В целях повышения уровня обеспеченности населения области услугами по централизованному теплоснабжению и ГВС, а также улучшения параметров эффективности (технологической, финансовой, экологической) функционирования муниципальных систем теплоснабжения в рамках Региональной энергетической программы Курганской области предлагается серия мероприятий в сфере муниципального теплоснабжения. Данные мероприятия могут быть разделены на две группы: организационно-управленческие и технико-технологические.
В качестве организационно-управленческих предлагаются следующие основные мероприятия:
- создание в городах и крупных населенных пунктах области управляющих компаний - структур (организаций), уполномоченных жителями и имеющих перед ними договорные обязательства по обеспечению комфортных условий проживания, и одновременно являющихся оптовыми покупателями, в частности, тепловой энергии от теплоснабжающих организаций (см. Раздел 7.3. "Создание управляющей организации по предоставлению жилищно-коммунальных услуг в г. Кургане");
- для гг. Кургана и Шадринска, в первую очередь, должна быть разработана и утверждена Администрацией (Правительством) Курганской области долгосрочная стратегия взаимодействия органов местного самоуправления и ОАО "Курганэнерго", так как технологические мероприятия в этих городах, имеющих развитые системы теплоснабжения, могут быть реализованы только на основе комплексных генеральных схем теплоснабжения, а разработка последних невозможна без создания в рамках городов единого "центра ответственности", обеспечивающего проведение единой политики в отношении текущего функционирования и перспективного развития городских систем теплоснабжения;
- на уровне районов области предлагается создать горизонтально-интегрированные структуры, обеспечивающие управление районными системами муниципального теплоснабжения (в каждом районе области, исходя из территориального принципа, могут быть созданы структуры, к которым перейдут на обслуживание все муниципальные котельные и сети), что позволит снизить общеэксплуатационные затраты на теплоснабжение, повысить надежность и эффективность функционирования районных систем теплоснабжения;
- оптимизация форм отчетности, предоставляемых предприятиями муниципального теплоснабжения органам государственной власти и местного самоуправления, включая разработку специальных форм отчетности, обеспечивающих оперативный контроль за эффективностью работы данных предприятий, что позволит воссоздание "информационной вертикали": управляющие компании в районе - районная структура (отдел по ЖКХ) - областная структура (Департамент строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области);
- оптимизация существующей нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере муниципального теплоснабжения, включая разработку проекта Закона Курганской области "О теплоснабжении в Курганской области", в котором, наряду с прочими положениями, должна содержаться норма, обязывающая организации, осуществляющие эксплуатацию тепловых сетей, при наличии технической возможности обеспечивать свободный (недискриминационный) доступ к обслуживаемым им тепловым сетям любым производителям и потребителям тепловой энергии. Контроль за обеспечением доступа к услугам по передаче тепловой энергии по сетям теплоснабжающих организаций предлагается возложить на Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области и Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области;
- совершенствование системы тарифного регулирования в сфере муниципального теплоснабжения (см. Раздел 9. "Концепция тарифной политики в ТЭК Курганской области с учетом реформирования электроэнергетики и возможностей региональных органов власти");
- создание системы подготовки кадров для сферы муниципального теплоснабжения и ЖКХ (управленцы и технологи).
Технико-технологические мероприятия в сфере муниципального теплоснабжения следует разделить на первоочередные (Таблица 7.2.1) и стратегические.
Таблица 7.2.1