Численность инвалидов в Российской Федерации на 1 января 2012 года составляет более 10 миллионов человек (7,0 процента населения) и продолжает расти.
В Курганской области проживает 81385 инвалидов, из них почти 3000 - дети.
Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Практика показывает, что дети, имеющие проблемы со здоровьем, не могут адекватно сделать выбор профиля обучения. Некоторые из них вообще лишены возможности определить свою будущую профессию и нуждаются в развитии специфических навыков. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества дополнительных мер.
Противоречие между декларированием предоставления равных прав и возможностей обучения и воспитания детям-инвалидам и их практическим внедрением в жизнь приводит к тому, что такие дети сложно адаптируются в жизненном и образовательном пространстве. Возникающие в такой ситуации проблемы способны повлечь за собой тяжелые последствия для молодой формирующейся личности, породить чувство собственной неполноценности, ущербности.
Среди наиболее волнующих и актуальных проблем можно выделить такие, как воспитание и получение качественного образования, повышение культурного уровня, сохранение здоровья, выбор и получение профессии, адекватной здоровью, дальнейшее трудоустройство на рынке труда.
Из-за своей патологии подростки-инвалиды с ограниченными возможностями здоровья имеют крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеют вообще. В условиях Российской Федерации барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны.
Ближайшим окружением детей-инвалидов, как правило, является семья. Во многих семьях существует проблема, когда один или оба родителя не работают. Одной из причин является невозможность работы полный рабочий день, частые отъезды по причине лечения и реабилитации ребенка-инвалида. Одной из мер, направленных на решение трудовой занятости семей с детьми-инвалидами, а в дальнейшем и самого ребенка-инвалида, является открытие собственного дела. Освоение навыков предпринимательской деятельности позволит некоторым семьям с детьми-инвалидами открыть собственное дело, создать рабочие места для семей с детьми-инвалидами.
Решение проблем детей-инвалидов в Курганской области осуществляется целенаправленно с применением программно-целевого метода с 2001 года.
За период с 2001 по 2011 год удалось организовать деятельность реабилитационных центров, что способствовало созданию реабилитационной инфраструктуры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Реализованы мероприятия по совершенствованию профилактической работы по предупреждению детской инвалидности в части совершенствования методов дородовой диагностики детской инвалидности в учреждениях здравоохранения и укреплению материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов на территории Курганской области.
Оказано содействие по ресурсному обеспечению специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья в целях проведения комплексной реабилитации детей-инвалидов, по внедрению современных технологий в комплексную реабилитацию и по обеспечению территориальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Курганской области ежегодно осуществляется мониторинг положения детей-инвалидов, актуализируется региональный банк данных о детях-инвалидах.
Вопросами реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов занимаются 7 учреждений социального обслуживания населения, в том числе 5 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, Государственное казенное учреждение "Шадринский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей" и Государственное казенное учреждение "Сумкинский дом-интернат".
Ежегодно курс медико-социальной реабилитации в реабилитационных центрах проходит более 2500 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе около 1000 детей-инвалидов.
Учреждениями социального обслуживания семьи и детей разрабатываются и внедряются инновационные социальные технологии, способствующие реализации реабилитационных мероприятий детей-инвалидов.
Так, с 2010 года в Государственном бюджетном учреждении "Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" внедрена технология "иппотерапия" для детей, страдающих детским церебральным параличом.
В Государственном бюджетном учреждении "Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее — Центр) действуют технологии комплексной реабилитации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в системе "мать - дитя", комплексной реабилитации детей дошкольного возраста с заболеваниями аутистического спектра, комплексной реабилитации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития. С целью развития волонтерского движения Центр сотрудничает с Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Шадринский государственный педагогический институт", Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Шадринский медицинский колледж".
Для приближения качественной комплексной и постоянной помощи матерям с детьми, имеющим тяжелые двигательные и речевые нарушения, в трех реабилитационных центрах открыты палаты "Мать и дитя". В двух из них палаты оснащены на средства Фонда. В 2010 - 2011 годах в палатах "Мать и дитя" курс медико-социальной реабилитации прошел 81 ребенок-инвалид.
В настоящее время на базе Государственного казенного учреждения "Шадринский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей" создана реабилитационно-диагностическая лаборатория для оценки реабилитационного потенциала детей-инвалидов, мультипрофессиональная бригада специалистов по сопровождению детей-инвалидов. В целях адаптации детей-инвалидов в социум внедряются программы трудовой реабилитации. В настоящее время 70 детей-инвалидов получают подготовку к самообслуживанию в быту и посильной трудовой занятости. В 2012 году планируется подготовить 94 ребенка-инвалида, в 2013 году -120 детей-инвалидов.
Статистические данные государственной отчетности за 2008 - 2010 годы по общей заболеваемости, инвалидности детей и данные анкетирования родителей детей-инвалидов подчеркивают актуальность проблемы медико-социальной помощи детям-инвалидам и их семьям.
Уровень общей заболеваемости детей за 2007 - 2009 годы имел тенденцию к росту (2009 год - 2889,0 случая на 1000 детей; 2008 год - 2543,4 случая на 1000 детей; 2007 год - 22507,4 случая на 1000 детей), рост общей заболеваемости зарегистрирован по всем классам и группам заболеваний, увеличиваясь преимущественно за счет хронических заболеваний.
По данным Департамента здравоохранения Курганской области по состоянию на 1 января 2011 года зарегистрировано 2896 детей-инвалидов в возрасте от 0 до 17 лет включительно, что на 60 детей-инвалидов больше, чем в 2009 году.
С 2008 года по 2010 год показатель детской инвалидности вырос на 11,0 процента.
Среди детей-инвалидов преобладают лица мужского пола (57,3 процента) и наибольшее число детей - инвалидов насчитывается в возрастной группе от 10-14 лет - 30,0 процента (2009 год - 29,0 процента).
Структура заболеваний, обусловивших инвалидность у детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно: на I месте - психические заболевания и расстройства поведения (32,0 процента), на II месте - болезни нервной системы (22,0 процента), на III месте -врожденные аномалии (18,0 процента), на IV месте - болезни уха и сосцевидного отростка (6,0 процента).
В структуре психических расстройств 82,0 процента составляет умственная отсталость (2009 год - 85,0 процента), в структуре нервных болезней церебральный паралич и другие паралитические синдромы составляют 79,0 процента (2009 год -79,0 процента).
В структуре врожденных аномалий первое место занимают аномалии системы кровообращения - 39,0 процента (2009 год - 39,0 процента), удельный вес аномалий нервной системы составил 7,6 процента (в 2006 году - 14,5 процента, в 2007 году -11,0 процента, в 2008 году - 11,0 процента, в 2009 году - 7,0 процента), хромосомные нарушения возросли до 12,0 процента (в 2009 году -1,4 процента).
В состоянии здоровья в 2010 году на первое место вышли психические (ранее -умственные) нарушения - 34,0 процента, статодинамические (двигательные) - на второе место (23,3 процента), нарушения органов и систем - на третье место (висцеральные и метаболические) -19,2 процента.