Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

Развернутая постановка нерешенных проблем


Несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся значительными ежегодно возрастающими объемами финансирования из бюджетов всех уровней, остается нерешенной важнейшая социальная задача по созданию доступной среды для инвалидов во всех сферах жизни общества.

Для создания доступной среды для интеграции инвалидов необходимо решить проблемы социализации инвалидов:

1. Восстановить социальный статус инвалидов путем проведения мероприятий медико-социальной, социальной и профессиональной реабилитации.

2. Обеспечить научно-методическое, экономическое, материально-техническое сопровождение интеграции инвалидов.

3. Адаптировать среду к специальным потребностям инвалидов.

1. Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.

Современная социальная политика в отношении инвалидов ориентирована преимущественно на прямые денежные выплаты инвалидам в виде пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, предоставление мер социальной поддержки, социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

У инвалидов развита установка, в результате которой человек уходит в болезнь, надеется на пенсионное и льготное содержание его государством, не ориентирован на восстановление трудоспособности и не предпринимает активных шагов по восстановлению своего социального статуса.

В результате на территории области на протяжении многих лет показатель полной реабилитации остается на низком уровне и не превышает 1,3 процента, то есть из 100 инвалидов только у одного улучшается состояние здоровья и возможность возвращения к трудовой деятельности (в среднем по Российской Федерации показатель реабилитации - 2,3 процента). Численность инвалидов, которым по результатам переосвидетельствования снята группа инвалидности: в 2006 году - 1069 человек, в 2007 году - 1390 человек, в 2008 году - 3982 человека, снижена инвалидность: в 2006 году - 2230 человек, в 2007 году - 2763 человека, в 2008 году - 5610 человек.

Число безработных инвалидов, несмотря на наметившуюся в 2010 году тенденцию к снижению, остается достаточно высоким. За последний год показатели официально зарегистрированной безработицы инвалидов изменились следующим образом:

- до 90 процентов увеличилась доля получивших официальный статус безработного среди обратившихся за содействием в трудоустройстве;

- за 9 месяцев 2010 года число инвалидов, состоящих на учете в органах службы занятости, составило 6480 человек; по сравнению с аналогичным периодом 2009 года произошло сокращение на 778 человек (на 11%);

- в структуре причин незанятости инвалидов произошло увеличение доли потерявших работу (в 1,2 раза) и снижение удельного веса других категорий.

За 2008 - 2009 годы было трудоустроено 4346 инвалидов. За 9 месяцев 2010 года трудоустроено 1562 инвалида.

Немаловажной составляющей процесса утверждения статуса является отсутствие возможностей для инвалидов и иных маломобильных групп населения развивать и использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал не только для себя, но и для общества. Потребность участия в спорте, культуре, науке для людей с ограниченными возможностями остается нереализованной.

Решение проблемы по участию инвалидов в трудовой деятельности, возможность доступа к общественно значимым мероприятиям в различных социальных сферах не только позволит им улучшить свое материальное положение, но и даст возможность вернуть их к активному участию в жизни общества, будет способствовать восстановлению их социального статуса.

2. Нерешенность проблемы обеспечения непрерывности и преемственности реабилитационного процесса (медико-социальной, социальной и профессиональной реабилитации) делает процесс по интеграции инвалидов бессистемным.

Анализ состояния профреабилитируемости и социализации инвалидов показывает, что основными причинами сложившейся ситуации являются:

- неразвитость системы учреждений профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов, отсутствие организационно-экономических связей между учреждениями, оказывающими реабилитационные услуги инвалидам, и преемственности в реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов трудоспособного возраста;

- необеспеченность системы профессиональной реабилитации инвалидов нормативно-методической базой, неопределенность статуса реабилитационных учреждений, отсутствие методик оценки рабочих мест, определяемых в качестве подходящих для инвалидов различных нозологических групп, отсутствие информационной базы потребности инвалидов в видах и формах реабилитации;

- отсутствие системы научно-информационного обеспечения для формирования региональной социальной политики в отношении инвалидов;

- низкий уровень занятости инвалидов;

- недоукомплектованность материально-технической базы имеющихся профреабилитационных учреждений, необеспеченность надлежащими условиями для предоставления реабилитационных услуг в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации от 01.01.2007 N ГОСТ Р52495-2005 "Социальное обслуживание населения";

- отсутствие целевых финансовых средств на оказание услуг по реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

- недостаточность обеспечения квалифицированными специалистами учреждений профреабилитации и содействия занятости инвалидов.

Разработка нормативной документации для эффективного функционирования реабилитационных учреждений, определение единых методических подходов к оценке эффективности реабилитации, подготовка квалифицированных кадров для осуществления всего комплекса реабилитационных мероприятий, системная база данных и постоянный мониторинг потребностей инвалидов в видах и формах реабилитации позволит выполнить индивидуальные программы реабилитации по каждому из направлений. Даст возможность безусловного доступа к дифференцированным методикам реабилитации каждому инвалиду независимо от его места проживания.

3. Инвалиды и лица, испытывающие сложности в коммуникации и передвижении, постоянно высказывают неудовлетворение состоянием доступности среды жизнедеятельности. По причине дороговизны и трудоемкости научно-исследовательских работ мониторинг строительных объектов в области не проводился.

По экспертным оценкам, а также согласно данным социологического опроса, проведенного независимыми экспертами в четырех регионах Российской Федерации, 50% опрошенных, имеющих нарушения зрения и опорно-двигательного аппарата, сталкиваются с проблемами доступности при получении медицинского обслуживания. При этом особое внимание обращает на себя проблема доступности в реабилитационных учреждениях - наличие в них труднопреодолимых барьеров отмечают 60% респондентов с инвалидностью по зрению, 35% респондентов с инвалидностью по слуху и 45% опрошенных инвалидов с ограничениями индивидуальной мобильности.