Воронежская область по занимаемой площади (52,4 тыс.кв.) и численности населения (2393,4 тыс. человек по состоянию на 01.01.2003 года) занимает 3-е место в ЦФО. На территории Воронежской области находится 1908 населенных пунктов, в том числе 15 городов, 21 рабочий поселок и 1872 сельских населенных пунктов. Территория области разбита на 34 муниципальных образования первого вида (г.Воронеж, г.Нововоронеж и 32 района), а также 520 муниципальных образований второго вида (поссоветы и сельсоветы). По состоянию на 01.01.2004 года в стадии строительства на территории области находились более 3000 объектов.
В соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительной документацией должны быть обеспечены все районы, поселения, города, поселки, населенные пункты.
До конца 80-х годов 20 века на все населенные пункты области существовали утвержденные генеральные планы. Финансирование их разработки и корректировки, осуществляемое за счет бюджетных средств, в начале 90-х было прекращено. В эти же годы была предпринята попытка разработки схемы районной планировки области на расчетный срок до 2015 года, однако схема не была принята.
В последующие годы и до настоящего времени градостроительная документация перспективного долгосрочного планирования, направленная на упорядочение градостроительных процессов как на территории области (территориальная комплексная схема градостроительного развития), так и на территории отдельных районов (территориальные комплексные схемы муниципальных образований) не разрабатывалась. В течение этого периода значительно изменилось законодательство, система собственности и взаимосвязи субъектов градостроительной деятельности, в первую очередь по предметам ведения градостроительства, как в Российской Федерации, так и в Воронежской области, муниципальных образованиях.
Анализ существующей градостроительной документации муниципального уровня показал, что обеспеченность ею по области составляет около 40%. Вся имеющаяся градостроительная документация требует корректировки и приведения в соответствие с нормами действующего законодательства. Срок действия генеральных планов ряда городов (Воронеж, Новохоперск, Павловск, Острогожск, Эртиль и др.) закончился еще в середине 90-х годов. В городе Воронеже и районах области отсутствуют утвержденные в установленном порядке правила землепользования и застройки населенных мест. К 2001 году в градостроительстве Воронежской области сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать словом "стихийность". Органы местного самоуправления, получив права распоряжения землями своих территорий, выделяли земельные участки под строительство новых объектов исходя лишь из собственных интересов, без учета влияния этих объектов на сопредельные территории и уже существующие объекты, а также интересов области в целом. Это привело к несогласованности процессов расселения (миграции), размещения производительных сил, объектов нового строительства и пр.
Характеризуя процессы, происходящие в сфере градостроительства на территории Воронежской области, необходимо отметить следующее:
на территории города Воронежа и в его пригородной зоне, а также в районах области активизировалось жилищное строительство. Объемы ввода жилья за 7 лет (1995-2002 годы) по области составили 4202,1 тыс.кв.м. общей площади жилых домов. Темп роста ввода жилья в 2002 году составил 108,9% (к уровню 2001 года);
на территории районов Воронежской области наблюдается тенденция к развитию перерабатывающих предприятий, реконструируются заброшен ные в прошлые годы животноводческие фермы, небольшие промышленные предприятия, строятся новые объекты, такие как хлебопекарни, мельницы, маслоцеха и др. Это напрямую связано с развитием предпринимательства и притоком инвестиций в экономику области. Однако такой "всплеск" градо строительства требует особого контроля со стороны органов архитектуры и градостроительства, иных органов исполнительной власти области и местного самоуправления, так как перепрофилирование прежних предприятий и строительство новых объектов должно осуществляться при строгом соблю дении градостроительных, экологических, санитарных и иных норм.
Анализ проверок строительных объектов и оформления градостроительной документации за 2000-2003 годы показал, что заказчики и подрядчики строительных работ в целях экономии средств в большинстве случаев не соблюдают требования градостроительных норм, а также норм, касающихся энергосбережения, применяют в строительстве некачественные материалы (кирпич, утеплитель, столярные изделия и т. д.), нарушают технологию строительного производства, значительно снижают надежность работы конструкций и зданий в целом, что на практике приводит к снижению нормативных сроков эксплуатации зданий, созданию аварийных ситуаций. Указанные нарушения напрямую связаны с отсутствием разработанных и принятых в установленном порядке территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территории Воронежской области и ее муниципальных образований.