ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2010 года N 1097

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Изменения:

Постановление правительства Воронежской области от 28.12.2011 N 1137 НГР Ru36000201101269

Постановление правительства Воронежской области от 26.06.2013 N 561 НГР Ru36000201300492

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" и обеспечения устойчивого демографического развития Воронежской области в период 2011 - 2025 годов правительство Воронежской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую концепцию демографической политики Воронежской области на период до 2025 года.

2. Исполнительным органам государственной власти Воронежской области учитывать цели, задачи демографической политики Воронежской области на период до 2025 года при разработке областных и ведомственных целевых программ, влияющих на состояние демографических процессов в Воронежской области.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области руководствоваться положениями концепции демографической политики Воронежской области на период до 2025 года при решении задач в области народонаселения.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Попова В.Б.

(пункт 4 в редакции постановления правительства Воронежской области от 28.12.2011 N 1137 НГР Ru36000201101269)

Губернатор Воронежской области А.В.ГОРДЕЕВ

Утверждена
постановлением
правительства Воронежской области
от 16.12.2010 N 1097

КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

1. Общие положения


Концепция демографической политики Воронежской области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана на основании Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351.

Концепция исходит из того, что целенаправленная деятельность органов законодательной и исполнительной власти Воронежской области, органов местного самоуправления, иных социальных институтов в сфере воспроизводства населения регулируется основными направлениями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Концепция с учетом региональных особенностей демографического развития определяет:

систему целей, задач и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов в Воронежской области на втором и третьем этапах реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года;

стратегию деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере регулирования демографических процессов в соответствии с потребностями развития экономики региона на среднесрочную перспективу;

внутрирегиональные приоритеты демографической политики в зависимости от демографического потенциала муниципальных образований.

2. Демографическая ситуация в области, муниципальных образованиях, тенденции ее развития


Демографическая ситуация, сложившаяся в области, обусловлена предшествующим социально-экономическим развитием региона, возрастно-половой структурой населения, сложившимися традициями и социально-психологическими установками населения.

С 1995 года количество постоянных жителей области стабильно убывает. За прошедший период общая численность населения сократилась с 2494,9 тысячи человек (на 01.01.1995) до 2261,6 тысячи человек (на 01.01.2010). В 2002 году из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости потери населения от естественной убыли достигли максимального значения - 26 тысяч человек.

Устойчивая депопуляция населения отмечается во всех муниципальных образованиях области и является основным генератором сокращения численности населения.

Вместе с тем наряду с общими демографическими тенденциями, характерными для области в целом, в городских округах и муниципальных районах области имеются значительные различия в состоянии демографических процессов.

На основе статистических наблюдений за 2002 - 2009 годы (период демографического подъема) могут быть выделены три типа муниципальных образований, различающиеся темпами снижения общей численности населения:

к первой группе муниципальных образований с умеренным риском неблагоприятного демографического развития относятся территории, в которых темпы снижения общей численности населения ниже среднеобластного показателя: городской округ город Воронеж, Каширский, Новоусманский, Павловский, Россошанский, Ольховатский муниципальные районы;

ко второй группе муниципальных образований с повышенным риском неблагоприятного развития демографических процессов относятся территории, в которых темпы снижения общей численности населения незначительно выше среднеобластного показателя: Кантемировский, Поворинский, Богучарский, Лискинский муниципальные районы, городской округ город Нововоронеж, Хохольский, Бобровский, Репьевский, Верхнехавский, Семилукский, Подгоренский, Таловский, Калачеевский, Каменский, Острогожский муниципальные районы;

к третьей группе муниципальных образований с высоким риском неблагоприятного развития демографических процессов отнесены территории, в которых темпы убыли населения в 2 и более раза превышают среднеобластной показатель: Борисоглебский городской округ, Петропавловский, Аннинский, Терновский, Верхнемамонский, Нижнедевицкий, Грибановский, Эртильский, Новохоперский, Воробьевский, Бутурлиновский, Рамонский, Панинский муниципальные районы.

Депопуляцию населения в сельской местности усугубляет отток сельских жителей в города. Особенно острой является проблема выезда из сельских населенных пунктов молодежи и невозвращения в места прежнего проживания молодых людей, получивших образование в городе.

Реализация в области мер по стабилизации численности населения позволила в последние годы обеспечить устойчивый режим сокращения естественной убыли населения, которая в 2009 году сократилась в 1,7 раза по сравнению с 2002 годом. По показателю естественной убыли населения на 1000 человек в 2009 году область занимала 71-е место в Российской Федерации и 10-е место в Центральном федеральном округе.

В последние годы естественное движение населения в области формировалось под влиянием роста рождаемости и снижения смертности населения. Вместе с тем достигнутый на начало 2010 года уровень рождаемости был в 1,6 раза ниже уровня смертности и не обеспечивал воспроизводство населения. Низкий уровень рождаемости в Воронежской области обусловливают репродуктивные установки населения, массовое распространение однодетной семьи. Доля третьих и последующих рождений не достигает 7 процентов. Интенсивность деторождений в возрастных категориях женщин репродуктивного возраста (суммарный коэффициент рождаемости) в Воронежской области остается одной из самых низких среди субъектов Российской Федерации и Центрального федерального округа. Проблема низкой рождаемости типична для всех муниципальных образований области, различия между ними не имеют принципиального характера. Потенциал дальнейшего роста рождаемости, имеющейся в возрастной структуре населения, постепенно исчерпывается.

Одним из главных показателей, характеризующих состояние демографических процессов в области, является продолжительность жизни населения. В 2004 - 2009 годах в регионе наблюдался рост ожидаемой продолжительности жизни с 66,1 года в 2004 году до 68,9 года в 2009 году. В 2009 году ожидаемая продолжительность жизни женщин в области составила 75,4 года (РФ - 74,7 года), мужчин - 62,7 года (РФ - 62,8 года). По итогам 2009 года по продолжительности жизни населения Воронежская область занимала 24-е место в Российской Федерации. Воронежская область располагает социально-экономическим потенциалом для дальнейшего повышения ожидаемой продолжительности жизни.

Ключевыми направлениями увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения являются укрепление здоровья, снижение смертности населения, и прежде всего граждан трудоспособного возраста. В 2009 году в области показатель смертности составил 17,0 на 1000 населения (в Российской Федерации - 14,2 на 1000 населения). Основной причиной смертности населения являются заболевания сердечно-сосудистой системы, на долю которых приходится более 60 процентов смертности от всех причин. В 2009 году показатель смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы на 100 тысяч жителей области составлял 1037,5, что в 1,3 раза выше, чем в Российской Федерации.

Из общего числа умерших почти четверть составляют граждане трудоспособного возраста, более 80 процентов из них - мужчины. В 2009 году смертность среди населения в трудоспособном возрасте составила 659,7 на 100 тысяч населения (в Российской Федерации - 641,7 на 100 тыс. населения), в том числе среди мужчин - 1038,4 на 100 тысяч населения (в Российской Федерации - 996,3 на 100 тыс. населения), среди женщин - 262,1 на 100 тысяч населения (в Российской Федерации - 269,2 на 100 тыс. населения).

Основными причинами смертности населения в трудоспособном возрасте наряду с сердечно-сосудистыми заболеваниями являются внешние факторы - дорожно-транспортные происшествия, случайные отравления и прочие несчастные случаи, которые часто происходят с людьми в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголизм является одной из самых распространенных причин асоциального поведения населения, отрицательно сказывается на дальнейшем улучшении демографической ситуации.

Убыль населения сдерживают миграционные процессы. Ежегодно число приезжающих в область на постоянное место жительства превышает число выезжающих. При этом отток населения из области почти в 2 раза превышает естественную убыль. С 2006 года постоянно повышается значение миграционного компонента в процессе сохранения численности населения области. В 2009 году миграционный прирост на 44 процента компенсировал естественную убыль населения.

Устойчивое положительное сальдо миграции имеют 20 муниципальных образований. В то же время в городском округе город Нововоронеж, Борисоглебском городском округе, муниципальных районах: Новохоперском, Панинском, Рамонском, Бутурлиновском, Воробьевском, Каменском на протяжении длительного времени миграционная убыль оказывает значительное влияние на сокращение общей численности населения.

Существенное влияние на состояние внутрирегиональных миграционных процессов оказывает урбанизация. Уровень урбанизации в Воронежской области существенно ниже среднероссийского и составлял на начало 2010 года 63,5 процента при аналогичном среднероссийском показателе более 73 процентов. Расселение населения неравномерно происходит по территории Воронежской области и характеризуется чрезмерной его концентрацией в городе Воронеже и прилегающих населенных пунктах. В данной агломерации проживает более 44 процентов жителей Воронежской области.

Внутриобластное расселение нуждается в усилении системообразующих опорных центров как районного, так и межрайонного масштаба, реализации эффективной схемы территориального планирования.

Вместе с тем по прогнозу, основанному на текущих показателях демографической ситуации, в Воронежской области в период до 2025 года продолжится убыль населения. Сложившаяся структура населения, прогнозируемое резкое снижение численности женщин детородного возраста, существующая система ценностных ориентиров населения по-прежнему будут являться основными факторами, сдерживающими рост рождаемости до показателей, обеспечивающих простое воспроизводство населения. Для изменения этих факторов и преодоления депопуляции населения потребуется длительное время.

Дальнейшее улучшение демографической ситуации в Воронежской области на втором и третьем этапах реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года потребует концентрации деятельности органов государственной власти области, органов муниципального управления, предприятий и учреждений всех форм собственности, научного сообщества, общественных организаций на приоритетных направлениях демографического развития, применения программно-целевых методов решения проблемных задач, обеспечения дифференцированного подхода к формированию и реализации региональной демографической политики с учетом особенностей демографического развития муниципальных образований.

3. Цель, задачи и приоритетные направления демографической политики Воронежской области


Целью демографической политики Воронежской области на период до 2025 года является улучшение демографической ситуации, включая создание условий для обеспечения простого воспроизводства населения, оптимизации его демографической структуры и формирования на этой основе необходимых экономике трудовых ресурсов.

Основными задачами демографической политики Воронежской области на период до 2025 года являются:

сокращение уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, увеличение продолжительности активной жизни;

формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья населения, существенное снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения;

укрепление репродуктивного здоровья населения, снижение уровня материнской и младенческой смертности, сохранение достигнутого уровня рождаемости;

совершенствование региональной семейной политики, направленной на укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, стимулирование рождаемости;

обеспечение миграционного прироста в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Воронежской области.

Приоритетными направлениями решения задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, увеличению продолжительности активной жизни являются:

совершенствование профилактики, диагностики и лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, в том числе за счет развития кардиологической помощи населению, оптимизации работы регионального сосудистого центра и его первичных отделений, скорой медицинской помощи, создания системы ведения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения и инфарктами миокарда на догоспитальном этапе, проведения мероприятий по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, обеспечения доступности для населения высокотехнологичных видов медицинской помощи, развития системы восстановительного лечения и реабилитации;

совершенствование онкологической помощи населению за счет внедрения программ профилактики и скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний, строительства современного областного онкологического центра;

повышение правопорядка и безопасности дорожно-транспортного движения.

Приоритетными направлениями решения задачи по формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья населения, существенному снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения являются:

снижение влияния внешних причин на состояние здоровья населения, прежде всего на смертность граждан в трудоспособном возрасте, в том числе за счет реализации программ и мероприятий по внедрению здорового образа жизни, регулированию производства и оборота алкогольной продукции, развитию системы профилактики воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников, сокращению рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, диспансеризации работающих граждан;

повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности за счет развития передвижных форм лечебно-диагностической и консультативной медицинской помощи, организация работ выездных бригад медицинских учреждений, а также службы медико-социальной помощи в сельских населенных пунктах;

развитие сети центров здоровья, спортивной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом по месту жительства населения Воронежской области.

Приоритетными направлениями решения задачи по укреплению репродуктивного здоровья населения, снижению уровня материнской и младенческой смертности, сохранению достигнутого уровня рождаемости являются:

развитие перинатальной помощи и совершенствование перинатальной диагностики, в том числе за счет открытия областного перинатального центра;

повышение качества наблюдений за состоянием здоровья беременных женщин и новорожденных в рамках реализации программы "Родовый сертификат";

реализация мер по снижению потребления алкоголя населением репродуктивного возраста;

профилактика абортов;

укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь женщинам и детям, в рамках реализации мероприятий национального проекта "Здоровье", областных целевых программ;

реализация мероприятий по проведению углубленной диспансеризации 14-летних подростков с целью охраны репродуктивного здоровья с последующим выполнением программ лечения и реабилитации, проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

(абзац 22 в редакции постановления правительства Воронежской области от 28.12.2011 N 1137 НГР Ru36000201101269)

развитие санаторно-курортных и оздоровительных учреждений системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования.

Приоритетными направлениями решения задачи по совершенствованию региональной семейной политики являются:

реализация в полном объеме мер государственной поддержки семьи, материального стимулирования рождаемости, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Воронежской области, в том числе введение дополнительных региональных мер поддержки семьи при рождении третьего (или последующего) ребенка

(абзац 25 в редакции постановления правительства Воронежской области от 28.12.2011 N 1137 НГР Ru36000201101269)

оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий молодым семьям, многодетным семьям, детям-сиротам;

содействие в улучшении жилищных условий молодых специалистов, проживающих в сельской местности;

обеспечение родителям, воспитывающим детей, доступности услуг дошкольных образовательных учреждений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»