Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "Содействие занятости населения Воронежской области на 2008-2011 годы"

3.6. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации безработных граждан


На областном рынке труда имеет место дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному признаку. Так, в областном банке вакансий до 75 процентов составляют вакантные места для рабочих. В то же время среди безработных граждан каждый четвертый имеет среднее профессиональное, пятый - высшее образование, не востребованные на рынке труда (в целом около 45 процентов в общем массиве). Многие безработные испытывают трудности с трудоустройством из-за отсутствия или низкой компьютерной грамотности. Предполагается, что несоответствие между предложением рабочей силы и спросом на нее в 2008 - 2011 годах сохранится как по уровню профессионального образования, так и по отдельным профессиям, специальностям.

Складывающаяся ситуация обусловливает возрастание роли активных мер политики занятости. Среди них одна из приоритетных - профессиональное обучение.

Численность безработных, направляемых органами занятости на обучение, с 2007 года определяется в соответствии с нормативом доступа к получению данного вида государственной услуги и средствами, поступающими из Федерального фонда компенсаций РФ согласно Методике определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий РФ в области содействия занятости населения, утвержденной Постановлением Правительства от 22.01.2007 N 35 (далее - Методика). Согласно расчетам доля обучающихся в общем массиве безработных в 2008 - 2011 годах относительно 2007 года сохранится и составит около 4 процентов, что значительно ниже, чем в предыдущие годы из-за нового подхода к определению численности обучающихся по направлению службы занятости и финансированию данного мероприятия. При этом годовые показатели по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации безработных граждан распределятся по районам следующим образом: до 30 чел. в год - в Верхнемамонском и Воробьевском муниципальных районах; до 50 чел. - в Бобровском, Верхнехавском, Грибановском, Каменском, Нижнедевицком, Новохоперском, Панинском, Петропавловском, Подгоренском, Рамонском, Репьевском, Россошанском, Таловском, Терновском, Эртильском муниципальных районах; до 70 чел. - в Аннинском, Богучарском, Бутурлиновском, Лискинском, Новоусманском, Ольховатском, Острогожском, Павловском, Поворинском муниципальных районах; до 100 человек - в Калачеевском, Кантемировском, Семилукском муниципальных районах; более 110 чел. - в городских округах город Воронеж, город Нововоронеж и Борисоглебском городском округе. Корректировка показателей возможна как по годам, так и внутри года с учетом изменений, происходящих на местных и региональном рынках труда.

Анализ структуры спроса и предложения на регистрируемом рынке труда, результаты опросов безработных показали, что в среднем по области по-прежнему в профобучении будет нуждаться каждый двенадцатый безработный, однако в соответствии с Методикой такую возможность получит лишь каждый двадцать четвертый. Предполагается, что треть из них пройдут профессиональную подготовку, половина - переподготовку, остальные освоят вторую смежную специальность и повысят квалификацию. Особое внимание будет уделено безработным гражданам из категорий, испытывающих трудности с трудоустройством. Так, в общем массиве безработных граждан, приступивших к обучению, граждане по истечении шестимесячного периода безработицы составят до 20 процентов, выпускники общеобразовательных учреждений, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), - 7 процентов, предполагается обучить до 500 инвалидов и граждан с ограниченной трудоспособностью, 150 граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, 50 женщин, имеющих малолетних детей, а также обучение граждан из числа переселенцев после получения ими статуса безработного.

Размещение государственного заказа на предоставление государственной услуги по профессиональному обучению безработных граждан будет осуществляться центрами занятости населения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, система профессионального обучения безработных, реализующая краткосрочные, вариативные образовательные программы, позволит оказывать гражданам, испытывающим трудности с трудоустройством, адресные образовательные услуги с учетом имеющихся знаний и навыков, что повысит оперативность включения их в общественно-трудовые отношения.

В 2008 - 2011 годах деятельность органов занятости по реализации государственной политики в области повышения качества рабочей силы будет осуществляться на основе совершенствования системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных граждан, ее информационного и профориентационного сопровождения.

Цель мероприятия - повышение конкурентоспособности на рынке труда безработных граждан, сглаживание диспропорций спроса и предложения рабочей силы.

Решаемые задачи:

участие в формировании рынка образовательных услуг, отвечающего потребностям экономики и безработных граждан;

расширение доступа неконкурентоспособных на рынке труда безработных граждан к оптимальному варианту государственной услуги по профессиональному обучению;

развитие системы и повышение эффективности профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных граждан.

Для реализации поставленных целей и задач предполагается:

продолжить согласование профессиональным образовательным учреждениям объемов и профилей подготовки новой рабочей силы с учетом потребностей рынка труда;

формировать для профессионального обучения безработных граждан перечни профессий с учетом востребованности на рынке труда;

применять адресный подход к подбору варианта обучения с учетом психофизиологических особенностей личности, имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков, производственного опыта, места проживания обучающегося, потребностей рынка труда и возможностей организации учебных занятий;

размещать государственный заказ службы занятости на оказание государственной услуги по профессиональному обучению безработных граждан в образовательных учреждениях, отвечающих требованиям к качеству образовательных услуг для данной категории граждан, на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

Сохранится принцип подбора безработных граждан на профессиональное обучение с учетом индивидуальных качеств и образовательных потребностей с приоритетным правом из числа категорий, испытывающих трудности в поиске подходящей работы, а также ориентированных на освоение новых сфер трудовой деятельности, в том числе связанных с реализацией национальных проектов.

Предполагается дальнейшее развитие учебной базы для профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных граждан, проживающих в сельской местности, что позволит более чем двум третям из них обучаться без переезда в другую местность. К подбору кандидатов на обучение будут привлекаться представители органов местного самоуправления с целью уточнения потенциальных возможностей дальнейшего трудоустройства. Подготовку безработных граждан из отдаленных сел планируется осуществлять по профессиям, специальностям, дающим возможность занятости в сельскохозяйственном секторе, в сфере бытовых услуг населению.

Учитывая рост потребности экономики в квалифицированных рабочих, продолжится работа по формированию мотивации у безработных граждан, не имеющих профессии, выпускников общеобразовательных учреждений, на получение рабочих специальностей.

Продолжится практика организации профобучения безработных инвалидов и лиц с трудовыми ограничениями с учетом рекомендаций органов медико-социальной экспертизы.

В целях повышения эффективности учебного процесса в течение 2008 - 2011 годов намечается:

принять меры по расширению перечня профессий, дальнейшему развитию учебной базы для обучения безработных граждан с учетом потребностей рынка труда, с акцентом на использование местных образовательных учреждений;

размещать государственный заказ на оказание государственной услуги по профессиональному обучению безработных граждан на базе учебных заведений, реализующих современные формы, методы и технологии проведения обучающих занятий;

обеспечить объем практической составляющей учебного курса по рабочим профессиям до 60 процентов учебного времени;

развивать стажировку по направлению службы занятости безработных граждан из числа молодых специалистов, не имеющих опыта работы;

совершенствовать механизм взаимодействия с предприятиями и организациями по предоставлению информации о трудоустройстве и закрепляемости бывших безработных граждан, получивших профессиональную подготовку, переподготовку, повысивших квалификацию и прошедших стажировку по направлению службы занятости.

Профессиональное обучение безработных граждан и в дальнейшем будет вестись преимущественно при наличии варианта занятости. Уровень трудоустройства по окончании обучения ожидается более 60 процентов.