Недействующий

О целевой программе Курганской области "Совершенствование и развитие автомобильных дорог Курганской области на период до 2020 года"

Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

(Название раздела I приложения в редакции постановления Правительства Курганской области от 12.04.2011 г. N 120: НГР RU45000201100116)

Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Курганской области. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог, обеспечивающих связи между районами и населенными пунктами Курганской области, а также от выхода на сеть автомобильных дорог сопредельных регионов во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий для предпринимательской деятельности и повышения уровня жизни населения, проведения структурных реформ и интеграции транспортной системы Курганской области в транспортную систему России. Развитие сети автомобильных дорог должно соответствовать темпам социально-экономического развития Курганской области и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации.

Развитие дорожного хозяйства в Курганской области в настоящее время ведется в соответствии с целевой программой Курганской области "Совершенствование и развитие автомобильных дорог Курганской области на период до 2010 года".

За период 2005 - 2009 годов в рамках указанной программы построено 97,4 км автомобильных дорог и отремонтировано 210,5 км автомобильных дорог и 35 мостов (приложение 1 к Программе). Круглогодичную транспортную связь получили 14 сельских населенных пунктов численностью населения 5630 человек. Крупные инвестиции направлены областным бюджетом на строительство двух мостовых переходов: через р.Утяк на 22 км автомобильной дороги Курган - Звериноголовское в Кетовском районе и через р.Тобол в с. Звериноголовское Звериноголовского района длиной 172 погонных метра.

В 2008 году завершено строительство автомобильной дороги Макушино -Частоозерье - Бердюжье на территории Курганской области общей протяженностью 83 км, которая позволяет обеспечить бесперебойное движение по территории Российской Федерации в обход Республики Казахстан.

В настоящее время социально-экономическое развитие Курганской области во многом сдерживается из-за ограничений при эксплуатации автомобильных дорог, так как исчерпана пропускная способность и высока степень износа значительной части автомобильных дорог, отсутствуют круглогодичные связи с 424 населенными пунктами. Низкий технический уровень автомобильных дорог обуславливает высокий размер транспортной составляющей в себестоимости продукции.

Наметившиеся тенденции роста дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах России и высокий уровень аварийности (приложение 2 к Программе) требуют принятия мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения. Повышение безопасности дорожного движения и уменьшение числа дорожно-транспортных происшествий по причине дорожных условий достигается за счет проведения мероприятий по повышению транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улучшению условий дорожного движения.

Именно поэтому особое значение приобретает осуществление мероприятий, направленных на сохранение и развитие существующей сети автомобильных дорог, улучшение транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог и повышение безопасности дорожного движения, ликвидацию транспортной дискриминации.

Протяженность автомобильных дорог Курганской области по состоянию на 1 января 2010 года составляет 17195 км, в том числе регионального или межмуниципального значения - 7893 км, из них с твердым покрытием - 5795 км, или 73%. Обеспеченность автомобильными дорогами с твердым покрытием на тысячу квадратных километров территории составляет 123,5 км, что значительно меньше минимально необходимого показателя - 300 км. Из 1220 населенных пунктов Курганской области 797 соединены автомобильными дорогами с твердым покрытием с общей сетью автомобильных дорог. На 76,9% протяженности автомобильных дорог транспортно-эксплуатационные показатели не соответствуют нормативным требованиям. С учетом межремонтных сроков в 6 лет при существующей протяженности автомобильных дорог ежегодно должно подлежать ремонту 915 км автомобильных дорог, фактически ремонтируется 25 - 50 км, или менее 6% от необходимого. Не удовлетворяет современным требованиям состояние автодорожных мостов: из 270 имеющихся мостов 65% мостов требуют проведения ремонтных работ и обустройства средствами обеспечения безопасности дорожного движения. Структура и техническое состояние сети автомобильных дорог Курганской области отражены в приложениях 3-8 к Программе.

Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается переход на новый порядок расчета расходов на ремонт и содержание автомобильных дорог с применением нормативов финансовых затрат с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов.

Постановлением Правительства Курганской области от 27 октября 2008 года N 469 "Об утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Курганской области и правил расчета размера ассигнований бюджета Курганской области на указанные цели" утверждены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог и правила расчета размера ассигнований бюджета Курганской области на указанные цели. Переход на эти нормативы должен происходить поэтапно, и к 2030 году расходы на ремонт и содержание сети автомобильных дорог должны составить 8,1 млрд. рублей в год, что в 20 раз больше по сравнению с существующими расходами.

Еще одна проблема дорожной отрасли - отсутствие правоустанавливающих документов, определяющих право собственности Курганской области на автомобильные дороги и земельные участки, занимаемые этими автомобильными дорогами. Это не позволяет поставить на баланс вновь построенные объекты, что приводит к росту незавершенного производства. Для решения этой проблемы необходимо провести большую работу в соответствии с федеральным законодательством. На выполнение этой задачи в полном объеме необходимо затратить 540 млн. рублей.

(Абзац 11 раздела I приложения в редакции постановления Правительства Курганской области от 30.12.2011 г. N 655: НГР RU45000201100531)

С 2010 года начала действовать федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848 "О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" (далее - федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)"), в которой предусмотрено выделение субсидий субъектам Российской Федерации на строительство автомобильных дорог по трем направлениям.

(Абзац 12 раздела I приложения в редакции постановления Правительства Курганской области от 12.04.2011 г. N 120: НГР RU45000201100116)

По одному из направлений - субсидии, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов, направленных на прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной транспортной связью по автомобильным дорогам с твердым покрытием, - Курганской области предусмотрено на шестилетний период 1717 млн. рублей, за счет которых запланировано построить 201 км автомобильных дорог, соединить автомобильными дорогами с твердым покрытием 93 сельских населенных пункта. По двум другим направлениям - на софинансирование объектов, имеющих общегосударственное значение (Курган - Звериноголовское, "Байкал" - Шумиха - Усть-Уйское - граница Казахстана), и на софинансирование объектов, направленных на достижение целевых значений показателей подпрограммы, - размер субсидий не определен.

В связи с изменившимися экономическими условиями выделение субсидий из федерального бюджета на строительство автомобильных дорог на ближайшие годы не предусмотрено. Источником дополнительного финансирования объектов дорожных работ является бюджетный кредит из федерального бюджета.

Распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р утверждена Стратегия социально-экономического развития Курганской области до 2020 года (далее - Стратегия), которая предусматривает реконструкцию 730 км автомобильных дорог федерального значения, строительство и реконструкцию 7991 км, капитальный ремонт и ремонт 3557 км автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения.

Суммарный прогнозный объем инвестиций в развитие дорожной отрасли Курганской области, предусмотренный Стратегией, составит до 2030 года 126,5 миллиардов рублей.

В целях реализации Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 -2015 годы)", Стратегии разработана настоящая Программа.