Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 2010 года N 264

О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 22 декабря 2009 года N 607 "О целевой программе Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области на период до 2015 года"

(ПРИЗНАНО УТРАТИВШИМ СИЛУ:
Постановление Правительства Курганской области от 14.10.2013 г. N 492: НГР RU45000201300672)


В целях приведения нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти Курганской области в соответствие с действующим законодательством Правительство Курганской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Курганской области от 22 декабря 2009 года N 607 "О целевой программе Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области на период до 2015 года" следующие изменения:

1) в названии и по тексту постановления слова "до 2015 года" заменить словами "до 2015 года и на перспективу до 2020 года";

2) приложение изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Опубликовать настоящее постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Курганской области Бухтоярова А.И.

Губернатор Курганской области О.А. Богомолов

     Приложение к постановлению
     Правительства Курганской области
     от 22 июня 2010 года N 264
     "О внесении изменений в
     постановление Правительства
     Курганской области от 22 декабря 2009 года
     N 607 "О целевой программе
     Курганской области "Энергосбережение
     и повышение энергетической
     эффективности в Курганской области
     на период до 2015 года"


     "Приложение к постановлению
     Правительства Курганской области
     от 22 декабря 2009 года N 607
     "О целевой программе Курганской
     области "Энергосбережение и
     повышение энергетической
     эффективности в Курганской области
     на период до 2015 года и на перспективу
     до 2020 года"

Целевая программа Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года"

Паспорт целевой программы Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года"


Наименование

Целевая программа Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области  на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года " (далее - Программа)

Наименование, дата и номер правового акта о разработке долгосрочной целевой программы Курганской области

Распоряжение Правительства Курганской области от 13 апреля 2010 года N 123-р "О плане работы Правительства Курганской области на II  квартал 2010 года "

Заказчик

Правительство Курганской области

Исполнитель - координатор

Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области

Разработчик

Правительство Курганской области

Исполнители

Правительство Курганской области;

 Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области;

 Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области;

 Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области;

 Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области;

 Главное управление образования Курганской области;

 Главное управление здравоохранения Курганской области;

 Главное управление социальной защиты населения Курганской области;

 Управление культуры Курганской области;

 Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области;

 органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию);

 организации (по согласованию)

Целевые индикаторы

1. Снижение к 2020 году энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП) Курганской области  не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом за счет действия всех факторов развития экономики Курганской области.
 2. Снижение энергоемкости ВРП Курганской области не менее чем на 7% на первом этапе (к 2015 году) и на 10% на втором этапе (к 2020 году).
 3. Годовая экономия первичной энергии за период реализации Программы составит не менее 240 тыс. тонн условного топлива (далее - т у.т.) на первом этапе (к 2015 году) и не менее 465 тыс. т у.т. на втором этапе (к 2020 году).
 4. Суммарная экономия первичной энергии не менее 600 тыс. т у.т. на первом этапе (2010 - 2015 годы) и не менее 2700 тыс. т у.т. за весь срок реализации Программы (2010 - 2020 годы).
 5. Обеспечение приборами учета потребителей энергии, а также проведение энергетических обследований и реализация программ повышения энергоэффективности на уровне не менее 95% от о бщего количества потребителей энергетических ресурсов

Сроки и этапы реализации

2010 - 2020 годы:
 I этап - 2010 - 2015 годы;

 II этап - 2016 - 2020 годы

Финансовое обеспечение

Всего на 2010 - 2020 годы - 60131  млн. рублей.
 1-й этап (2010 - 2015 годы) - 31758  млн. рублей.
 2-й этап (2016 - 2020 годы) -  28362  млн. рублей.
   Финансовые затраты по источникам финансирования:
 - средства областного бюджета - 3277,9 млн. рублей,
 в том числе по годам:

2010 год

44,7

млн. рублей;

2011 год

85,8

млн. рублей;

2012 год

345,6

млн. рублей;

2013 год

436,8

млн. рублей;

2014 год

310,3

млн. рублей;

2015 год

149,9

млн. рублей;

2016 - 2020 годы

1 904,7

млн. рублей;

  - средства федерального бюджета и Фонда содействия реформированию ЖКХ (по согласованию) - 13 077,8 млн. рублей, в том числе по годам:

2010 год

448,0

млн. рублей;

2011 год

678,4

млн. рублей;

2012 год

784,5

млн. рублей;

2013 год

855,8

млн. рублей;

2014 год

927,8

млн. рублей;

2015 год

999,3

млн. рублей;

2016 - 2020 годы

8 383,9

млн. рублей;

   - средства из внебюджетных источников (по согласованию): заемные и собственные средства организаций, средства инвесторов - 43 765,8 млн. рублей, в том числе по годам:

2010 год

3 703,8

млн. рублей;

2011 год

6 456,2

млн. рублей;

2012 год

4 400,9

млн. рублей;

2013 год

3 907,9

млн. рублей;

2014 год

3 520,9

млн. рублей;

2015 год

3 702,1

млн. рублей;

2016 - 2020 годы

18 074,1

млн. рублей

          

Ожидаемые конечные результаты

1. Снижение энергоемкости ВРП Курганской области и удельных расходов энергетических ресурсов на производство продуктов и услуг за счет модернизации технологической базы на основе новейшего энергоэффективного оборудования.
 2. Формирование целостной и эффективной системы управления процессом повышения энергоэффективности за счет создания нормативно-правового, ресурсного, институционального и информационного обеспечения деятельности по повышению энергоэффективности.
 3. Запуск механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, реализацию пилотных проектов, долгосрочных целевых соглашений и типовых инвестиционных проектов, обеспечивающих активизацию деятельности как населения, так и бизнеса по реализации потенциала повышения энергоэффективности.
 4. Нейтрализация инфляционных последствий повышения тарифов на энергоносители и на услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ).
 5. Улучшение экологических показателей и параметров охраны окружающей среды в результате сокращения сжигания органического топлива и снижения потерь энергоресурсов и тем самым снижение рисков для здоровья жителей Курганской области. Ограничение выбросов парниковых газов за счет мер Программы: годовое снижение выбросов парниковых газов в  Курганской области составит 10,9 млн. тонн СО 2 - эквивалента (далее - т экв. СО 2 ) в 2015 году и 1,2 млн. т экв. СО 2  к 2020 году, а суммарное снижение выбросов парниковых газов в 2010-2015 годах - 3,7 млн. т экв. СО 2 ;
в 2010-2020 годах - 9,1 млн. т экв. СО 2 .
 6. Годовая экономия на приобретении энергоресурсов всеми потребителями на первом этапе реализации Программы  (к 2015 году) составит 6,75 млрд. рублей в ценах соответствующих лет, на втором этапе (к 2020 году) достигнет 10,5 млрд. рублей в ценах соответствующих лет. Суммарная экономия на приобретении энергоресурсов всеми потребителями составит: на первом этапе реализации Программы (в 2010 - 2015 годах) - 23 млрд. рублей в ценах соответствующих лет, а в 2010 - 2020 годах – 69 млрд. рублей.
 7. Годовая экономия средств населения Курганской области на оплату энергоресурсов составит: к 2015 году - 1,4 млрд. рублей, к 2020 году – 2,3 млрд. рублей в ценах соответствующих лет. Суммарная экономия населения Курганской области на оплату энергоресурсов в 2010 - 2015 годах составит 4,3 млрд. рублей, в 2010 - 2020 годах – 14,1 млрд. рублей.
 8. Годовая экономия средств областного и местных бюджетов на оказание социальной поддержки по приобретению энергоресурсов для населения: к 2015 году составляет 0,93 млрд. рублей;
а к 2020 году - 1,74 млрд. рублей в текущих ценах. Суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов: в 2010 - 2015 годах равна 3,2 млрд. рублей;
в 2010 - 2020 годах – 10,1 млрд. рублей.
 9. Поступление в бюджет Курганской области дополнительных средств от налога на прибыль за счет снижения издержек производства в 2015 году составит 0,57   млрд. рублей;
в 2020 году - 0,93  млрд. рублей в текущих ценах. Суммарное поступление в областной бюджет дополнительных средств от налога на прибыль за счет снижения издержек производства в 2010 - 2015 годах составит 1,9  млрд. рублей;
в 2010 - 2020 годах - 6,0 млрд. рублей.
 10. Экономическая оценка стоимости снижения выбросов парниковых газов в Курганской области : в 2010 - 2020 годах - 7,8 млрд. рублей

Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Для оценки энергоемкости ВРП Курганской области необходимо формирование единого топливно-энергетического баланса. Однако Федеральная служба государственной статистики такого баланса ни по России в целом, ни по ее регионам, включая Курганскую область, не формируют. По этой причине для оценки суммарного потребления энергии в Курганской области использовались экспертные оценки, которые базируются на данных форм статистической отчетности. Согласно этим оценкам в 2008 году в Курганской области было потреблено 2836 тыс. т у.т. первичной энергии, что составляет 1,7% от суммарного потребления энергии в Уральском федеральном округе.

Энергоемкость валового внутреннего продукта (далее - ВВП) России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах. Энергоемкость ВРП Курганской области в 2008 году была на 38% ниже средней по России и на 24% ниже средней по Уральскому федеральному округу, но в 2 раза выше, чем в развитых странах.

Более 95% мощностей ныне работающих электростанций, более 85% жилых зданий, 70% котельных, 75% технологического оборудования электрических сетей, 60% тепловых сетей было построено еще до 1990 года. Износ основных фондов по экономике Курганской области в целом составил 64%, в обрабатывающей промышленности - 51%, в электро- и теплоэнергетике – 83%, на транспорте – 72%, в образовании и здравоохранении – 50%, в системах водоснабжения 66%. Более 22% машин и оборудования служат более 20 лет.

В 2000-2008 годах энергоемкость ВРП Курганской области снизилась на 34%, то есть в среднем снижалась почти на 5% в год, что намного выше, чем во многих странах мира, и соответствует средней динамике по России. "Восстановительный" рост шел в основном за счет загрузки старых производственных мощностей в обрабатывающей промышленности, что позволило получить эффект "экономии на масштабах производства" (экономии на условно-постоянных расходах энергии по мере роста загрузки построенных ранее производственных мощностей) но сохранило технологическую отсталость промышленности Курганской области.

На первый план выдвигается технологическая экономия энергии. В 2000 - 2008 годах за счет внедрения новых технологий при новом строительстве и модернизации энергоемкость ВРП Курганской области снижалась в среднем менее чем на 1% в год. Эффект от внедрения новых технологий частично перекрывался падением эффективности старого изношенного оборудования и зданий.

Сочетание факторов изменения структуры экономики и загрузки мощностей в фазе кризиса, по предварительным оценкам, привело к росту энергоемкости ВРП Курганской области 2009 году на 1,1%. Для нейтрализации этого эффекта и для сокращения разрыва в уровне энергоэффективности с развитыми странами вклад технологического фактора в снижение энергоемкости ВРП в период до 2020 года нужно довести, по меньшей мере, до 2% в год.

Коэффициент полезного использования топлива на электростанциях Курганской области снизился с 64% в 2000 году до 59% в 2008 году. Средний удельный расход условного топлива на отпуск электроэнергии на тепловых станциях Курганской области (в основном это Курганская теплоэлектроцентраль (далее - ТЭЦ) довольно высок. Он составляет 362 грамм условного топлива на киловатт час (далее - г у.т./кВт-ч). Поскольку большая часть оборудования на Курганской ТЭЦ устарела, выработала свой ресурс и подлежит замене. Средний коэффициент полезного действия (далее – КПД) выработки электроэнергии повысился с 38,6% в 2000 году до 39,4% в 2008 году. Это ниже средних показателей для стран Организации экономического сотрудничества и развития, где КПД станций на газе равен 41%.

В качестве нижней технологической границы эффективности для новых станций Международное энергетическое агентство (МЭА) использует показатели КПД станций на угле 43%, на газе - 55%; в качестве верхней границы для станций на угле – 48%, на жидком топливе – 50%, на газе – 60%. Проектный КПД производства электроэнергии на Курганской ТЭЦ-2 равен 51,5%.

В 2008 году объем потерь в электрических сетях был равен 626 млрд. кВт-ч, или 14,7% от всего потребления электроэнергии. Это в два раза выше, чем в Западной Европе (7%).

Помимо Курганской ТЭЦ, теплоснабжение Курганской области осуществляют 785 котельных, из которых 644 - мелкие котельные мощностью до 3 Гкал/ч. На твердом топливе работают 68,4% котельных, на жидком – 3,8%, на газе – 26,5%. Высокая доля мелких котельных, работающих на твердом топливе, определяет сравнительно низкий средний (статистический) КПД котельных – 80% в 2009 году. КПД многих котельных не превышает даже 70%. Так, средний КПД котельных Частоозерского района в 2009 году был равен 37%, Куртамышского — 49%, Мишкинского — 52%, Мокроусовского — 61%, Сафакулевского — 61%, Половинского — 62%, Макушинского — 64%, Лебяжьевского — 68%, Целинного — 68%, Варгашинского района — 69%, Белозерского района — 69%. Удельный расход топлива на котельных снижается крайне медленно. В странах Западной Европы КПД котельных равен 92-95%.

Средний по Курганской области расход электроэнергии на производство и транспорт тепловой энергии составил в 2009 году 30 кВт-ч/Гкал, в Далматовском районе - 57,7 кВт-ч/Гкал; Катайском - 48,9 кВт-ч/Гкал; Кетовском - 22,7 кВт-ч/Гкал; Куртамышском районе - 53,8 кВт-ч/Гкал; Мишкинском - 43,6 кВт-ч/Гкал; Притобольном - 43,2 кВт-ч/Гкал; Сафакулевском - 104,3 кВт-ч/Гкал; Частоозерском - 54,1 кВт-ч/Гкал; Юргамышском - 42,2 кВт-ч/Гкал; Шадринском - 75,7 кВт-ч/Гкал. В Финляндии этот показатель не превышает 10 кВт-ч/Гкал.

Тепловые сети Курганской области в 2009 году имели протяженность 1250 км в двухтрубном исчислении. Из них на распределительные сети малых диаметров (до 200 мм) приходится 80% протяженности. Сети, нуждающиеся в замене, составляют 364 км или 29% всех тепловых сетей, а 205 км - ветхие сети. Аварийность в тепловых сетях снизилась с 17 аварий на 100 км в 2005 году до 5 аварий на 100 км в 2008 году, но еще остается на очень высоком уровне. Естественно, в таких сетях высоки потери тепловой энергии. По данным статистики в 2008 году они были равны 753 тыс. Гкал или 12,3% от всего потребления тепла. За 2009 год потери снизились до 715 тыс. Гкал. В мелких системах теплоснабжения по данным статистики доля потерь достигает: 19% - в Каргапольском районе; 18% - в Куртамышском, Макушинском и Петуховском районах; 25% - в Шадринском районе; 37% - в Лебяжьевском районе. В этих системах теплоснабжения тепловые сети гидравлически разрегулированы, температурный график часто не выдерживается, потери тепла во многих мелких тепловых сетях с избыточной централизацией превышают 30%. В европейских странах с хорошо развитыми системами теплоснабжения потери в сетях не превышают 2-10%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»