КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2007 года N 2098

О внесении изменения в областную целевую программу "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года"

г. Курган

В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Закона Курганской области "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области" Курганская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить изменение в областную целевую программу "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года" (прилагается).

2. Рекомендовать Администрации (Правительству) Курганской области внести в указанную программу следующие изменения:

- указать в паспорте программы, что на конкурсной основе к участию в целевых программах привлекаются все исполнители, за исключением органов государственной власти Курганской области;

- дополнить целевую программу технико-экономическим обоснованием.

3. Направить настоящее постановление в Администрацию (Правительство) Курганской области.

4. Опубликовать настоящее постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".

Председатель

Курганской областной Думы М.Н.Исламов

Приложение к постановлению

Курганской областной Думы


от 27.02.07.г. N 2098

Областная целевая программа "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года" Содержание областной целевой программы "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года"


стр.

Паспорт областной целевой программы "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года"

3

1.

Содержание проблемы социального развития села и обоснование необходимости ее решения программными методами

5

2.

Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

10

3.

Мероприятия Программы:

12

3.1. Развитие жилищного строительства в сельской местности

13

3.11 Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе

14

3.2. Развитие сети сельских общеобразовательных учреждений

16

3.3. Развитие сети сельских учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта

17

3.4. Развитие культурно-досуговой деятельности на селе

18

3.5. Развитие информационно-консультационного обслуживания сельского населения

18

3.6. Реконструкция сельских электрических сетей

19

3.7. Газификация сельских населенных пунктов

20

3.8. Водоснабжение сельских населенных пунктов

21

3.9. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности

21

4.

Финансовое и ресурсное обеспечение Программы

21

5.

Механизм реализации Программы

22

6.

Организация управления и контроль за ходом реализацииПрограммы

22

7.

Прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических)
 результатов реализации Программы

23

8.

Перечень основных мероприятий исполнения Программы

25-35

ПАСПОРТ областной целевой программы "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года"


Наименование Программы

Областная целевая программа "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года" (далее -Программа)

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"

Заказчик Программы

Департамент сельского хозяйства Курганской области

Разработчики Программы

Департамент сельского хозяйства Курганской области, департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, департамент экономического развития и инвестиций Курганской области, Главное управление образования Курганской области, управление здравоохранения Курганской области, управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, комитет по культуре и искусству Курганской области, Главное управление автомобильных дорог Курганской области

Цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются:
 развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений;

 создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских поселений и реализация Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

 создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села в ведение органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области;

 создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности, возрождение сельской экономики, расширение и обеспечение привлекательности рынка труда в сельской местности.
 Основными задачами Программы являются:
 улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом;

 повышение уровня электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений;

 расширение сети сельских автомобильных дорог;

 привлечение и закрепление в сельской местности молодых семей и молодых специалистов

Сроки и этапы реализации Программы:

2003-2010 годы:
 I этап: 2003-2005 годы;

 II этап: 2006-2010 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит:
 улучшить жилищные условия более 1 тысячи сельских семей, при этом повысится уровень коммунальных услуг;
повысить уровень газификации домов (квартир) природным газом до 21%;

 привлечь для проживания на селе 228 молодых семей и молодых специалистов, обеспечив их доступным жильем;

 повысить уровень обеспеченности села общеобразовательными учреждениями;

 повысить уровень обеспеченности больничными местами до 80 койко-мест на 10 тыс. человек, будет достигнуто снижение заболеваемости, временной нетрудоспособности, инвалидизации, смертности и увеличение продолжительности жизни сельского населения;

 улучшить обеспеченность сельского населения качественной питьевой водой;

 расширить сеть автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты, на 3,0 км

Исполнители основных мероприятий Программы

Определяются на конкурсной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования I этапа Программы (2003-2005 годы) за счет средств областного бюджета составляет 31,4 млн. рублей;

 общий объем финансирования II этапа Программы (2006-2010 годы) за счет средств областного бюджета составляет 473,8 млн. рублей

Система контроля за исполнением Программы

Департамент сельского хозяйства Курганской области ежегодно к 1 марта предоставляет информацию о ходе реализации Программы за прошедший год Губернатору Курганской области.

1. Содержание проблемы социального развития села и обоснование необходимости ее решения программными методами


Сложившаяся за годы реформ социальная ситуация на селе подошла к пороговым значениям терпимости и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения, без замены их на новые, реально действующие, социальная сфера села оказалась в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, произошли негативные изменения в образе жизни сельского населения.

Сложившаяся практика организации инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий, в силу недостаточности налогооблагаемой базы областного и местных бюджетов для финансирования расходов областного и местного значения, привела к резким диспропорциям в развитии сельских поселений.

Негативные сдвиги в социально-экономическом положении крестьянства самым пагубным образом отразились на воспроизводстве сельского населения. Демографические изменения последних лет носят скачкообразный характер и свидетельствуют о том, что деревню постигла демографическая катастрофа.

Естественная убыль сельского населения за последние 12 лет увеличилась в 1,4 раза. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства.

Задача обеспечения продовольственной безопасности страны, поставленная в приоритетном национальном проекте "Развитие агропромышленного комплекса", диктует необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.

Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.

Жилищное строительство. За последние годы в области село практически потеряло преимущество по обеспеченности жильем. Одним из наиболее реальных факторов, способных решить жилищную проблему сельских жителей области, является увеличение объемов строительства индивидуального жилья с использованием финансово-кредитного механизма предоставления на льготных условиях индивидуальным застройщикам строительных материалов и услуг. В настоящее время невозможно вести индивидуальное жилищное строительство без предоставления кредитов населению, а получить их практически сельский житель не может. Остается нерешенной проблема обеспечения доступности жилья для граждан, имеющих средний и низкий уровень дохода. Приватизация большей части жилищного фонда и переход к рыночным принципам реализации прав граждан на жилище оказались не обеспечены необходимыми правовыми условиями, а также финансовыми и организационными мерами. Проблема обеспечения селян жильем приобретает все большую остроту и требует незамедлительного решения.

Образование. Переживают кризис сельские общеобразовательные учреждения. Главная причина этого - закрытие ветхих и аварийных зданий и отсутствие средств на их содержание и ремонт. Укомплектованность учителями сельских общеобразовательных учреждений неудовлетворительна, так как квартирный вопрос не решается.

Система образования Курганской области включает 650 сельских общеобразовательных учреждений, что составляет 84% от общего количества общеобразовательных учреждений области.

За последние 15 лет сеть сельских общеобразовательных учреждений сократилась на 184 образовательных учреждения, что вызвано снижением количества обучающихся и неблагоприятными финансово-экономическими условиями.

Наибольшее сокращение в последние годы произошло в системе дошкольного образования. За 15 лет количество сельских дошкольных учреждений сократилось в 3,4 раза. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась в 4,2 раза, тогда как в городе она уменьшилась в 1,9 раза.

По сравнению с предыдущими годами практически прекратился ввод в эксплуатацию новых общеобразовательных учреждений, снижается уровень всех видов благоустройства школьных зданий - лишь 41% школ имеют центральное водоснабжение, 25% - канализацию. Растет число аварийных школ. Отсутствие денежных средств на поддержание в образовательных учреждениях нормального температурного режима ведет к ухудшению состояния здоровья детей и подростков. Регулярным стало отключение образовательных учреждений от электрической энергии.

Здравоохранение. В области, в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2006 год, происходит реорганизация медицинской помощи путем сокращения объемов медицинской помощи в стационаре и перевода ряда технологий со стационарного на амбулаторный этап, внедрения стационарозамещающих технологий. Идет планомерное сокращение коек круглосуточного пребывания и открытие коек дневного пребывания в стационаре, в стационарах при поликлинике и на дому, койки сестринского ухода передаются социальной службе.

В 2006 году в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в районные больницы поставлено диагностическое оборудование (электрокардиографы, рентгеновские аппараты, аппараты ультразвуковой диагностики, эндоскопическое оборудование, лабораторное оборудование) на общую сумму 141928 тыс. руб. Несмотря на это, материально-техническая база большинства сельских учреждений здравоохранения требует улучшения ( необходимо обновление лечебного оборудования, проведение капитальных ремонтов). Работа лечебных учреждений в системе обязательного медицинского страхования позволила значительно улучшить обеспечение сельских медицинских учреждений лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Техническое состояние автотранспортной службы скорой медицинской помощи улучшилось в связи с реализацией областной целевой программы "Санитарный автомобиль для села" (в рамках реализации этой программы в 2005 - 2006 годах в районные больницы поставлен 61 санитарный автомобиль) и реализацией мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" (в рамках реализации проекта в районные больницы поставлено в 2006 году 24 автомобиля скорой помощи класса А повышенной проходимости). Это позволило открыть в районных больницах дополнительные посты скорой медицинской помощи для обслуживания жителей отдаленных населенных пунктов и частично компенсировать отсутствие системы дежурств автотранспорта предприятий агропромышленного комплекса для доставки больных в стационар, хотя в большинстве территорий плохое состояние дорог увеличивает время прибытия бригад по вызову.

В 2005 году обеспеченность сельского населения врачебными кадрами составила 10,7 на 10 тыс. населения, что меньше по сравнению с городским населением в 1,6 раза.

Проведение учебы по повышению квалификации медицинских работников, особенно фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов, затрудняется в связи с недостатком средств в бюджете муниципальных образований на оплату командировочных расходов.

Проблемы, возникшие в сельском здравоохранении, требуют совершенствования оказания медицинской помощи сельскому населению, обеспечения межведомственного взаимодействия в решении проблем охраны здоровья жителей сельских районов.

Объекты культуры. На 1 января 2006 года в Курганской области в основном сохранена сеть сельских учреждений культуры и составляет 1297 единицы, в т.ч. 743 клуба и дома культуры. Однако дома культуры и клубы, переданные бывшими колхозами и совхозами в ведение и на баланс местных администраций, находятся в основном в полуразрушенном и разрушенном состоянии, особенно в малых деревнях, т.к. у местных администраций нет средств даже для отопления этих клубов, не говоря уже о текущем и капитальном ремонте. Такие клубы в области составляют 31,3%. Оснащение сельских учреждений культуры физически изношено.

Газификация сельских населенных пунктов. Уровень газификации домов природным и сжиженным газом в сельской местности составляет 79,1%, в том числе природным газом 3%. Сельские поселения Курганской области газифицированы в основном сжиженным газом, распределяемым в цистернах и баллонах. Большая часть сельских мелких котельных работает преимущественно на твердом топливе и выбрасывает в окружающую среду тонны золы и шлака. В результате газификации села сократятся грузопотоки и затраты на перевозку твердого и жидкого топлива на автомобильном и железнодорожном транспорте.

Водоснабжение сельского населения области качественной водой находится на самом низком уровне в Уральском регионе. Из 1230 сельских населенных пунктов области централизованным водоснабжением охвачено только 328 населенных пунктов или 27%. Общая протяженность групповых водопроводов составляет 1367 км. На сегодняшний день водоводы, оборудование насосных станций физически и морально устарели и требуют проведения реконструкции, так как являются единственным источником водообеспечения. Изношенность водопроводов составляет 80-90%, вследствие этого потери воды достигают 44%, т.е. 2,4 млн.куб.м. очищенной воды не доходит до потребителя.

Качество воды не соответствует санитарным нормам и стандартам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»