Основные показатели прогноза рынка труда Воронежской области на 2008 - 2011 годы
Наименование | Ед. | 2006, | 2007, | Прогноз | |||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | ||||
Уровень регистрируемой | процент | 2,1 | 2,1 | 1,8 | 1,8 | 1,7 | 1,7 |
Численность безработных, | тыс. | 22,9 | 22,8 | 20,4 | 19,5 | 18,8 | 18,3 |
Численность незанятых | чел. | 2,6 | 2,2 | 2,0 | 1,6 | 1,5 | 1,4 |
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (статья 7.1, часть 1, пункт 4) предусматривает передачу полномочий по разработке и реализации региональных программ содействия занятости населения с федерального на региональный уровень.
Программа направлена на реализацию основных направлений государственной политики занятости населения, а также ее конкретизацию на региональном уровне с учетом условий Воронежской области, особенностей факторов, действующих в ее экономике и на рынке труда, а также нерешенных или не вполне решенных специфических проблем занятости.
Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для смягчения ситуации на областном рынке труда.
Ранее действовавшая областная целевая программа "Содействие занятости населения Воронежской области на 2004 - 2005 годы" (утверждена постановлением областной Думы от 15.12.2004 N 1072-III-ОД) была направлена на улучшение положения на рынке труда области и предусматривала координацию усилий заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения проблем занятости, возникающих в новых социально-экономических условиях.
Программно-целевой метод в реализации мер по улучшению положения на областном рынке труда доказал свою эффективность.
Основные задачи в сфере занятости населения региона решались в ходе реализации также ведомственных целевых программ содействия занятости населения Воронежской области.
В рамках реализации целевых программ было установлено, что решение проблемы смягчения ситуации на областном рынке труда опирается на учет и анализ его основных тенденций. Положительно повлияли на формирование рынка труда:
более устойчивый (в 2002 - 2007 годах) характер экономического роста (объем валового регионального продукта с 2001 до 2004 года увеличился в 1,8 раза) и концентрация точек роста, в том числе во многих муниципальных образованиях области и городских округах;
развитие в экономике области инновационных процессов, во многом обусловленных притоком инвестиций: общий объем инвестиций в основной капитал за 2001 - 2006 годы составил 131,6 млрд. рублей;
улучшение показателей уровня жизни населения: только за 2006 год среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличилась на 23,1 процента, реальные денежные доходы населения выросли на 15,8 процента.
Отрицательно влияют на рынок труда следующие факторы:
недостаточно высокие темпы экономического роста и значительные колебания как по годам, так и в отраслевом и территориальном разрезах, что требует изучения специфики развития отраслей городских округов и муниципальных образований области;
основные фонды предприятий и организаций в высокой степени изношены;
уровень оплаты труда в ряде отраслей экономики по сравнению со средними по области не является привлекательным. Так, в 2006 году среднемесячная заработная плата в текстильном и швейном производстве составляла только 42 процента от средней по области, в сельском хозяйстве - 57 процентов, в оптовой торговле - 58 процентов, в образовании - 73 процента.
Отмеченные противоречивые факторы обусловливают неоднозначность ситуации на рынке труда, причем в его регистрируемом и нерегистрируемом секторах она существенно различается.
Общими положительными тенденциями, нуждающимися в дальнейшем исследовании и конкретизации, являются:
продолжающийся рост спроса на рабочую силу, улучшение его качественной структуры: число вакантных рабочих мест на конец 2006 года выросло по сравнению с началом года почти на 40 процентов;
повышение степени сбалансированности предложения рабочей силы со спросом, предъявляемым работодателями, - выбытие кадров предприятий и организаций количественно почти полностью компенсируется их приемом; так, в I квартале 2007 года на предприятия принято на 6,3 процента больше, чем за тот же период 2006 года, доля компенсации выбытия персонала ее приемом составила 103 процента;
снижение дискриминационных требований работодателей при приеме на работу соискателей отдельных социально-демографических групп: например, по данным социологического мониторинга, в настоящее время только 20 процентов женщин получает отказы в приеме на работу по гендерному признаку, а также из-за наличия малолетнего ребенка, что почти в 2 раза ниже аналогичного показателя 2000 года;
снижение риска вынужденной безработицы среди представителей квалифицированных профессий и специальностей: количество вакансий для квалифицированных рабочих в базе данных службы занятости в 2006 году в среднем в 4 раза превышало численность ищущих работу этой категории граждан.
Вместе с тем сохраняется ряд негативных и даже опасных тенденций:
снижение численности населения и ухудшение его возрастно-трудовой структуры: ежегодно численность населения области снижается на 20 - 25 тысяч человек;
большие качественные диспропорции внутри трудовых ресурсов области - профессионально-квалификационные, территориальные, гендерные;
неэффективная структура занятости населения области: значительная доля трудовых ресурсов занята малопроизводительным трудом, в мелкотоварном производстве или личном подсобном хозяйстве;