Создание условий для обеспечения защиты прав потребителей, установленных законодательством Российской Федерации, является неотъемлемой частью социальной политики государства.
Позитивные тенденции в развитии сферы торговли и услуг выдвигают качественно новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей и требуют новых организационных подходов.
Происходящие изменения на потребительском рынке неизбежно влекут изменение круга и характера проблем, возникающих у потребителей при реализации прав, закрепленных законодательством Российской Федерации.
Анализ ситуации в Воронежской области показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей не снижается. Так, в 2010 году только Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области рассмотрено 3515 письменных обращений граждан в сфере защиты прав потребителей (2009 - 2303, 2008 - 2119, 2007 - 1458, 2006 - 955, 2005 - 404) и по сравнению с уровнем 2008 года их количество возросло в 1,6 раза. В структуре поступивших обращений преобладали: продажа продовольственных товаров - 27,4%, технически сложных товаров бытового назначения - 31,4%, текстильных, трикотажных, швейных товаров, обуви - 16,9%, мебели - 6,6%, строительных материалов - 9%, прочие - 8,7%.
Анализ обращений граждан показал, что в каждом втором случае потребители не знают свои права, не знакомы с действующим законодательством. Работа с потребителями должна быть направлена на их просвещение, ознакомление с предоставленными законом правами, гарантиями и способами защиты.
Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области в 2010 году составлено по материалам проверок 2290 протоколов об административном правонарушении и наложено штрафов по 28 статьям на общую сумму 2,5 млн. рублей.
Самыми распространенными нарушениями, выявленными в сфере оказания населению услуг, являются: продажа товаров, не соответствующих требованиям нормативных документов, продажа товаров, не соответствующих требованиям нормативных документов, непредоставление потребителям полной и достоверной информации об оказываемой услуге, товаре, исполнителе, включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, ненадлежащее качество оказываемых услуг, непредоставление льгот, предусмотренных законодательством.
Особое значение имеет защита прав неопределенного круга потребителей, затрагивающая интересы большого количества граждан (фальсификация товаров, некачественное предоставление услуг и другие).
В органах местного самоуправления Воронежской области практически повсеместно отсутствуют специалисты, занимающиеся вопросами защиты прав потребителей. В большинстве муниципальных образований области не созданы межведомственные комиссии (координационные советы) по защите прав потребителей, не реализуются функции, предусмотренные статьей 44 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", в части обращения в суды в защиту неопределенного круга потребителей и других.
Недостаточное внимание органов местного самоуправления к данному вопросу негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных изготовителей, исполнителей, продавцов, а также на эффективности работы по защите прав потребителей в целом.
Важную роль в вопросах защиты прав потребителей играют общественные организации потребителей, оказывающие юридические, экспертные, консультационные услуги по защите прав и законных интересов граждан.
На территории Воронежской области зарегистрированы 9 общественных организаций потребителей, однако фактически осуществляют деятельность 5 организаций в городском округе город Воронеж.
Основным направлением в вопросах защиты прав потребителей должно стать создание на территории Воронежской области благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечения их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей, является предупреждение и профилактика нарушения прав потребителей.
Актуальным становится вопрос об организации обучения и повышении квалификации специалистов по защите прав потребителей органов местного самоуправления. Требуются новые подходы к просвещению граждан и обучению молодежи.
Для достижения положительного эффекта такая работа должна вестись не только с потребителями, но и с производителями, изготовителями, предпринимателями, работающими на потребительском рынке.
Эффективно проводимые мероприятия по защите прав потребителей на территории Воронежской области являются одним из реальных методов снижения социальной напряженности в обществе.
Ведомственная целевая программа "Защита прав потребителей в Воронежской области на 2012 - 2014 годы" ориентирована в первую очередь на повышение эффективности проводимых мероприятий по защите прав потребителей, снижение социальной напряженности в обществе, повышение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых и реализуемых на территории области.
Актуальность программы, ее цели и задачи определяются, исходя из наличия нерешенных проблем, которые обусловлены:
- важностью проблемы защиты прав потребителей для социально-экономического развития области и благополучия всех категорий ее населения;
- необходимостью и возможностью решения проблемы защиты прав потребителей в сложившихся условиях с позиции объединенного интереса субъекта Российской Федерации, его населения, а также ведомств, предприятий и организаций, ведущих хозяйственную и иную предусмотренную законодательством деятельность на его территории;
- значимостью координации на областном уровне мероприятий, затрагивающих вопросы защиты прав потребителей на территории области;
- нерешенностью многих вопросов в данной сфере.
Решение указанных проблем должно осуществляться в процессе реализации основных направлений государственной политики в сфере защиты прав потребителей на территории Воронежской области в рамках ведомственной целевой программы.