ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2008 года N 1208-IV-ОД

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОТ 22 НОЯБРЯ 2006 ГОДА N 645-IV-ОД "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖЬ (2007 - 2011 ГОДЫ)"

Рассмотрев изменения в приложение к постановлению Воронежской областной Думы от 22 ноября 2006 года N 645-IV-ОД "Об утверждении областной целевой программы "Молодежь (2007 - 2011 годы)", Воронежская областная Дума постановляет:

1. Внести изменение в приложение к постановлению Воронежской областной Думы от 22 ноября 2006 года N 645-IV-ОД "Об утверждении областной целевой программы "Молодежь (2007 - 2011 годы)", изложив его в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Председатель областной Думы
В.И.КЛЮЧНИКОВ

Воронеж,

Парламентский центр,

27 марта 2008 года


N 1208-IV-ОД


Приложение
к постановлению
Воронежской областной Думы
"О внесении изменения в приложение
к постановлению Воронежской областной Думы
от 22 ноября 2006 года N 645-IV-ОД
"Об утверждении областной целевой
программы "Молодежь (2007 - 2011 годы)"
от 27.03.2008 N 1208-IV-ОД


"Приложение

к постановлению

Воронежской областной Думы

"Об утверждении областной целевой

программы "Молодежь (2007 - 2011 годы)"

от 22 ноября 2006 года N 645-IV-ОД

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МОЛОДЕЖЬ (2007 - 2011 годы)"

ПАСПОРТ областной целевой программы "Молодежь (2007 - 2011 годы)"


Наименование
 программы

Областная целевая программа
 "Молодежь (2007 - 2011 годы)"

Дата  принятия
 решения  о
 разработке
 программы,  дата  ее
 утверждения

Распоряжение  администрации  Воронежской  области  от
 20.04.2006  N  1048-р  "О  разработке  областной  целевой
 программы "Молодежь (2007 - 2011 годы)"
.
 Постановление Воронежской  областной  Думы  от  22  ноября
 2006 года N 645-IV-ОД "Об  утверждении  областной  целевой
 программы "Молодежь (2007 - 2011 годы)"

Государственный
 заказчик программы

Управление молодежной политики Воронежской области

Разработчик
 программы

Управление молодежной политики Воронежской области

Цели  и  задачи
 программы

Цель:  создание  условий  для  успешной  социализации  и
 самореализации молодежи, возможности для  самостоятельного
 и  эффективного  решения  молодыми  людьми  возникающих
 проблем.
 Задачи:
 - создание условий для обеспечения  занятости  молодежи  в
 свободное время;

 -  развитие  системы  подготовки  кадров  по  работе  с
 молодежью и актива;

 -  создание  условий  для  участия  молодежи  в  системе
 общественных  отношений  и  реализации  своего
 экономического, интеллектуального и  духовного  потенциала
 в интересах  общества  с  учетом  возрастных  особенностей
 разных категорий молодежи;

 - развитие и поддержка систем информационного  обеспечения
 молодежи

Важнейшие  целевые
 индикаторы  и
 показатели

- Количество государственных и  муниципальных  учреждений,
 расположенных  на  территории  Воронежской  области,
 принимающих участие в реализации программы;

 -  количество  общественных  организаций,  принимающих
 участие в реализации программных мероприятий;

 -  доля  молодых  людей,  задействованных  в  реализации
 программы  (от  общего  количества  молодежи  Воронежской
 области);

 - уровень охвата  молодых  людей,  состоящих  на  учете  в
 комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;

 -  доля  молодых  людей,  занимающих  активную  жизненную
 позицию  (от  общего  количества  молодежи  Воронежской
 области);

 - количество молодых людей, снятых с учета в  комиссии  по
 делам несовершеннолетних и  защите  их  прав,  в  связи  с
 изменением поведения, ценностной ориентации

Сроки   и  этапы
 реализации
 программы

Программа рассчитана на 2007 - 2011 годы.
 Первый этап - 2007 - 2009 годы.
 Второй этап - 2010 - 2011 годы

Перечень  основных
 мероприятий

1. Развитие молодежной  инфраструктуры,  создание  условий
 для вовлечения молодежи в социальную практику.
 2. Создание и совершенствование системы подготовки  кадров
 по работе с молодежью и актива.
 3. Реализация  потенциала  молодежи  Воронежской  области.
 Осуществление мер государственной  поддержки  деятельности
 молодежных  и  детских  общественных  организаций
 (объединений).
 4. Развитие системы информации и мониторинга

Объемы  и  источники
 финансирования

Общий объем  финансирования  областной  целевой  программ ы
 составляет 164,374 млн. рублей,
 в том числе:  
 2007 год - 29,168  млн.  рублей, 2008 год  -  31,064  млн.
 рублей, 2009 год - 32,928 млн. рублей, 2010 год  -  34,738
 млн. рублей, 2011 год - 36,467 млн. рублей.
 Из них:
 - областной бюджет - 43,956 млн. рублей,
 в том числе:
 2007 год - 7,800  млн.  рублей,  2008  год  -  8,307  млн.
 рублей, 2009 год - 8,805 млн. рублей,  2010  год  -  9,290
 млн. рублей, 2011 год - 9,754 млн. рублей;

 - федеральный бюджет - 15,215 млн. рублей,
 в том числе:
 2007 год - 2,700  млн.  рублей,  2008  год  -  2,876  млн.
 рублей, 2009 год - 3,048 млн. рублей,  2010  год  -  3,215
 млн. рублей, 2011 год - 3,376 млн. рублей;

 - местные бюджеты - 97,741 млн. рублей,
 в том числе:
 2007 год - 17,344 млн. рублей,  2008  год  -  18,471  млн.
 рублей, 2009 год - 19,580 млн. рублей, 2010 год  -  20,656
 млн. рублей, 2011 год - 21,690 млн. рублей;

 - внебюджетные средства - 7,462 млн. рублей,
 в том числе:
 2007 год - 1,324  млн.  рублей,  2008  год  -  1,410  млн.
 рублей, 2009 год - 1,495 млн. рублей,  2010  год  -  1,577
 млн. рублей, 2011 год - 1,656 млн. рублей

Ожидаемые  конечные
 результаты
 реализации
 программы  и
 показатели
 социально-  
 экономической
 эффективности

-  Повышение  эффективности  управления  инфраструктурой
 государственной  молодежной  политики,  расширение  сферы
 социальных  услуг  для  обеспечения  досуга  и  занятости
 молодых людей;

 - создание условий для подготовки молодых людей  к  службе
 в  Вооруженных  Силах  Российской  Федерации  в  оборонно-
 спортивных, профильных лагерях допризывной молодежи;

 - создание  условий  для  занятости  подростков  в  клубах
 разной  направленности,  привлечение  к  их  деятельности
 молодых людей;

 -  создание  условий  для  организации  мероприятий  по
 укреплению института молодой семьи;

 - расширение услуг по привлечению студенческой молодежи  к
 организованной форме досуга;
 !B R! - создание условий для организации отдыха  и  оздоровления
 молодежи, в том числе из "группы риска";

 - создание условий  для  формирования  активной  жизненной
 позиции  молодых  людей,  включения  их  в  социально-
 экономическую  и  политическую  сферы  жизнедеятельности
 общества;

 -  оптимизация  деятельности  педагогических   отрядов
 Воронежской области для привлечения их к работе  с  детьми
 и молодежью;

 - приобщение  молодежи  к  героическому  прошлому  страны,
 создание  условий  для  поддержки  деятельности  поисковых
 отрядов;

 - создание условий для организации подготовки  молодежи  к
 службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

 -  создание  условий  для  повышения  качества  работы
 студенческих  организаций  и  объединений  по  интересам,
 привлечения студенческой молодежи к организованным  формам
 досуга, включения ее в различные  виды  социально полезной
 деятельности;

 - создание условий для снижения социальной  напряженности,
 снижения уровня совершения правонарушений  в  подростковой
 и молодежной среде;

 -  создание  условий  для  интеллектуального,  творческого
 развития молодежи;

 - организация поддержки  социальных  проектов  и  программ
 молодежных  и  детских  общественных  организаций,
 привлечение молодежи к  реализации  программ  общественных
 организаций и проведению мероприятий;

 -  повышение  эффективности  деятельности  информационных
 служб в  освещении  вопросов  государственной  (областной)
 молодежной политики;

 - получение объективной  информации  о  ситуации  в  сфере
 молодежной политики,  привлечение  молодежи  к  проведению
 мониторинга и социологических исследований;

 -  содействие  занятости  населения,  создание  340  новых
 временных  рабочих  мест  на  срок  до  одного  месяца  с
 ежемесячной зарплатой 2,3 тыс. рублей;

 -  социальный  эффект  экономической  эффективности
 реализации мероприятий  составит  4,927  млн.  рублей  (на
 весь срок реализации программы)

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА


Согласно материалам доклада Генерального секретаря Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по вопросам молодежи от 2005 года в настоящее время можно выделить три основные группы вопросов, которые затрагивают молодых людей в период их развития и становления в качестве членов своих обществ:

1) молодежь в экономике; образование; занятость; глобализация и информационно-коммуникационные технологии;

2) молодежь в гражданском обществе, включая проблемы окружающей среды, досуга, отношений между поколениями;

3) молодежь, подверженная риску; эта тема охватывает приоритетные области охраны здоровья, злоупотребления наркотиками, преступности, конфликтных ситуаций и ВИЧ/СПИДа.

Глобализация проблем общества влияет на разделение труда, развитие экономики, и в этой связи молодые люди относятся к тем, кто первым ощущает на себе позитивное и негативное изменение. Информационно-коммуникационные технологии изменяют характер взаимодействия молодежи как в гражданском обществе, так и в экономических отношениях. Новые отношения между поколениями (не всегда позитивного характера), утрата обществом ценностей, на протяжении многих лет влияющих на воспитание целого ряда поколений, изменение ориентиров на них меняют характер участия молодых людей в жизни гражданского общества. В данной связи должно стать одной из стратегических целей социально-экономического развития Воронежской области создание условий для активного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

При этом необходимо учитывать, что достижение молодыми людьми экономической самостоятельности, развитие предпринимательской активности, реализация их творческого потенциала, формирование у молодежи мировоззрения гражданина-патриота, созидателя будущего своей страны и области во многом обусловлено наличием поддержки и проведением в этом ракурсе активной политики со стороны государства, поскольку весь комплекс проблем и противоречий, с которым столкнется наше общество в ближайшее десятилетие, формирует жесткий набор требований к молодому поколению.

По оценкам Министерства образования и науки Российской Федерации, стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к 14 - 25-летним новые требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов, пожилых поколений. Коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения), по прогнозу Росстата, возрастет в 2016 году по сравнению с 2005 годом на 20 процентов и составит 700 человек. Этой участи не избежит и молодежь Воронежской области.

Темп продвижения России по пути демократических преобразований будет зависеть от позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее стабильности и активности. Вместе с тем в Воронежской области 7 - 8 процентов молодых людей принимают участие в работе общественных организаций. При этом необходимо констатировать тот факт, что их деятельность в первую очередь сконцентрирована в региональном центре, свое предназначение - быть региональными - теряют многие организации, не выстраивая свою деятельность на территориях муниципальных районов и городских округов Воронежской области.

В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Вместе с тем, по статистике, молодежь - самая активная в криминогенном отношении часть населения. Преступность в молодежной среде охватывает целый ряд различных нарушений правовых и социальных норм: от мелких правонарушений до тяжких преступлений. В связи с изменениями в молодежной субкультуре молодежь привержена отдавать предпочтение появлению новых организаций, в том числе асоциальной направленности. Эта тенденция имеет место быть и на территории Воронежской области.

Современной молодежи приходится рано вступать на рынок труда. Согласно всероссийскому опросу, проведенному Фондом "Общественное мнение", 34 процента молодых людей заработали свои первые деньги до 15 лет, 44 процента - с 15 до 17 лет, 11 процентов - с 18 лет и лишь 10 процентов - в 19 лет и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно, а на территории Воронежской области существует проблема трудоустройства подростков 14 лет, несмотря на законодательство Российской Федерации. Кроме того, по сравнению со сферой услуг и предпринимательства, где молодежь составляет значительный процент работающих, в социальной бюджетной сфере доля молодых работников сегодня незначительна, что может привести к потере преемственности в кадровом обеспечении.

Вызывает обеспокоенность процент миграции молодежи из сельской местности в город. Если в 2002 году в сельской местности проживало 53 процента молодых людей от общего их количества, то в настоящее время 64 процента проживает в городе. Молодежь, которая получила образование в городе, не спешит возвращаться на свою малую родину. Данные статистики говорят о том, что на территории региона во многом не созданы условия для сельской молодежи в отношении трудоустройства, занятости, быта, организации досуговой деятельности. Последнее относится и к молодежи, проживающей в городе.

Одной из наиболее острых проблем для молодежи остается жилищное обеспечение. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, определение новых форм и механизмов для обеспечения жильем молодых семей, их положение в большей степени не изменяется и не влияет на изменение демографической ситуации.

Несмотря на то, что молодежь в отличие от других поколений в значительной своей части обладает определенным уровнем здоровья, интеллектуальной активностью и мобильностью, - это группа населения, которая наиболее быстро приспосабливается к новым условиям, в то же время относительно молодежи стоит вопрос минимизации издержек и потерь, которые существуют в обществе из-за целого ряда неудовлетворительных аспектов нынешнего положения молодежи.

Для обеспечения эффективного участия молодежи в социально-экономической, политической сферах жизни общества необходимо добиться изменения восприятия обществом молодых людей. Эти перемены должны найти отражение в новых способах отражения информации, в сотрудничестве между поколениями, в развитии организационных структур деятельности.

Государство должно рассматривать молодежь как базовый стратегический ресурс, как объект и субъект социально-экономической политики. Это требует повышенного внимания к молодежной проблематике, принципиального изменения отношения к ней всех ветвей власти на всех уровнях.

В рамках эффективных стратегий обеспечения становления и развития потенциала молодежи необходимо расширить ориентирование на конкретные направления деятельности.

Общегосударственный подход к программно-целевому методу реализации государственной молодежной политики должен исходить из той роли, которую играет молодое поколение в социальной структуре общества, а также из того:

какие условия создаст государство молодому человеку в возрасте от 14 до 30 лет для его становления и развития;

что получит государство и общество от реализации потенциала молодых граждан.

Определение концептуальных положений программно-целевого подхода по основным направлениям реализации государственной молодежной политики на территории Воронежской области строится на основе следующих принципов:

- межведомственности государственной молодежной политики, - который предполагает решение проблем молодых граждан всеми структурными подразделениями исполнительных органов государственной власти Воронежской области, прежде всего через включение подпрограмм, разделов по работе с молодежью в социальные программы, где они выступают государственными заказчиками; через решение вопросов, касающихся молодых людей, в рамках работы межведомственной комиссии по реализации государственной молодежной политики на территории Воронежской области (постановление администрации Воронежской области от 23.08.2004 N 742); решение вопросов, относящихся к реализации государственной молодежной политики, которые требуют выстраивания четкого и действенного механизма межведомственной координации на всех уровнях власти;

- преемственности, - который предполагает обеспечить непрерывность и последовательность в деятельности государственных и общественных структур; обеспечения реализации максимального инновационного потенциала новых поколений в интересах общества и государства. В связи с данным подходом настоящая программа "Молодежь (2007 - 2011 годы)" должна являться продолжением программных мероприятий областных целевых программ "Молодежь (2001 - 2003 годы)", "Молодежь (2004 - 2006 годы)" и соответствовать требованиям современного общества;

- межсекторального характера, предполагающего включение в реализацию основных направлений программы как государственных, так и негосударственных (общественных) и других структур и требующего создания принципов их конструктивного партнерского взаимодействия;

- деятельностного подхода к социальному становлению молодежи, который предполагает создание условий молодым гражданам для позитивной реализации через конкретные виды общественно полезной деятельности, которые должны рассматриваться как важнейшая составная часть системы социализации молодежи;

- превентивности мер, сочетающих профилактические меры, направленные как на работу как с благополучной молодежью, так и на деятельность по решению проблем молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

- возрастания роли общественных молодежных организаций (объединений) в процессе реализации основных направлений программы, - который основывается на создании новых механизмов с негосударственным сектором, обеспечивающим в соответствии с законодательством Российской Федерации определение ему государственного заказа и ресурсов для решения тех проблем молодежи, которые до настоящего времени решались государственными структурами;

- адресности, - который основывается на учете особенностей различных категорий молодежи, их потребностей в наборе услуг, учитывая, что на территории региона проживает более 525 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет примерно 23 процента от всего населения, из них:

а) учащаяся и студенческая молодежь - 234625 человек, что составляет 44,7 процента от общего количества (старшеклассники - 100789 человек (19,2 процента от общего количества); учащиеся учреждений начального профессионального образования - 17879 человек (3,4 процента); студенты учреждений среднего профессионального образования - 47351 человек (9 процентов); студенты учреждений высшего профессионального образования - 68606 человек (13,1 процента);

б) молодые граждане (работающая и неработающая молодежь) - 290375 человек (55,3 процента от общего количества молодежи).

Определяя подходы к стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации определяет три категории молодых граждан в соответствии с уровнем доходов и потребностей:

1) отличающихся повышенными требованиями к стандарту жизни и обеспечения, проявлению своих гражданских и лидерских качеств, живущих в целом состоятельнее своих сверстников. Их доля не превышает 10 - 15 процентов;

2) готовых к трудовой деятельности, необходимой для обеспечения стандартного уровня потребления товаров и услуг. Их доля - 65 - 75 процентов;

3) стабильно пребывающих в трудной жизненной ситуации и живущих беднее своих сограждан. Доля таковых составляет в среднем 15 - 20 процентов.

Каждая из этих групп состоит из разных категорий с определенным уровнем запросов и потребностей. Между тем социальная политика эффективна только в том случае, если она действует в отношении каждой из названных групп адресно, в соответствии с их проблемами и потребностями. В результате формируются внутренние механизмы перераспределения усилий, ресурсов государства. Поэтому при оценке рисков и возможностей их минимизации необходимо рассмотрение вопросов вовлечения в полноценную жизнь тех молодых людей, которые испытывают проблемы в процессе интеграции в социум. Это минимизирует издержки, которые понесут общество и молодой человек в процессе преодоления трудной жизненной ситуации. Кроме того, эта работа будет способствовать снижению нагрузки на социальную сферу, связанную с финансовой поддержкой категории так называемой "группы риска".

Если рассматривать фактор, сдерживающий развитие государственной молодежной политики, то необходимо отметить, что это недостаточная социально-экономическая поддержка работников молодежной сферы, низкий уровень заработной платы, который влечет за собой текучесть кадров по работе с молодежью.

В целом разработка и реализация программы "Молодежь (2007 - 2011 годы)" обусловлена необходимостью решения следующих проблем:

экономико-социальной интеграции молодежи в социум;

- снижения количества случаев асоциального поведения молодых граждан;

- воспитания толерантного сознания и гражданской ответственности молодежи;

- укрепления института молодой семьи;

- содействия молодым гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Решение проблемы программно-целевым методом состоит в следующем:

1. Согласно федеральному законодательству, в связи с разграничением полномочий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления финансовая составляющая программы направлена на решение общих программных задач в масштабах Воронежской области.

2. Поддержка мероприятий, которые проходят несколько этапов (на уровне муниципальных образований и Воронежской области), носит системный характер.

3. Меры государственной поддержки из областной целевой программы имеют показатели (индикаторы), на которые реализация программы влияет, качественные и количественные, достоверно проверяемые статистикой или мониторингом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»