Программа разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", Уставом Курганской области, Законом Курганской области от 4 декабря 2003 года N 356 "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития, комплексных программах, целевых программах и ведомственных целевых программах Курганской области", Постановлением Правительства Курганской области от 23 ноября 2010 года N 549 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности комплексных программ Курганской области", Распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р "О Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года".
Программа определяет государственную региональную аграрную политику в Курганской области на период с 2013 по 2020 год, цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курганской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Агропромышленный комплекс является одним из ведущих системообразующих секторов экономики Курганской области, формирующим агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность региона, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Доля агропромышленного комплекса в валовом региональном продукте составляет 17%, в сельской местности проживает 40% населения.
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", целевых программ Курганской области по развитию сельского хозяйства, социальному развитию села, ведомственных целевых программ Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области по развитию молочного и мясного скотоводства положительно отразилась на ситуации в агропромышленном комплексе.
В 2006 - 2011 годах по сравнению с 2005 годом производство продукции сельского хозяйства возросло в сопоставимой оценке на 43,1%, пищевых продуктов - на 45,9%.
За этот период площадь обрабатываемой пашни увеличилась на 244 тыс. гектаров. В 2011 году валовой сбор зерна в первоначально оприходованном весе составил 2,6 млн тонн, урожайность зерновых и зернобобовых культур превысила 22,5 центнера с одного гектара.
С начала реализации приоритетного национального проекта в сфере агропромышленного комплекса (с 2006 года) производство молока возросло на 8,4%, скота и птицы на убой - на 11,5%. В 2011 году в сельскохозяйственных организациях среднесуточные приросты крупного рогатого скота достигли 526 граммов, птицы - 48,5 грамма, надои от коровы - 3688 килограммов.
В 2006 - 2011 годах инвестиции в основной капитал в агропромышленном комплексе возросли в 2,1 раза, приобретено 1232 трактора, 977 комбайнов, 185 посевных и почвообрабатывающих комплексов.
Улучшилось финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей. В 2011 году в сельскохозяйственных организациях уровень рентабельности с учетом субсидий составил 9,2%, удельный вес сельскохозяйственных предприятий, имеющих прибыль, - 69,5%. В 2006 - 2011 годах среднемесячная заработная плата одного работника в сельском хозяйстве выросла в 3 раза, в пищевой промышленности - в 2,4 раза.
За период действия целевой Программы Курганской области "Социальное развитие села Курганской области до 2013 года" (2003 - 2011 годы) газифицировано свыше 35 тыс. сельских домов (квартир), построено и реконструировано 183 км локальных водопроводов, введено (приобретено) 106,1 тыс. кв. м жилья в сельской местности.
Вместе с тем в развитии агропромышленного комплекса имеются существенные проблемы.
В 2011 году не обрабатывалось 22% пашни, внесено всего 18,0 кг в действующем веществе минеральных удобрений в расчете на один гектар посева сельскохозяйственных культур, энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций составила только 146 лошадиных сил в расчете на 100 гектаров посевной площади, в расчете на душу населения производство мяса в убойном весе составило всего 49 кг, яиц - 142 штуки. На 1 января 2012 года общая задолженность сельскохозяйственных организаций превысила 7,5 млрд рублей, или превысила годовую выручку от реализации продукции в 1,1 раза, а по отношению к прибыли - в 12,7 раза.
В 2011 году использование производственных мощностей по выпуску колбасных изделий составило 74,9%, плодоовощных консервов - 2,1%, масла сливочного - 34,4%, сыров - 54,9%, комбикормов - 46,9%. Производительность труда в пищевой промышленности в Курганской области в среднем ниже, чем в Российской Федерации.
Уровень обеспеченности сельского населения в Курганской области питьевой водой, газификации домов природным газом ниже, чем в среднем по Российской Федерации.
Основными причинами существующих проблем в развитии агропромышленного комплекса в Курганской области являются:
- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические, энергетические ресурсы, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, несовершенство земельных отношений в аграрной сфере;
- низкий уровень инвестиционной и инновационной привлекательности при производстве сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных средств;
- слабое государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, материально-технических и энергетических ресурсов;
- финансовая неустойчивость сельского хозяйства, низкий уровень конкурентоспособности большинства товаропроизводителей, слабое развитие страхования в аграрном секторе экономики;
- неэффективное использование земельных, трудовых, сырьевых ресурсов, межотраслевые диспропорции в агропромышленном комплексе, слабое развитие интеграционных и кооперационных процессов в агропромышленном комплексе;
- отставание социальной инфраструктуры сельских территорий от городов, низкий уровень жизни, занятости сельского населения, дефицит квалифицированных кадров.