Важность вопроса охраны здоровья населения и здорового развития будущих поколений осознается на всех уровнях государственной власти, и решение данного вопроса находится в числе приоритетных национальных задач. Направление организации школьного питания должно получить существенное развитие в планах социально-экономического развития Курганской области, так как напрямую связано с сохранением здоровья и улучшением демографической ситуации.
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей, способствующих профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создающих условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде.
За последние годы в Курганской области, как и в целом по Российской Федерации, сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей всех возрастных групп. Наиболее выраженное ухудшение здоровья отмечается среди детей 7 - 18 лет. Результаты ежегодных диспансеризаций подтверждают тенденции состояния здоровья детей, выявленные в результате Всероссийской диспансеризации 2002 года. Так, данные диспансеризации 2006 года показали, что в Курганской области доля здоровых детей составила всего 26,2%, нормальные параметры физического развития выявлены у 89,2% детей.
Анализ заболеваемости обучающихся образовательных учреждений показывает, что в Курганской области последние годы характеризуются ростом заболеваемости школьников, связанной с таким алиментарным фактором, как школьное питание. Так, в структуре заболеваемости детей школьного возраста болезни органов пищеварения входят в число первых трех мест: в 2007 году среди детей 0 - 14 лет болезни органов пищеварения занимают второе ранговое место (139,07 на 1000 детей), в структуре первичной заболеваемости подростков (15 - 17 лет) болезни органов пищеварения находятся на третьем ранговом месте (113,93 на 1000 подростков). В сравнении с 2006 годом как среди детей 0 - 14 лет, так и среди подростков 15 - 17 лет наблюдаются приросты по данному классу болезней. Распространенность заболеваемости, связанной с данным алиментарным фактором, увеличивается от младших классов к старшим.
Анализ причин заболеваемости по данному классу болезней показывает, что прирост обусловлен нарушением в структуре питания школьников. Мониторинг рационов школьного питания, проводимый Управлением Роспотребнадзора по Курганской области, выявляет нарушение соотношения основных питательных веществ, невыполнение норм питания по молоку, сметане, творогу, сыру, яйцу, мясу, рыбе, овощам, фруктам, сокам. Восполнение калорийности происходит за счет макаронных, крупяных, кондитерских изделий, что приводит к "углеводной" модели питания. Меню составляется без учета физиологических потребностей ребенка в пищевых веществах и энергии. Важным вопросом является обогащение рациона питания витаминами и микроэлементами.
Дефицит витаминов в рационе составляет до 78%, микроэлементов - до 51%. Профилактическая витаминизация осуществляется в половине общеобразовательных учреждений, причем в последние годы отмечалось значительное увеличение количества общеобразовательных учреждений, где организована профилактическая витаминизация (в 2007 году - 53%, в 2006 году - 27%).
Мониторинг состояния организации питания в общеобразовательных учреждениях, проводимый Главным управлением образования Курганской области, показывает, что в 2008 - 2009 учебном году одноразовым горячим питанием в столовых охвачен 81% обучающихся, двухразовым - около 7%. Средняя стоимость питания в день на 1 обучающегося составляет 12,5 рублей, средний размер вносимой за питание родительской платы - около 10 рублей. Благодаря наличию компенсаций из областного и местных бюджетов в целом доля родителей, вносящих плату за питание, с каждым годом становится меньше (в 2008 году - 30%, в 2007 году - 40%, в 2006 году - 50%). Объем компенсаций из областного бюджета на организацию питания школьников из малообеспеченных семей составил в 2008 году порядка 40 млн. рублей (ориентировочная расчетная цифра на 1 обучающегося в день - 5,50 рубля). Средний размер компенсаций из местных бюджетов - 4,78 рубля в день (в 2007 - 2008 учебном году - 4,70). Доля школьников, для которых питание организовано частично или полностью за счет средств местных бюджетов, составила в 2008 году 65%.
Отсутствие полноценного, сбалансированного горячего питания в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, усиливает отрицательное воздействие нервно-эмоционального напряжения и стресса, неблагоприятных факторов, действующих на организм в процессе обучения.
Результаты мониторинга различных аспектов организации школьного питания в Курганской области, проводимого Главным управлением образования Курганской области и муниципальными органами управления образованием, выявили следующий ряд факторов, оказывающих негативное воздействие на качество питания обучающихся:
- низкая стоимость питания, обусловленная недостаточным уровнем финансирования из областного и местных бюджетов, низкой платежеспособностью родителей;
- постоянный рост стоимости продуктов питания;
- отсутствие пищеблоков в значительной части общеобразовательных школ;
- устаревшая и недостаточная материально-техническая база пищеблоков общеобразовательных учреждений;
- необходимость приведения в соответствие с требованиями действующих СанПин помещений и оборудования школьных пищеблоков;
- недостаточная кадровая обеспеченность;
- несовершенство системы управления организацией питания.
В сложившейся ситуации разработка целевой программы по организации здорового питания обучающихся общеобразовательных учреждений представляется актуальной и оправданной для решения имеющихся медико-социальных и демографических проблем.
Действующая система организации питания в общеобразовательных учреждениях не обеспечивает качественного сбалансированного питания школьников с учетом норм их потребности в питательных веществах и энергии, не способствует в соответствии с их возрастными потребностями профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, полноценному физическому и умственному развитию.
Решение перечисленных проблем требует комплексного системного подхода -необходимости организовать работу по координации деятельности различных организаций и ведомств, участвующих в обеспечении здорового питания, усилить контроль за качеством питания, безопасностью продуктов питания, определить источники получения относительно недорогих продуктов повышенной пищевой и биологической ценности, создать в столовых общеобразовательных учреждений современную материально-техническую базу, позволяющую освоить новые технологии пищевого производства, формы и методы обслуживания обучающихся.