Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "Содействие занятости населения Воронежской области на 2008-2011 годы"

Таблица 1

Основные показатели прогноза рынка труда Воронежской области на 2008 - 2011 годы


Наименование  
 показателя

Ед.
 изм.

2006,
 факт

2007,
 оценка

Прогноз

2008
 год

2009
 год

2010
 год

2011
 год

Уровень регистрируемой
 безработицы (в среднем за
 год)

процент

2,1

2,1

1,8

1,8

1,7

1,7

Численность безработных,
 зарегистрированных в
 органах государственной
 службы занятости

тыс.
 чел.

22,9

22,8

20,4

19,5

18,8

18,3

Численность незанятых
 граждан, зарегистри-
 рованных в органах
 государственной службы
 занятости, в расчете на
 одну заявленную вакансию

чел.

2,6

2,2

2,0

1,6

1,5

1,4

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (статья 7.1, часть 1, пункт 4) предусматривает передачу полномочий по разработке и реализации региональных программ содействия занятости населения с федерального на региональный уровень.

Программа направлена на реализацию основных направлений государственной политики занятости населения, а также ее конкретизацию на региональном уровне с учетом условий Воронежской области, особенностей факторов, действующих в ее экономике и на рынке труда, а также нерешенных или не вполне решенных специфических проблем занятости.

Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для смягчения ситуации на областном рынке труда.

Ранее действовавшая областная целевая программа "Содействие занятости населения Воронежской области на 2004 - 2005 годы" (утверждена постановлением областной Думы от 15.12.2004 N 1072-III-ОД) была направлена на улучшение положения на рынке труда области и предусматривала координацию усилий заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения проблем занятости, возникающих в новых социально-экономических условиях.

Программно-целевой метод в реализации мер по улучшению положения на областном рынке труда доказал свою эффективность.

Основные задачи в сфере занятости населения региона решались в ходе реализации также ведомственных целевых программ содействия занятости населения Воронежской области.

В рамках реализации целевых программ было установлено, что решение проблемы смягчения ситуации на областном рынке труда опирается на учет и анализ его основных тенденций. Положительно повлияли на формирование рынка труда:

более устойчивый (в 2002 - 2007 годах) характер экономического роста (объем валового регионального продукта с 2001 до 2004 года увеличился в 1,8 раза) и концентрация точек роста, в том числе во многих муниципальных образованиях области и городских округах;

развитие в экономике области инновационных процессов, во многом обусловленных притоком инвестиций: общий объем инвестиций в основной капитал за 2001 - 2006 годы составил 131,6 млрд. рублей;

улучшение показателей уровня жизни населения: только за 2006 год среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличилась на 23,1 процента, реальные денежные доходы населения выросли на 15,8 процента.

Отрицательно влияют на рынок труда следующие факторы:

недостаточно высокие темпы экономического роста и значительные колебания как по годам, так и в отраслевом и территориальном разрезах, что требует изучения специфики развития отраслей городских округов и муниципальных образований области;

основные фонды предприятий и организаций в высокой степени изношены;

уровень оплаты труда в ряде отраслей экономики по сравнению со средними по области не является привлекательным. Так, в 2006 году среднемесячная заработная плата в текстильном и швейном производстве составляла только 42 процента от средней по области, в сельском хозяйстве - 57 процентов, в оптовой торговле - 58 процентов, в образовании - 73 процента.

Отмеченные противоречивые факторы обусловливают неоднозначность ситуации на рынке труда, причем в его регистрируемом и нерегистрируемом секторах она существенно различается.

Общими положительными тенденциями, нуждающимися в дальнейшем исследовании и конкретизации, являются:

продолжающийся рост спроса на рабочую силу, улучшение его качественной структуры: число вакантных рабочих мест на конец 2006 года выросло по сравнению с началом года почти на 40 процентов;

повышение степени сбалансированности предложения рабочей силы со спросом, предъявляемым работодателями, - выбытие кадров предприятий и организаций количественно почти полностью компенсируется их приемом; так, в I квартале 2007 года на предприятия принято на 6,3 процента больше, чем за тот же период 2006 года, доля компенсации выбытия персонала ее приемом составила 103 процента;

снижение дискриминационных требований работодателей при приеме на работу соискателей отдельных социально-демографических групп: например, по данным социологического мониторинга, в настоящее время только 20 процентов женщин получает отказы в приеме на работу по гендерному признаку, а также из-за наличия малолетнего ребенка, что почти в 2 раза ниже аналогичного показателя 2000 года;

снижение риска вынужденной безработицы среди представителей квалифицированных профессий и специальностей: количество вакансий для квалифицированных рабочих в базе данных службы занятости в 2006 году в среднем в 4 раза превышало численность ищущих работу этой категории граждан.

Вместе с тем сохраняется ряд негативных и даже опасных тенденций:

снижение численности населения и ухудшение его возрастно-трудовой структуры: ежегодно численность населения области снижается на 20 - 25 тысяч человек;

большие качественные диспропорции внутри трудовых ресурсов области - профессионально-квалификационные, территориальные, гендерные;

неэффективная структура занятости населения области: значительная доля трудовых ресурсов занята малопроизводительным трудом, в мелкотоварном производстве или личном подсобном хозяйстве;