N п/п | Направление | Выполняемые функции |
1. | Планирование | формирование заказа на поставку жилищно-коммунальных услуг; |
2. | Организация | обеспечение вновь создаваемых и расширяемых служб кадрами требуемой квалификации и специальности, организация учебно-методической работы по необходимым видам и формам подготовки и повышению квалификации работнико в; |
3. | Осуществление расчетов с населением по оплате жилищно-коммунальных услуг | начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги с учетом прав на получение льгот и предоставления субсидий на оплату услуг; |
4. | Финансово-экономическая деятельность | аккумулирование средств населения на оплату жилищно-коммунальных услуг; |
5. | Договорно-правовая деятельность | расторжение заключенных дого воров в судебном порядке или по соглашению сторон; |
6. | Учет и контроль результатов деятельности, оценка эффективности системы управления | контроль над техническим состоянием и использованием внутридомовых сетей и инженерной инфраструктуры; |
После реализации предлагаемой схемы организации предоставления жилищно-коммунальных услуг с участием управляющей организации в качестве первоочередного мероприятия рекомендуется внедрение домовых приборов учета, а также систем регулирования потребления тепловой энергии и воды. Это позволит не только добиться одномоментного снижения платежей (по оценке МП "Жилищник" фактический объем потребляемой воды меньше нормативных величин на 40%), но и создаст базу для проведения дальнейших мероприятий по энергоресурсосбережению на основе достоверной системы учета. При существующей потребности в приборах учета, оцениваемой в объеме около 8 млн. рублей, срок простой окупаемости данных затрат составит 3 года.
Основными рисками проекта являются:
- неплатежи населения;
- недофинансирование со стороны бюджета;
- возможные кассовые разрывы между оплатой услуг населением и расчетами с коммунальными предприятиями.
Это может привести к банкротству управляющей организации и дополнительным финансовым затратам бюджета и граждан. Средствами снижения этих рисков служат:
- создание соответствующих организационных условий путем активизации претензионной работы, привлечения дополнительного штата в управляющую организацию (бухгалтерия, договорный отдел, планово-экономический отдел);
- создание и кадровое обеспечение деятельности расчетно-кассового центра в рамках управляющей организации;
- обеспечение гарантированного в рамках пилотного проекта финансирования всех бюджетных платежей;
- достижение договоренности с коммунальными (ресурсоснабжающими) предприятиями о порядке оплаты энергии и ресурсов, исключающем возникновение кассовых разрывов.
Другим риском проекта является то, что включение управляющей организации в процесс управления финансовыми потоками объективно лишает коммунальные (ресурсоснабжающие) предприятия значительного прямого притока денежных средств от населения. В дальнейшем, при переходе на платежи за энергию и ресурсы по объему фактического потребления, коммунальные (ресурсоснабжающие) предприятия могут понести существенные потери в результате снижения объемов получаемой выручки. Эти обстоятельства могут вызывать сопротивление внедрению новой формы управления. Снижение данного риска возможно только при наличии соответствующей политической воли и скоординированной целенаправленной работы всех заинтересованных сторон.
В результате реорганизации управляющая организация приобретет роль центра принятия решений в процессе управления финансовыми потоками и аккумулирования экономии от внедрения приборов учета и энергоресурсосберегающих мероприятий (Рисунок 7.3.1). Это может повлечь за собой ситуацию, когда перераспределение средств, в том числе бюджетных, становится основным источником доходов (или сверхприбыли).
Средствами устранения этого риска являются:
1) выделение тарифа на управление жилищным фондом и предоставление жилищно-коммунальных услуг в составе платежей населения;
2) обеспечение прозрачности и контролируемости финансовых потоков за счет организации деятельности расчетно-кассового центра в рамках управляющей организации или на общегородском уровне при установлении нормативного срока "расщепления" и перечисления платежей коммунальным предприятиям.
Рисунок 7.3.1