Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а с 2008 года - целевой программы Курганской области "Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008-2012 годы", утвержденной постановлением Курганской областной Думы от 30 октября 2007 года N 2678 (далее - Региональная Программа), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики Курганской области.
Сложившаяся за годы реформ социальная ситуация на селе подошла к пороговым значениям терпимости и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения без замены их на новые, реально действующие, социальная сфера села оказалась в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, произошли негативные изменения в образе жизни сельского населения.
Сложившаяся практика организации инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий в силу недостаточности налогооблагаемой базы областного и местных бюджетов для финансирования расходов областного и местного значения привела к резким диспропорциям в развитии населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
Негативные сдвиги в социально-экономическом положении сельского населения самым пагубным образом отразились на воспроизводстве населения. Демографические изменения последних лет носят скачкообразный характер и свидетельствуют о том, что деревню постигла демографическая катастрофа.
Естественная убыль сельского населения за последние 12 лет увеличилась в 1,4 раза. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения первоочередной потребности в жилье.
Обеспеченность жильем сельского населения. За последние годы в Курганской области сельские населенные пункты практически потеряли преимущества по обеспеченности жильем. Одним из наиболее реальных факторов, способных решить жилищную проблему сельских жителей Курганской области, является увеличение объемов строительства индивидуального жилья с использованием финансово-кредитного механизма предоставления на льготных условиях индивидуальным застройщикам строительных материалов и услуг. В настоящее время невозможно вести индивидуальное жилищное строительство без предоставления кредитов населению, а получить их практически сельский житель не может. Остается нерешенной проблема обеспечения доступности жилья для граждан, имеющих средний и низкий уровень дохода. Приватизация большей части жилищного фонда и переход к рыночным принципам реализации прав граждан на жилище оказались не обеспечены необходимыми правовыми условиями, а также финансовыми и организационными мерами. Проблема обеспечения сельских жителей жильем приобретает все большую остроту и требует незамедлительного решения.
Образование. Переживают кризис сельские общеобразовательные учреждения. Главная причина этого - закрытие ветхих и аварийных зданий и отсутствие средств на их содержание и ремонт. Укомплектованность учителями сельских общеобразовательных учреждений неудовлетворительна, так как жилищный вопрос не решается.
Система образования Курганской области на начало 2006-2007 учебного года включает 577 сельских общеобразовательных учреждений, что составляет 83% от общего количества общеобразовательных учреждений области.
За последние 15 лет сеть сельских общеобразовательных учреждений сократилась на 257 образовательных учреждений, что вызвано снижением количества обучающихся и неблагоприятными финансово-экономическими условиями.
Наибольшее сокращение в последние годы произошло в системе дошкольного образования. За 15 лет количество сельских дошкольных учреждений сократилось в 3,4 раза. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась в 4,2 раза, тогда как в городе она уменьшилась в 1,9 раза.
По сравнению с предыдущими годами практически прекратился ввод в эксплуатацию новых общеобразовательных учреждений, снижается уровень всех видов благоустройства школьных зданий - лишь 41% школ имеют центральное водоснабжение, 25% - канализацию. Растет число аварийных школ. Отсутствие денежных средств на поддержание в образовательных учреждениях нормального температурного режима ведет к ухудшению состояния здоровья детей и подростков. Регулярным стало отключение образовательных учреждений от электрической энергии.
Здравоохранение. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в районные больницы Курганской области осуществляется поставка диагностического оборудования (электрокардиографы, рентгеновские аппараты, аппараты ультразвуковой диагностики, эндоскопическое оборудование, лабораторное оборудование). Несмотря на это, материально-техническая база большинства сельских учреждений здравоохранения требует улучшения (необходимо обновление лечебного оборудования, проведение капитальных ремонтов). Работа лечебных учреждений в системе обязательного медицинского страхования позволила значительно улучшить обеспечение сельских медицинских учреждений лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Техническое состояние автотранспортной службы скорой медицинской помощи улучшилось в связи с реализацией областной целевой программы "Санитарный автомобиль для села" (в рамках реализации этой программы в 2005 - 2006 годах в районные больницы поставлен 61 санитарный автомобиль) и реализацией мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" (в рамках реализации проекта в районные больницы поставлено в 2006 году 24 автомобиля скорой помощи класса А повышенной проходимости). Это позволило открыть в районных больницах дополнительные посты скорой медицинской помощи для обслуживания жителей отдаленных населенных пунктов и частично компенсировать отсутствие системы дежурств автотранспорта предприятий агропромышленного комплекса для доставки больных в стационар, хотя в большинстве территорий плохое состояние дорог увеличивает время прибытия бригад скорой медицинской помощи по вызову.
В 2005 году обеспеченность сельского населения врачебными кадрами составила 10,7 на 10 тыс. населения, что меньше по сравнению с городским населением в 1,6 раза.
Проблемы, возникшие в сельском здравоохранении, требуют совершенствования оказания медицинской помощи сельскому населению, обеспечения межведомственного взаимодействия в решении проблем охраны здоровья жителей сельских районов.
(Абзац 18 раздела 1 исключен постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 г. N 453: НГР RU45000201100341)
Газификация сельских населенных пунктов. Уровень газификации домов природным и сжиженным газом в сельской местности составляет 79,1%, в том числе природным газом - 3%. Населенные пункты, расположенные в сельской местности Курганской области, газифицированы в основном сжиженным газом, распределяемым в цистернах и баллонах. Большая часть сельских мелких котельных работает преимущественно на твердом топливе и выбрасывает в окружающую среду тонны золы и шлака. В результате газификации села сократятся грузопотоки и затраты на перевозку твердого и жидкого топлива на автомобильном и железнодорожном транспорте.
Водоснабжение сельского населения области качественной питьевой водой находится на самом низком уровне в Уральском регионе. Из 1230 сельских населенных пунктов области централизованным водоснабжением охвачено только 328 населенных пунктов, или 27%. Общая протяженность групповых водопроводов составляет 1367 км. На сегодняшний день водоводы, оборудование насосных станций физически и морально устарели и требуют проведения реконструкции, так как являются единственным источником водообеспечения. Изношенность водопроводов составляет 80-90%, вследствие этого потери воды достигают 44%, т.е. 2,4 млн.куб.м. очищенной воды не доходит до потребителя.
Качество воды не соответствует санитарным нормам и стандартам.
Дорожное строительство. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры, а также препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса. Из-за бездорожья свыше 2/3 сельских поселений остаются без автобусного сообщения.
Из-за отсутствия внутрихозяйственных дорог с твердым покрытием в продовольственные закупки не вовлекается значительная часть товарных ресурсов сельхозпродукции от хозяйств и населения. Недостаточная развитость дорожной сети сдерживает развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.
В результате недостаточного инвестирования снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения. Сохранение деструктивных демографических процессов на более длительный срок, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям рыночных экономических преобразований отечественного продовольственного комплекса, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики области.
Исходя из задач аграрной политики Курганской области на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях в границах муниципального района.
Таким образом, необходимость разработки и реализации целевой программы Курганской области "Социальное развитие села Курганской области до 2013 года" (далее - Программа) обусловлена:
(Абзац в редакции постановления Правительства Курганской области от 26.09.2011 г. N 453: НГР RU45000201100341)
социально-политической остротой проблемы и ее государственным значением, определяемым широким спектром осуществляемых селом функций;