ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2010 года N 264
(ПРИЗНАНО УТРАТИВШИМ СИЛУ:
Постановление Правительства Курганской области от 14.10.2013 г. N 492: НГР RU45000201300672)
В целях приведения нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти Курганской области в соответствие с действующим законодательством Правительство Курганской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Курганской области от 22 декабря 2009 года N 607 "О целевой программе Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области на период до 2015 года" следующие изменения:
1) в названии и по тексту постановления слова "до 2015 года" заменить словами "до 2015 года и на перспективу до 2020 года";
2) приложение изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Курганской области Бухтоярова А.И.
Губернатор Курганской области О.А. Богомолов
Приложение к постановлению
Правительства Курганской области
от 22 июня 2010 года N 264
"О внесении изменений в
постановление Правительства
Курганской области от 22 декабря 2009 года
N 607 "О целевой программе
Курганской области "Энергосбережение
и повышение энергетической
эффективности в Курганской области
на период до 2015 года"
"Приложение к постановлению
Правительства Курганской области
от 22 декабря 2009 года N 607
"О целевой программе Курганской
области "Энергосбережение и
повышение энергетической
эффективности в Курганской области
на период до 2015 года и на перспективу
до 2020 года"
Целевая программа Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года"
Паспорт целевой программы Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года"
Наименование | Целевая программа Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года " (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке долгосрочной целевой программы Курганской области | Распоряжение Правительства Курганской области от 13 апреля 2010 года N 123-р "О плане работы Правительства Курганской области на II квартал 2010 года " |
Заказчик | Правительство Курганской области |
Исполнитель - координатор | Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области |
Разработчик | Правительство Курганской области |
Исполнители | Правительство Курганской области; |
Целевые индикаторы | 1. Снижение к 2020 году энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП) Курганской области не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом за счет действия всех факторов развития экономики Курганской области. |
Сроки и этапы реализации | 2010 - 2020 годы: |
Финансовое обеспечение | Всего на 2010 - 2020 годы - 60131 млн. рублей. |
2010 год | 44,7 | млн. рублей; | |
2011 год | 85,8 | млн. рублей; | |
2012 год | 345,6 | млн. рублей; | |
2013 год | 436,8 | млн. рублей; |
2014 год | 310,3 | млн. рублей; | |
2015 год | 149,9 | млн. рублей; | |
2016 - 2020 годы | 1 904,7 | млн. рублей; | |
- средства федерального бюджета и Фонда содействия реформированию ЖКХ (по согласованию) - 13 077,8 млн. рублей, в том числе по годам: |
2010 год | 448,0 | млн. рублей; | |
2011 год | 678,4 | млн. рублей; | |
2012 год | 784,5 | млн. рублей; | |
2013 год | 855,8 | млн. рублей; | |
2014 год | 927,8 | млн. рублей; | |
2015 год | 999,3 | млн. рублей; | |
2016 - 2020 годы | 8 383,9 | млн. рублей; | |
- средства из внебюджетных источников (по согласованию): заемные и собственные средства организаций, средства инвесторов - 43 765,8 млн. рублей, в том числе по годам: |
2010 год | 3 703,8 | млн. рублей; | |
2011 год | 6 456,2 | млн. рублей; | |
2012 год | 4 400,9 | млн. рублей; | |
2013 год | 3 907,9 | млн. рублей; | |
2014 год | 3 520,9 | млн. рублей; | |
2015 год | 3 702,1 | млн. рублей; | |
2016 - 2020 годы | 18 074,1 | млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты | 1. Снижение энергоемкости ВРП Курганской области и удельных расходов энергетических ресурсов на производство продуктов и услуг за счет модернизации технологической базы на основе новейшего энергоэффективного оборудования. |
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Для оценки энергоемкости ВРП Курганской области необходимо формирование единого топливно-энергетического баланса. Однако Федеральная служба государственной статистики такого баланса ни по России в целом, ни по ее регионам, включая Курганскую область, не формируют. По этой причине для оценки суммарного потребления энергии в Курганской области использовались экспертные оценки, которые базируются на данных форм статистической отчетности. Согласно этим оценкам в 2008 году в Курганской области было потреблено 2836 тыс. т у.т. первичной энергии, что составляет 1,7% от суммарного потребления энергии в Уральском федеральном округе.
Энергоемкость валового внутреннего продукта (далее - ВВП) России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах. Энергоемкость ВРП Курганской области в 2008 году была на 38% ниже средней по России и на 24% ниже средней по Уральскому федеральному округу, но в 2 раза выше, чем в развитых странах.
Более 95% мощностей ныне работающих электростанций, более 85% жилых зданий, 70% котельных, 75% технологического оборудования электрических сетей, 60% тепловых сетей было построено еще до 1990 года. Износ основных фондов по экономике Курганской области в целом составил 64%, в обрабатывающей промышленности - 51%, в электро- и теплоэнергетике – 83%, на транспорте – 72%, в образовании и здравоохранении – 50%, в системах водоснабжения 66%. Более 22% машин и оборудования служат более 20 лет.
В 2000-2008 годах энергоемкость ВРП Курганской области снизилась на 34%, то есть в среднем снижалась почти на 5% в год, что намного выше, чем во многих странах мира, и соответствует средней динамике по России. "Восстановительный" рост шел в основном за счет загрузки старых производственных мощностей в обрабатывающей промышленности, что позволило получить эффект "экономии на масштабах производства" (экономии на условно-постоянных расходах энергии по мере роста загрузки построенных ранее производственных мощностей) но сохранило технологическую отсталость промышленности Курганской области.
На первый план выдвигается технологическая экономия энергии. В 2000 - 2008 годах за счет внедрения новых технологий при новом строительстве и модернизации энергоемкость ВРП Курганской области снижалась в среднем менее чем на 1% в год. Эффект от внедрения новых технологий частично перекрывался падением эффективности старого изношенного оборудования и зданий.
Сочетание факторов изменения структуры экономики и загрузки мощностей в фазе кризиса, по предварительным оценкам, привело к росту энергоемкости ВРП Курганской области 2009 году на 1,1%. Для нейтрализации этого эффекта и для сокращения разрыва в уровне энергоэффективности с развитыми странами вклад технологического фактора в снижение энергоемкости ВРП в период до 2020 года нужно довести, по меньшей мере, до 2% в год.
Коэффициент полезного использования топлива на электростанциях Курганской области снизился с 64% в 2000 году до 59% в 2008 году. Средний удельный расход условного топлива на отпуск электроэнергии на тепловых станциях Курганской области (в основном это Курганская теплоэлектроцентраль (далее - ТЭЦ) довольно высок. Он составляет 362 грамм условного топлива на киловатт час (далее - г у.т./кВт-ч). Поскольку большая часть оборудования на Курганской ТЭЦ устарела, выработала свой ресурс и подлежит замене. Средний коэффициент полезного действия (далее – КПД) выработки электроэнергии повысился с 38,6% в 2000 году до 39,4% в 2008 году. Это ниже средних показателей для стран Организации экономического сотрудничества и развития, где КПД станций на газе равен 41%.
В качестве нижней технологической границы эффективности для новых станций Международное энергетическое агентство (МЭА) использует показатели КПД станций на угле 43%, на газе - 55%; в качестве верхней границы для станций на угле – 48%, на жидком топливе – 50%, на газе – 60%. Проектный КПД производства электроэнергии на Курганской ТЭЦ-2 равен 51,5%.
В 2008 году объем потерь в электрических сетях был равен 626 млрд. кВт-ч, или 14,7% от всего потребления электроэнергии. Это в два раза выше, чем в Западной Европе (7%).
Помимо Курганской ТЭЦ, теплоснабжение Курганской области осуществляют 785 котельных, из которых 644 - мелкие котельные мощностью до 3 Гкал/ч. На твердом топливе работают 68,4% котельных, на жидком – 3,8%, на газе – 26,5%. Высокая доля мелких котельных, работающих на твердом топливе, определяет сравнительно низкий средний (статистический) КПД котельных – 80% в 2009 году. КПД многих котельных не превышает даже 70%. Так, средний КПД котельных Частоозерского района в 2009 году был равен 37%, Куртамышского — 49%, Мишкинского — 52%, Мокроусовского — 61%, Сафакулевского — 61%, Половинского — 62%, Макушинского — 64%, Лебяжьевского — 68%, Целинного — 68%, Варгашинского района — 69%, Белозерского района — 69%. Удельный расход топлива на котельных снижается крайне медленно. В странах Западной Европы КПД котельных равен 92-95%.
Средний по Курганской области расход электроэнергии на производство и транспорт тепловой энергии составил в 2009 году 30 кВт-ч/Гкал, в Далматовском районе - 57,7 кВт-ч/Гкал; Катайском - 48,9 кВт-ч/Гкал; Кетовском - 22,7 кВт-ч/Гкал; Куртамышском районе - 53,8 кВт-ч/Гкал; Мишкинском - 43,6 кВт-ч/Гкал; Притобольном - 43,2 кВт-ч/Гкал; Сафакулевском - 104,3 кВт-ч/Гкал; Частоозерском - 54,1 кВт-ч/Гкал; Юргамышском - 42,2 кВт-ч/Гкал; Шадринском - 75,7 кВт-ч/Гкал. В Финляндии этот показатель не превышает 10 кВт-ч/Гкал.
Тепловые сети Курганской области в 2009 году имели протяженность 1250 км в двухтрубном исчислении. Из них на распределительные сети малых диаметров (до 200 мм) приходится 80% протяженности. Сети, нуждающиеся в замене, составляют 364 км или 29% всех тепловых сетей, а 205 км - ветхие сети. Аварийность в тепловых сетях снизилась с 17 аварий на 100 км в 2005 году до 5 аварий на 100 км в 2008 году, но еще остается на очень высоком уровне. Естественно, в таких сетях высоки потери тепловой энергии. По данным статистики в 2008 году они были равны 753 тыс. Гкал или 12,3% от всего потребления тепла. За 2009 год потери снизились до 715 тыс. Гкал. В мелких системах теплоснабжения по данным статистики доля потерь достигает: 19% - в Каргапольском районе; 18% - в Куртамышском, Макушинском и Петуховском районах; 25% - в Шадринском районе; 37% - в Лебяжьевском районе. В этих системах теплоснабжения тепловые сети гидравлически разрегулированы, температурный график часто не выдерживается, потери тепла во многих мелких тепловых сетях с избыточной централизацией превышают 30%. В европейских странах с хорошо развитыми системами теплоснабжения потери в сетях не превышают 2-10%.