендами демографического развития страны и региона, является источником жестких бюджетных ограничений и не позволяет прогнозировать в среднесрочной перспективе значительного роста государственного (областного) и муниципального участия в реализации масштабных проектов регионального развития. Наиболее актуальными для Воронежской области являются следующие проблемы:

- невысокая эффективность бюджетных расходов Воронежской области, обусловленная во многом формальным и не увязанным с бюджетным процессом применением инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;

- значительный масштаб неучтенной экономики Воронежской области как совокупности скрытой, неформальной и нелегальной экономической деятельности (сравнительный анализ поступлений налогов и сборов и данных о доходах и расходах населения, а также официальные статистические данные о численности занятых в неформальном секторе экономики позволяют сделать вывод о существенном недополучении налоговых доходов бюджетами всех уровней).

Таким образом, отставание региона обусловлено наличием взаимосвязанных проблем в различных сферах экономики, социального развития и управления. Добавленная стоимость, производимая на территории, - это важнейший источник формирования налоговых баз и доходной части регионального и местных бюджетов, решения задач социального и инфраструктурного развития. Индикаторы качества государственного управления тесно коррелируют с показателями социально-экономического развития, что непосредственно отражено в перечне показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

Каждая из этих проблем имеет сильный мультипликативный эффект по степени воздействия на уровень социально-экономического развития, и их решение в комплексе возможно только при условии координации усилий всех ветвей власти на программно-целевой основе.