Итоги выполнения программы содействия занятости населения за 2006 - 2007 годы
тыс. чел.
N | Показатели | 2006 - 2007 | Процент | ||
план | расчетно | ||||
1. | Численность граждан, состоящих на | 263,0 | 276,5 | 105,1 | |
2. | Численность граждан, нашедших работу | 174,0 | 174,6 | 100,3 | |
3. | Численность участников мероприятий по | ||||
3.1. | Организация общественных работ | 16,0 | 17,0 | 106,2 | |
3.2. | Информирование населения и | 380,0 | 382,8 | 100,7 | |
3.3. | Ярмарки вакансий и учебных рабочих | 260 | 316 | 121,5 | |
3.4. | Временное трудоустройство безработных | 3,0 | 3,1 | 103,3 | |
3.5. | Охват социально-адаптационными | 6,7 | 6,8 | 101,5 | |
3.6. | Организация предпринимательской | 1,1 | 1,8 | 163,6 | |
3.7. | Временное трудоустройство | 28,0 | 30,6 | 109,3 | |
3.8. | Временное трудоустройство безработных | 0,7 | 0,7 | 100,0 | |
4 . | Повышение качества рабочей силы | ||||
4.1. | Профессиональная подготовка, | 6,6 | 7,0 | 106,1 | |
4.2. | Профориентационные услуги | 145,1 | 146,0 | 100,6 |
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, остается много проблем в сфере безработицы и занятости, которые требуют решения на областном уровне с применением программно-целевого метода.
Необходимость комплексного решения проблем занятости и безработицы в рамках программы обусловлена рядом объективных причин:
многообразием, сложностью и масштабностью задач по созданию благоприятных условий для смягчения ситуации на областном рынке труда;
необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям;
необходимостью выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации мероприятий.
Программа является инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных структур и ведомств к реализации эффективных мер по социальной поддержке безработных и улучшению ситуации на региональном рынке труда.
Реализация мероприятий программы требует консолидации сил общественных, профсоюзных организаций, объединений работодателей.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения ситуации на рынке труда могут стать:
несистемное решение стоящих задач в области занятости, разрозненные усилия органов исполнительной власти области, снижение их ответственности;
распыление средств бюджетов всех уровней, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем безработных и ищущих работу граждан;
повышение уровня регистрируемой безработицы, приближение его в большинстве муниципальных образований Воронежской области к критической отметке (4 - 6 процентов);
ухудшение соотношения спроса и предложения, рост напряженности на областном рынке труда;
сокращение финансирования за счет средств федерального и областного бюджетов активных мероприятий содействия занятости населения Воронежской области;
увеличение среди безработных проблемных социально-демографических групп: лиц со сниженными мотивациями к труду, длительно и ранее не работавших, не имеющих профессионального образования, инвалидов, выпускников профессиональных учебных заведений различных уровней и т.д.;
снижение возможностей социальной адаптации для безработных граждан;
отказ от превентивных мер по предупреждению безработицы, особенно среди молодых людей, делающих профессиональный выбор.
Отказ от программно-целевого метода в решении проблемы занятости населения, осуществления в необходимом объеме мероприятий не только пассивной, но и активной политики занятости может привести к увеличению уровня безработицы на 1 - 2 процентных пункта как на полном рынке труда, так и в его регистрируемом секторе, росту социальной напряженности, а также негативно скажется на развитии демографической ситуации в регионе, поставит под угрозу выполнение показателей социально-экономического развития Воронежской области.
Отсутствие комплексных, превентивных мер, системности профориентационной работы и информационных услуг сделают невозможным эффективное оказание государственных услуг клиентам службы занятости.
Отсутствие программно-целевого метода в реализации политики в сфере занятости в интересах отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, не позволит обеспечить необходимый уровень их социальной поддержки, оказания психологической, профориентационной, образовательной помощи. Особые опасения вызывает ситуация на сельском рынке труда: решение проблем эффективного трудоустройства сельских жителей невозможно без комплексного и системного подхода.
Отказ от использования программно-целевого метода также не позволит обеспечить комплексное решение проблем молодежной занятости, тогда как именно молодежный сегмент относится к одному из наиболее сложных на областном рынке труда. Представляется проблематичным обеспечить дальнейшее развитие различных форм занятости "трудных" подростков, склонных к совершению противоправных действий и представляющих реальную угрозу создания криминогенной обстановки в летнее время.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов профессиональной и трудовой адаптации может быть усиление негативных социальных явлений, таких, как: нерациональное использование трудового потенциала человеческих ресурсов, снижение и/или потеря квалификации рабочей силы, обучение невостребованным рынком труда профессиям и специальностям, усиление дисбаланса на рынке труда.
Анализ сложившейся ситуации и прогнозируемых тенденций ее развития показывает, что ключевыми проблемами на рынке труда области в 2008 - 2011 годы будут являться:
несбалансированность спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному и территориальному признакам;
сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров;