Недействующий

О целевой программе Курганской области "Региональная энергетическая программа Курганской области на период до 2010 года"

Дополнительные функции управляющей организации по предоставлению жилищно-коммунальных услуг


N п/п

Направление
 деятельности

Выполняемые функции

1.

Планирование

формирование заказа на поставку жилищно-коммунальных услуг;

 анализ уровня и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

 составление перечня и тарификация требуемых работ по обслуживанию и ремонту внутридомовых сетей;

 пересмотр штатного расписания и аттестация рабочих мест;

 планирование себестоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

 планирование внедрения приборов (домового) учета потребляемых ресурсов;

 обеспечение согласованной технической и учетной политики с поставщиками жилищно-коммунальных услуг;

 планирование мероприятий по энергоресурсосбережению в жилищном фонде, на находящихся в управлении инженерных сетях и сооружениях.

2.

Организация

обеспечение вновь создаваемых и расширяемых служб кадрами требуемой квалификации и специальности, организация учебно-методической работы по необходимым видам и формам подготовки и повышению квалификации работнико в;

 заключение обязательных договоров (договоры с коммунальными предприятиями, договоры с гражданами);

 создание и ведение базы данных технического состояния жилищного фонда и внутридомовых сетей;

 проведение инвентаризации инженерного оборудования, внутридомовых сетей;

 проведение мероприятий по внедрению приборов учета тепловой энергии и воды;

 проведение мероприятий по энергоресурсосбережению, внедрению эффективного ресурсопользования в жилищном фонде.

3.

Осуществление расчетов с населением по оплате жилищно-коммунальных услуг

начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги с учетом прав на получение льгот и предоставления субсидий на оплату услуг;

 оформление счетов-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг;

 перерасчет платежей за жилищно-коммунальные услуги (при изменении тарифов на поставляемые ресурсы, при временном отсутствии потребителя по месту жительства, при непоставке или недопоставке услуг, при отклонении показателей качества услуг от нормативного уровня, при введении дополнительных льгот или их отмене, при изменении размера субсидий);

 анализ информации о поступлении денежных средств на лицевые счета плательщиков;

 выявление потребителей, имеющих задолженность по платежам за жилищно-коммунальные услуги;

 начисление пени в установленном договором размере при нарушении потребителями сроков внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги.

4.

Финансово-экономическая деятельность

аккумулирование средств населения на оплату жилищно-коммунальных услуг;

 осуществление расчетов с подрядчиками за реализованную продукцию (услуги, работы) в соответствии с актами оценки качества выполненных работ и поставленных услуг;

 разработка предложений по корректировке экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги, подготовка обосновывающих материалов по указанным тарифам для утверждения регулирующими органами.

5.

Договорно-правовая деятельность

расторжение заключенных дого воров в судебном порядке или по соглашению сторон;

 рассмотрение предложений, жалоб, заявлений потребителей жилищно-коммунальных услуг по вопросам, связанным с жилищно-коммунальным обслуживанием;

 подготовка ответов на поступившие жалобы и заявления граждан.

6.

Учет и контроль результатов деятельности, оценка эффективности системы управления

контроль над техническим состоянием и использованием внутридомовых сетей и инженерной инфраструктуры;

 информирование населения о деятельности управляющей организации (информация о нормативных показателях качества коммунальных услуг, сроках их представления и размерах финансовых санкций за нарушение нормативного уровня качества;

 проверка соблюдения потребителями коммунальных услуг договорных обязательств;

 подготовка данных для корректировки размера оплаты коммунальных услуг в случае отклонения их качества от нормативного уровня);

 работа с населением по ликвидации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, принятие мер по взысканию задолженности, выяснение причин возникновения задолженности, анализ полученной информации и принятие решений по каждой конкретной семье;

 контроль над исполнением заключаемых договоров (контроль над исполнением заключенных договоров на поставку энергии и ресурсов;
осуществление контроля за техническим состоянием объектов инженерной инфраструктуры);

 контроль выполнения мероприятий по внедрению приборов учета, энергосберегающих мероприятий, оценка физического эффекта от их реализации;

 оценка финансового эффекта внедрения приборов учета и реализации энергосберегающих мероприятий

После реализации предлагаемой схемы организации предоставления жилищно-коммунальных услуг с участием управляющей организации в качестве первоочередного мероприятия рекомендуется внедрение домовых приборов учета, а также систем регулирования потребления тепловой энергии и воды. Это позволит не только добиться одномоментного снижения платежей (по оценке МП "Жилищник" фактический объем потребляемой воды меньше нормативных величин на 40%), но и создаст базу для проведения дальнейших мероприятий по энергоресурсосбережению на основе достоверной системы учета. При существующей потребности в приборах учета, оцениваемой в объеме около 8 млн. рублей, срок простой окупаемости данных затрат составит 3 года.

Основными рисками проекта являются:

- неплатежи населения;

- недофинансирование со стороны бюджета;

- возможные кассовые разрывы между оплатой услуг населением и расчетами с коммунальными предприятиями.

Это может привести к банкротству управляющей организации и дополнительным финансовым затратам бюджета и граждан. Средствами снижения этих рисков служат:

- создание соответствующих организационных условий путем активизации претензионной работы, привлечения дополнительного штата в управляющую организацию (бухгалтерия, договорный отдел, планово-экономический отдел);

- создание и кадровое обеспечение деятельности расчетно-кассового центра в рамках управляющей организации;

- обеспечение гарантированного в рамках пилотного проекта финансирования всех бюджетных платежей;

- достижение договоренности с коммунальными (ресурсоснабжающими) предприятиями о порядке оплаты энергии и ресурсов, исключающем возникновение кассовых разрывов.

Другим риском проекта является то, что включение управляющей организации в процесс управления финансовыми потоками объективно лишает коммунальные (ресурсоснабжающие) предприятия значительного прямого притока денежных средств от населения. В дальнейшем, при переходе на платежи за энергию и ресурсы по объему фактического потребления, коммунальные (ресурсоснабжающие) предприятия могут понести существенные потери в результате снижения объемов получаемой выручки. Эти обстоятельства могут вызывать сопротивление внедрению новой формы управления. Снижение данного риска возможно только при наличии соответствующей политической воли и скоординированной целенаправленной работы всех заинтересованных сторон.

В результате реорганизации управляющая организация приобретет роль центра принятия решений в процессе управления финансовыми потоками и аккумулирования экономии от внедрения приборов учета и энергоресурсосберегающих мероприятий (Рисунок 7.3.1). Это может повлечь за собой ситуацию, когда перераспределение средств, в том числе бюджетных, становится основным источником доходов (или сверхприбыли).

Средствами устранения этого риска являются:

1) выделение тарифа на управление жилищным фондом и предоставление жилищно-коммунальных услуг в составе платежей населения;

2) обеспечение прозрачности и контролируемости финансовых потоков за счет организации деятельности расчетно-кассового центра в рамках управляющей организации или на общегородском уровне при установлении нормативного срока "расщепления" и перечисления платежей коммунальным предприятиям.

Рисунок 7.3.1