КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июня 2008 года N 3272

О внесении изменений в областную целевую программу "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года"

В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Закона Курганской области "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области" Курганская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить изменения в областную целевую программу "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года" (прилагаются).

2. Направить настоящее постановление в Правительство Курганской области.

3. Опубликовать настоящее постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".

Председатель

Курганской областной Думы М.Н.Исламов

город Курган

Приложение к постановлению

Курганской областной Думы

от 24 июня 2008 г. N 3272

"О внесении изменений в областную

целевую программу "Социальное развитие

села Курганской области до 2010 года"

Целевая программа Курганской области "Социальное развитие села Курганской области до 2012 года" Содержание целевой программы Курганской области "Социальное развитие села Курганской области до 2012 года"


стр.

Паспорт целевой программы Курганской области "Социальное развитие села Курганской области до 2012 года"

5

Содержание проблемы социального развития села и обоснование необходимости ее решения программными методами

8

Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

11

Мероприятия Программы:

12

3.1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности

12

3.2 Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе

13

3.3.Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности

15

3.4. Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности

16

3.5.Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности

16

3.6. Развитие информационно-консультационного обслуживания в сельской местности

16

3.7. Развитие электрических сетей в сельской местности

17

3.8. Развитие газификации в сельской местности

18

3.9. Развитие водоснабжения в сельской местности

18

3.10. Развитие противопожарной защиты сельского населения

19

3.11. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности

19

4.

Финансовое и ресурсное обеспечение Программы

19

5.

Технико-экономическое обоснование Программы

19

6.

Механизм реализации Программы

20

7.

Организация управления и контроль за ходом реализацииПрограммы

20

8.

Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы

21

9.

Перечень основных мероприятий исполнения Программы

23-34

ПАСПОРТ
 целевой программы Курганской области "Социальное развитие села
 Курганской области до 2012 года"

Наименование Программы

Целевая программа Курганской области "Социальное развитие села Курганской области до 2012 года" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года"

Заказчик Программы

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области

Разработчики Программы

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области, Главное управление образования Курганской области, Главное управление здравоохранения Курганской области, Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Управление культуры Курганской области, Главное управление автомобильных дорог Курганской области

Основные цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются:
 повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;

 создание правовы х, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализация Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

 создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;

 повышение престижности проживания в сельской местности.
 Основными задачами Программы являются:
 улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

 улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли физической культуры и спорта;

 улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности;

 активизация культурной деятельности на селе;

 развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения;

 повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности;

 расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности и их благоустройство;

 повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест

Сроки и этапы реализации Программы:

2003-2012 годы:
 I этап: 2003-2005 годы;

 II этап: 2006-2010 годы;

 III этап: 2011-2012 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит:
 улучшить жилищные условия более 1200 сельских семей;

 привлечь для проживания на селе 355 молодых семей и молодых специалистов, обеспечив их доступным жильем;

 повысить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 30 процентов;

 осуществить реконструкцию и техническое перевооружение ВЛ 0,38 кВ протяженностью 14 км для улучшения снабжение сельских потребителей электроэнергией;

 ввести в действие общеобразовательные учреждения в сельской местности на 456 мест;

 повысить уровень обеспеченности клубными учреждениями в сельской местности;

 улучшить информационно-консультационное обслужива-ние сельского населения;

 повысить уровень обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой до 30 процентов;

 повысить уровень обеспечения сельского населения противопожарной защитой

Исполнители мероприятий Программы

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Главное управление образования Курганской области, Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Управление ку льтуры Курганской области, Фонд "Губернаторский Фонд поддержки агропромышленного комплекса" (по согласованию), ОАО "Курганэнерго" (по согласованию), Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию).
 Исполнители, получающие денежные средства для реализации программных мероприятий из областного бюджета, за исключением органов государственной власти Курганской области, могут привлекаться к участию в Программе только на конкурсной основе

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования I этапа Программы (2003-2005 годы) составляет 205,4 млн. рублей, в том числе:
 средства областного бюджета - 31,4 млн. рублей;

 средства федерального бюджета - 68,5 млн. рублей;

 средства местных бюджетов - 3,3 млн. рублей;

 средства внебюджетных источников - 102,2 млн. рублей;

 общий объем финансирования II этапа Программы (2006-2010 годы) составляет 1757,57 млн. рублей, в том числе:
 средства областного бюджета - 616,62 млн. рублей;

 средства федерального бюджета - 508,62 млн. рублей;

 средства местных бюджетов - 40,9 млн. рублей;

 средства внебюджетных источников - 591,43 млн. рублей;

 общий объем финансирования III этапа Программы (2011-2012 годы) составляет 1051,0 млн. рублей, в том числе:
 средства областного бюджета - 455,58 млн. рублей;

 средства федерального бюджета - 312,02 млн. рублей;

 средства местных бюджетов - 41,5 млн. рублей;

 средства внебюджетных источников - 241,9 млн. рублей
 Средства федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования во II, III этапах являются прогнозными.

Система контроля за исполнением Программы

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области ежегодно к 1 марта предоставляет информацию о ходе реализации Программы за прошедший год Губернатору Курганской области.
 Правительство Курганской области в конце каждого года заслушивает отчет исполнителей Программы о выполнении мероприятий Программы.

1. Содержание проблемы социального развития села и обоснование необходимости ее решения программными методами


Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а с 2008 года - целевой программы Курганской области "Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008-2012 годы", утвержденной постановлением Курганской областной Думы от 30 октября 2007 года N 2678 (далее - Региональная Программа), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики Курганской области.

Сложившаяся за годы реформ социальная ситуация на селе подошла к пороговым значениям терпимости и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения без замены их на новые, реально действующие, социальная сфера села оказалась в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, произошли негативные изменения в образе жизни сельского населения.

Сложившаяся практика организации инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий в силу недостаточности налогооблагаемой базы областного и местных бюджетов для финансирования расходов областного и местного значения привела к резким диспропорциям в развитии населенных пунктов, расположенных в сельской местности.

Негативные сдвиги в социально-экономическом положении сельского населения самым пагубным образом отразились на воспроизводстве населения. Демографические изменения последних лет носят скачкообразный характер и свидетельствуют о том, что деревню постигла демографическая катастрофа.

Естественная убыль сельского населения за последние 12 лет увеличилась в 1,4 раза. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства.

Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения первоочередной потребности в жилье.

Обеспеченность жильем сельского населения. За последние годы в Курганской области сельские населенные пункты практически потеряли преимущества по обеспеченности жильем. Одним из наиболее реальных факторов, способных решить жилищную проблему сельских жителей Курганской области, является увеличение объемов строительства индивидуального жилья с использованием финансово-кредитного механизма предоставления на льготных условиях индивидуальным застройщикам строительных материалов и услуг. В настоящее время невозможно вести индивидуальное жилищное строительство без предоставления кредитов населению, а получить их практически сельский житель не может. Остается нерешенной проблема обеспечения доступности жилья для граждан, имеющих средний и низкий уровень дохода. Приватизация большей части жилищного фонда и переход к рыночным принципам реализации прав граждан на жилище оказались не обеспечены необходимыми правовыми условиями, а также финансовыми и организационными мерами. Проблема обеспечения сельских жителей жильем приобретает все большую остроту и требует незамедлительного решения.

Образование. Переживают кризис сельские общеобразовательные учреждения. Главная причина этого - закрытие ветхих и аварийных зданий и отсутствие средств на их содержание и ремонт. Укомплектованность учителями сельских общеобразовательных учреждений неудовлетворительна, так как жилищный вопрос не решается.

Система образования Курганской области на начало 2006-2007 учебного года включает 577 сельских общеобразовательных учреждений, что составляет 83% от общего количества общеобразовательных учреждений области.

За последние 15 лет сеть сельских общеобразовательных учреждений сократилась на 257 образовательных учреждений, что вызвано снижением количества обучающихся и неблагоприятными финансово-экономическими условиями.

Наибольшее сокращение в последние годы произошло в системе дошкольного образования. За 15 лет количество сельских дошкольных учреждений сократилось в 3,4 раза. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась в 4,2 раза, тогда как в городе она уменьшилась в 1,9 раза.

По сравнению с предыдущими годами практически прекратился ввод в эксплуатацию новых общеобразовательных учреждений, снижается уровень всех видов благоустройства школьных зданий - лишь 41% школ имеют центральное водоснабжение, 25% - канализацию. Растет число аварийных школ. Отсутствие денежных средств на поддержание в образовательных учреждениях нормального температурного режима ведет к ухудшению состояния здоровья детей и подростков. Регулярным стало отключение образовательных учреждений от электрической энергии.

Здравоохранение. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в районные больницы Курганской области осуществляется поставка диагностического оборудования (электрокардиографы, рентгеновские аппараты, аппараты ультразвуковой диагностики, эндоскопическое оборудование, лабораторное оборудование). Несмотря на это, материально-техническая база большинства сельских учреждений здравоохранения требует улучшения (необходимо обновление лечебного оборудования, проведение капитальных ремонтов). Работа лечебных учреждений в системе обязательного медицинского страхования позволила значительно улучшить обеспечение сельских медицинских учреждений лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Техническое состояние автотранспортной службы скорой медицинской помощи улучшилось в связи с реализацией областной целевой программы "Санитарный автомобиль для села" (в рамках реализации этой программы в 2005 - 2006 годах в районные больницы поставлен 61 санитарный автомобиль) и реализацией мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" (в рамках реализации проекта в районные больницы поставлено в 2006 году 24 автомобиля скорой помощи класса А повышенной проходимости). Это позволило открыть в районных больницах дополнительные посты скорой медицинской помощи для обслуживания жителей

отдаленных населенных пунктов и частично компенсировать отсутствие системы дежурств автотранспорта предприятий агропромышленного комплекса для доставки больных в стационар, хотя в большинстве территорий плохое состояние дорог увеличивает время прибытия бригад скорой медицинской помощи по вызову.

В 2005 году обеспеченность сельского населения врачебными кадрами составила 10,7 на 10 тыс. населения, что меньше по сравнению с городским населением в 1,6 раза.

Проблемы, возникшие в сельском здравоохранении, требуют совершенствования оказания медицинской помощи сельскому населению, обеспечения межведомственного взаимодействия в решении проблем охраны здоровья жителей сельских районов.

Объекты культуры. На 1 января 2006 года в Курганской области в основном сохранена сеть сельских учреждений культуры, которая составляет 1297 единиц, в том числе 743 клуба и дома культуры. Однако дома культуры и клубы, переданные бывшими колхозами и совхозами в ведение и на баланс органов местного самоуправления муниципальных образований, находятся в основном в полуразрушенном и разрушенном состоянии, особенно в малых деревнях, т.к. нет средств даже для отопления этих клубов, не говоря уже о текущем и капитальном ремонте. Такие клубы в Курганской области составляют 31,3%. Оснащение сельских учреждений культуры физически изношено.

Газификация сельских населенных пунктов. Уровень газификации домов природным и сжиженным газом в сельской местности составляет 79,1%, в том числе природным газом - 3%. Населенные пункты, расположенные в сельской местности Курганской области, газифицированы в основном сжиженным газом, распределяемым в цистернах и баллонах. Большая часть сельских мелких котельных работает преимущественно на твердом топливе и выбрасывает в окружающую среду тонны золы и шлака. В результате газификации села сократятся грузопотоки и затраты на перевозку твердого и жидкого топлива на автомобильном и железнодорожном транспорте.

Водоснабжение сельского населения области качественной питьевой водой находится на самом низком уровне в Уральском регионе. Из 1230 сельских населенных пунктов области централизованным водоснабжением охвачено только 328 населенных пунктов, или 27%. Общая протяженность групповых водопроводов составляет 1367 км. На сегодняшний день водоводы, оборудование насосных станций физически и морально устарели и требуют проведения реконструкции, так как являются единственным источником водообеспечения. Изношенность водопроводов составляет 80-90%, вследствие этого потери воды достигают 44%, т.е. 2,4 млн.куб.м. очищенной воды не доходит до потребителя.

Качество воды не соответствует санитарным нормам и стандартам.

Дорожное строительство. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры, а также препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса. Из-за бездорожья свыше 2/3 сельских поселений остаются без автобусного сообщения.

Из-за отсутствия внутрихозяйственных дорог с твердым покрытием в продовольственные закупки не вовлекается значительная часть товарных ресурсов сельхозпродукции от хозяйств и населения. Недостаточная развитость дорожной сети сдерживает развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»