Мониторинг ситуации на предприятиях, предполагающих массовые увольнения, показал, что на отдельных из них возможно перераспределение работников или трудоустройство на других предприятиях при условии получения новой профессии, специальности, повышения квалификации. В этих случаях возникает необходимость организации опережающего профессионального обучения до наступления срока расторжения трудового договора между работодателем и работником.
К гражданам, нуждающимся в опережающем профессиональном обучении, относятся лица, находящиеся под угрозой массового увольнения, (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). Предполагается, что в опережающем профессиональном обучении будет нуждаться 4,9 тыс. человек , в программе определены участники Программы, нуждающиеся в опережающем профессиональном обучении в соответствии с ситуацией, сложившейся на региональном рынке труда (приложение 4 к Программе). Ожидается, что каждый десятый из них повысит квалификацию, остальные пройдут профессиональную подготовку, переподготовку, освоят вторую смежную специальность.
(абзац в ред.указа губернатора Воронежской области от 27.10.2009 N 505-у НГР ru36000200900408)
В основном после окончания опережающего профессионального обучения работники останутся в штате своих предприятий, возможно трудоустройство на других предприятиях и занятость в сфере предпринимательской деятельности. Работодатель определяет перечень рабочих мест, на которых может быть использован труд работников, находящихся под риском увольнения, после получения ими новых профессиональных знаний и умений, подбирает кандидатуры для профобучения. В случае дальнейшего трудоустройства на другом предприятии, им предоставляется возможность пройти опережающее профессиональное обучение при представлении соответствующих гарантийных писем с данного предприятия.
В целях выработки мотивации к прохождению опережающего профессионального обучения специалисты службы занятости проводят групповые и индивидуальные консультации с работниками, рассматриваемыми в качестве кандидатов на увольнение.
Численность и профессионально-квалификационный состав работников, находящихся под риском увольнения и желающих пройти опережающее профессиональное обучение для продолжения профессиональной деятельности на данном или другом предприятии, будут определяться работодателями. Это позволит выявить профессиональные и трудовые планы указанных работников, определить возможность прохождения переподготовки или повышения квалификации с учетом имеющихся у них профессиональных знаний, умений и навыков, производственного опыта.
(абзац 5 в ред.указа губернатора Воронежской области от 03.08.2009 N 417-у НГР ru36000200900350)
Размещение заказа на опережающее профессиональное обучение предстоит осуществлять в установленном порядке в учебных заведениях, подразделениях предприятий, имеющих соответствующую лицензию на право ведения образовательной деятельности по заявленной работодателем профессии, специальности. Предусматривается использование в первую очередь учебной базы участников Приоритетного национального проекта "Образование", подразделений предприятий для работников данного предприятия, образовательных учреждений, имеющих опыт внутрифирменного обучения, а также взаимодействия со службой занятости по профобучению взрослого населения (приложение 5 к Программе). С учетом изменения потребности работодателей и работников предполагается использование других учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего профиля. Будет оказываться содействие в организации опережающего профессионального обучения на ученических местах предприятий и организаций. Наиболее востребованными являются массовые рабочие профессии, в том числе для работы на предприятиях и в организациях, реализующих инвестиционные проекты. Одновременно предполагается подготовка кадров для работы в торговле и сфере услуг населению, обучение основам малого бизнеса. При высвобождении инженерно-технических работников, в случае востребованности, будет предлагаться работа в учреждениях профессионального образования, в том числе мастерами производственного обучения. Для них будут организовываться курсы по овладению основами педагогико-воспитательной работы с учащейся молодежью, в том числе на базе Воронежского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Объемы подготовки в разрезе профессий, специальностей предстоит определять с учетом потребности рынка труда.
В целом предполагается, что на базе 25 образовательных учреждений региона пройдут переподготовку - 4327 чел., подготовку - 51 чел. Повышение квалификации 113 чел. будет организовано на базе 3вузов, 230 чел. - 4 учреждений среднего профессионального образования; 76 чел. - 2 профессиональных училищ; 132 чел. - 4 учреждений дополнительного профессионального образования.
Организация опережающего профессионального обучения осуществляется на договорной основе между работодателем, центром занятости населения и образовательным учреждением или на основе договоров между работодателем и центром занятости населения при условии, что работодатель имеет лицензию на право ведения соответствующей образовательной деятельности по краткосрочным учебным программам.
(абзац восьмой в ред.указа губернатора Воронежской области от 03.08.2009 N 417-у НГР ru36000200900350)
Основные функции работодателя: подбор кандидатур на опережающее профессиональное обучение из числа работников, находящихся под риском увольнения; организация направления их на обучение по учебным программам в сроки, согласованные с центром занятости и образовательным учреждением; создание условий для прохождения обучающимися производственного обучения, желательно на базе данного предприятия, и трудоустройство по полученной специальности после завершения обучения в случае перевода работника на другую работу внутри предприятия.
Основные функции центра занятости населения: консультирование работников в случае угрозы массового увольнения о возможности пройти опережающее профессиональное обучение по краткосрочным учебным программам, согласование с учебным заведением стоимости обучения по различным образовательным программам. Центр осуществляет действия по оплате опережающего профессионального обучения, в том числе по авансированию, если это предусмотрено договором и на основе документов, подтверждающих успешное завершение работниками обучения, контроль за их переводом (трудоустройством) на новое рабочее место с учетом полученной профессии, специальности, повышения квалификации.
Основные функции учебного заведения (учебного подразделения предприятия, организации): организация опережающего профессионального обучения по заявленной профессии (специальности) на основе имеющейся лицензии на право ведения соответствующей образовательной деятельности, производственной практики на базе потенциального работодателя.
Работодатели могут получать консультации специалистов службы занятости населения об организации опережающего профессионального обучения. С учетом дальнейшей занятости работников, на основе выяснения их потребности в образовательных услугах работодатели представляют соответствующую заявку. Исходя из нее, центр занятости населения приступает к реализации мер по оказанию помощи в организации обучения.
Продолжительность опережающего профессионального обучения в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089, составит в пределах 3-х месяцев. В соответствии с данными Правилами базовый норматив затрат на организацию опережающего профессионального обучения должен соответствовать базовому нормативу затрат на профессиональное обучение безработных граждан в субъекте Российской Федерации в 2008 году, скорректированному на уровень инфляции, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации на 2009 год, в расчете на одного безработного гражданина, исходя из средней продолжительности обучения 3 месяца.
(абзац тринадцатый в ред.указа губернатора Воронежской области от 03.08.2009 N 417-у НГР ru36000300900350)
В Воронежской области в 2008 году средняя стоимость обучения 1 чел. составила 4728,6 руб., средний срок обучения - 2,2 месяца. При определенном для опережающего профессионального обучения среднем сроке обучения 3 месяца и индексе потребительских цен на 2009 год в размере 1,085, средняя стоимость обучения одного работника в случае угрозы массового увольнения составит 6995,7 рублей.
Финансирование мероприятий по опережающему профессиональному обучению граждан, находящихся под угрозой массового увольнения, в том числе на оплату учебным заведениям за оказание образовательных услуг, осуществляется из средств бюджета субъекта Российской Федерации и субсидий из федерального бюджета на реализацию мер по поддержке рынка труда.
(абзац пятнадцатый в ред.указа губернатора Воронежской области от 03.08.2009 N 417-у НГР ru36000200900350)
Предполагается, что в 2009 году для организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой массового увольнения, потребуется из средств субсидий из федерального бюджета 32840,0 тыс. руб. и 1642,0 тыс. руб. из средств бюджета субъекта РФ (6995,7 руб. х 4929 чел.), где 6995,7 руб. - базовый норматив на одного обучающегося в течение 3-х месяцев, 4929 чел. - численность участников программы опережающего профессионального обучения.
В дальнейшем, на основе анализа ситуации с занятостью работников, угрозы их массового увольнения показатели численности участников мероприятий по опережающему профессиональному обучению будут корректироваться как по конкретным предприятиям, так и по районам г.Воронежа и Воронежской области.
Социальный эффект от реализации мероприятия выразится в предупреждении безработицы работников, находящихся под риском увольнения, сохранении кадрового потенциала предприятия.
Общий объем финансирования опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения составит 34482,0 тыс. руб., в том числе субсидий из федерального бюджета - 32840,0 тыс. руб., из средств бюджета субъекта РФ - 1642,0 тыс. руб.
3.2. Организация общественных работ, временного трудоустройства,
стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных
учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения
Цель - стабилизация ситуации на рынке труда Воронежской области и социальной напряженности в регионе.