КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2007 года N 2098
О внесении изменения в областную целевую программу "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года"
г. Курган
В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Закона Курганской области "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области" Курганская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить изменение в областную целевую программу "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года" (прилагается).
2. Рекомендовать Администрации (Правительству) Курганской области внести в указанную программу следующие изменения:
- указать в паспорте программы, что на конкурсной основе к участию в целевых программах привлекаются все исполнители, за исключением органов государственной власти Курганской области;
- дополнить целевую программу технико-экономическим обоснованием.
3. Направить настоящее постановление в Администрацию (Правительство) Курганской области.
4. Опубликовать настоящее постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".
Председатель
Курганской областной Думы М.Н.Исламов
Приложение к постановлению
Курганской областной Думы
от 27.02.07.г. N 2098
Областная целевая программа "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года" Содержание областной целевой программы "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года"
стр. | ||
Паспорт областной целевой программы "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года" | 3 | |
1. | Содержание проблемы социального развития села и обоснование необходимости ее решения программными методами | 5 |
2. | Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы | 10 |
3. | Мероприятия Программы: | 12 |
3.1. Развитие жилищного строительства в сельской местности | 13 | |
3.11 Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе | 14 | |
3.2. Развитие сети сельских общеобразовательных учреждений | 16 | |
3.3. Развитие сети сельских учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта | 17 | |
3.4. Развитие культурно-досуговой деятельности на селе | 18 | |
3.5. Развитие информационно-консультационного обслуживания сельского населения | 18 | |
3.6. Реконструкция сельских электрических сетей | 19 | |
3.7. Газификация сельских населенных пунктов | 20 | |
3.8. Водоснабжение сельских населенных пунктов | 21 | |
3.9. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности | 21 | |
4. | Финансовое и ресурсное обеспечение Программы | 21 |
5. | Механизм реализации Программы | 22 |
6. | Организация управления и контроль за ходом реализацииПрограммы | 22 |
7. | Прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) | 23 |
8. | Перечень основных мероприятий исполнения Программы | 25-35 |
ПАСПОРТ областной целевой программы "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года"
Наименование Программы | Областная целевая программа "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года" (далее -Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Заказчик Программы | Департамент сельского хозяйства Курганской области |
Разработчики Программы | Департамент сельского хозяйства Курганской области, департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, департамент экономического развития и инвестиций Курганской области, Главное управление образования Курганской области, управление здравоохранения Курганской области, управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, комитет по культуре и искусству Курганской области, Главное управление автомобильных дорог Курганской области |
Цели и задачи Программы | Основными целями Программы являются: |
Сроки и этапы реализации Программы: | 2003-2010 годы: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы позволит: |
Исполнители основных мероприятий Программы | Определяются на конкурсной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования I этапа Программы (2003-2005 годы) за счет средств областного бюджета составляет 31,4 млн. рублей; |
Система контроля за исполнением Программы | Департамент сельского хозяйства Курганской области ежегодно к 1 марта предоставляет информацию о ходе реализации Программы за прошедший год Губернатору Курганской области. |
1. Содержание проблемы социального развития села и обоснование необходимости ее решения программными методами
Сложившаяся за годы реформ социальная ситуация на селе подошла к пороговым значениям терпимости и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения, без замены их на новые, реально действующие, социальная сфера села оказалась в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, произошли негативные изменения в образе жизни сельского населения.
Сложившаяся практика организации инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий, в силу недостаточности налогооблагаемой базы областного и местных бюджетов для финансирования расходов областного и местного значения, привела к резким диспропорциям в развитии сельских поселений.
Негативные сдвиги в социально-экономическом положении крестьянства самым пагубным образом отразились на воспроизводстве сельского населения. Демографические изменения последних лет носят скачкообразный характер и свидетельствуют о том, что деревню постигла демографическая катастрофа.
Естественная убыль сельского населения за последние 12 лет увеличилась в 1,4 раза. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства.
Задача обеспечения продовольственной безопасности страны, поставленная в приоритетном национальном проекте "Развитие агропромышленного комплекса", диктует необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.
Жилищное строительство. За последние годы в области село практически потеряло преимущество по обеспеченности жильем. Одним из наиболее реальных факторов, способных решить жилищную проблему сельских жителей области, является увеличение объемов строительства индивидуального жилья с использованием финансово-кредитного механизма предоставления на льготных условиях индивидуальным застройщикам строительных материалов и услуг. В настоящее время невозможно вести индивидуальное жилищное строительство без предоставления кредитов населению, а получить их практически сельский житель не может. Остается нерешенной проблема обеспечения доступности жилья для граждан, имеющих средний и низкий уровень дохода. Приватизация большей части жилищного фонда и переход к рыночным принципам реализации прав граждан на жилище оказались не обеспечены необходимыми правовыми условиями, а также финансовыми и организационными мерами. Проблема обеспечения селян жильем приобретает все большую остроту и требует незамедлительного решения.
Образование. Переживают кризис сельские общеобразовательные учреждения. Главная причина этого - закрытие ветхих и аварийных зданий и отсутствие средств на их содержание и ремонт. Укомплектованность учителями сельских общеобразовательных учреждений неудовлетворительна, так как квартирный вопрос не решается.
Система образования Курганской области включает 650 сельских общеобразовательных учреждений, что составляет 84% от общего количества общеобразовательных учреждений области.
За последние 15 лет сеть сельских общеобразовательных учреждений сократилась на 184 образовательных учреждения, что вызвано снижением количества обучающихся и неблагоприятными финансово-экономическими условиями.
Наибольшее сокращение в последние годы произошло в системе дошкольного образования. За 15 лет количество сельских дошкольных учреждений сократилось в 3,4 раза. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась в 4,2 раза, тогда как в городе она уменьшилась в 1,9 раза.
По сравнению с предыдущими годами практически прекратился ввод в эксплуатацию новых общеобразовательных учреждений, снижается уровень всех видов благоустройства школьных зданий - лишь 41% школ имеют центральное водоснабжение, 25% - канализацию. Растет число аварийных школ. Отсутствие денежных средств на поддержание в образовательных учреждениях нормального температурного режима ведет к ухудшению состояния здоровья детей и подростков. Регулярным стало отключение образовательных учреждений от электрической энергии.
Здравоохранение. В области, в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2006 год, происходит реорганизация медицинской помощи путем сокращения объемов медицинской помощи в стационаре и перевода ряда технологий со стационарного на амбулаторный этап, внедрения стационарозамещающих технологий. Идет планомерное сокращение коек круглосуточного пребывания и открытие коек дневного пребывания в стационаре, в стационарах при поликлинике и на дому, койки сестринского ухода передаются социальной службе.
В 2006 году в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в районные больницы поставлено диагностическое оборудование (электрокардиографы, рентгеновские аппараты, аппараты ультразвуковой диагностики, эндоскопическое оборудование, лабораторное оборудование) на общую сумму 141928 тыс. руб. Несмотря на это, материально-техническая база большинства сельских учреждений здравоохранения требует улучшения ( необходимо обновление лечебного оборудования, проведение капитальных ремонтов). Работа лечебных учреждений в системе обязательного медицинского страхования позволила значительно улучшить обеспечение сельских медицинских учреждений лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Техническое состояние автотранспортной службы скорой медицинской помощи улучшилось в связи с реализацией областной целевой программы "Санитарный автомобиль для села" (в рамках реализации этой программы в 2005 - 2006 годах в районные больницы поставлен 61 санитарный автомобиль) и реализацией мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" (в рамках реализации проекта в районные больницы поставлено в 2006 году 24 автомобиля скорой помощи класса А повышенной проходимости). Это позволило открыть в районных больницах дополнительные посты скорой медицинской помощи для обслуживания жителей отдаленных населенных пунктов и частично компенсировать отсутствие системы дежурств автотранспорта предприятий агропромышленного комплекса для доставки больных в стационар, хотя в большинстве территорий плохое состояние дорог увеличивает время прибытия бригад по вызову.
В 2005 году обеспеченность сельского населения врачебными кадрами составила 10,7 на 10 тыс. населения, что меньше по сравнению с городским населением в 1,6 раза.
Проведение учебы по повышению квалификации медицинских работников, особенно фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов, затрудняется в связи с недостатком средств в бюджете муниципальных образований на оплату командировочных расходов.
Проблемы, возникшие в сельском здравоохранении, требуют совершенствования оказания медицинской помощи сельскому населению, обеспечения межведомственного взаимодействия в решении проблем охраны здоровья жителей сельских районов.
Объекты культуры. На 1 января 2006 года в Курганской области в основном сохранена сеть сельских учреждений культуры и составляет 1297 единицы, в т.ч. 743 клуба и дома культуры. Однако дома культуры и клубы, переданные бывшими колхозами и совхозами в ведение и на баланс местных администраций, находятся в основном в полуразрушенном и разрушенном состоянии, особенно в малых деревнях, т.к. у местных администраций нет средств даже для отопления этих клубов, не говоря уже о текущем и капитальном ремонте. Такие клубы в области составляют 31,3%. Оснащение сельских учреждений культуры физически изношено.
Газификация сельских населенных пунктов. Уровень газификации домов природным и сжиженным газом в сельской местности составляет 79,1%, в том числе природным газом 3%. Сельские поселения Курганской области газифицированы в основном сжиженным газом, распределяемым в цистернах и баллонах. Большая часть сельских мелких котельных работает преимущественно на твердом топливе и выбрасывает в окружающую среду тонны золы и шлака. В результате газификации села сократятся грузопотоки и затраты на перевозку твердого и жидкого топлива на автомобильном и железнодорожном транспорте.
Водоснабжение сельского населения области качественной водой находится на самом низком уровне в Уральском регионе. Из 1230 сельских населенных пунктов области централизованным водоснабжением охвачено только 328 населенных пунктов или 27%. Общая протяженность групповых водопроводов составляет 1367 км. На сегодняшний день водоводы, оборудование насосных станций физически и морально устарели и требуют проведения реконструкции, так как являются единственным источником водообеспечения. Изношенность водопроводов составляет 80-90%, вследствие этого потери воды достигают 44%, т.е. 2,4 млн.куб.м. очищенной воды не доходит до потребителя.
Качество воды не соответствует санитарным нормам и стандартам.