Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 мая 2010 года N 178

О целевой программе Курганской области "Детство, свободное от жестокости" на 2010 -2012 годы"

(с изменениями от 10 мая, 26 июля 2011 года, 17 января 2012 года)

г. Курган

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление Правительства Курганской области от 10.05.2011 г. N 214: НГР RU45000201100163;
Постановление Правительства Курганской области от 26.07.2011 г. N 371: НГР RU45000201100292;
Постановление Правительства Курганской области от 17.01.2012 г. N 06: НГР RU45000201200006)

В целях профилактики жестокого обращения с детьми, в том числе семейного насилия в отношении детей, эффективной комплексной реабилитации детей - жертв жестокого обращения и преступных посягательств Правительство Курганской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить целевую программу Курганской области "Детство, свободное от жестокости" на 2010 - 2012 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Опубликовать настоящее постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике Калугину М.А.

Губернатор Курганской области О.А. Богомолов

Приложение
к постановлению Правительства
Курганской области
от 11 мая 2010 года N 178
"О целевой программе
Курганской области
"Детство, свободное от
жестокости" на 2010-2012 годы"

Целевая программа Курганской области

"Детство, свободное от жестокости"

на 2010-2012 годы"

Паспорт


целевой программы Курганской области "Детство, свободное от жестокости" на 2010-2012 годы"

Наименование

Целевая программа Курганской области "Детство, свободное от жестокости" на 2010-2012 годы" (далее - Программа)

Заказчик

Правительство Курганской области

Исполнитель-координатор

Главное управление социальной защиты населения Курганской области

Разработчик Программы

Главное управление социальной защиты населения Курганской области,
 Главное управление образования Курганской области,
 Департамент здравоохранения Курганской области, Управление культуры Курганской области, Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области

Исполнитель Программы
                                       Цели Программы
                         Задачи Программы

Главное управление социальной защиты населения Курганской области,
 Главное управление  образования Курганской области,  Департамент здравоохранения Курганской области, Управление  культуры  Курганской области,- Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, подведомственные государственные учреждения (по согласованию),
 Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области (по согласованию),
 Управление  федеральной  службы исполнения наказаний по Курганской области (по согласованию), федеральные учреждения (по согласованию), Комитет  по  печати  и  средствам массовой информации Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию)
 профилактика жестокого обращения с детьми, в том числе семейного насилия в отношении детей;

 реабилитация детей - жертв жестокого обращения и преступных посягательств, социальная реабилитация детей;

 внедрение инновационных социальных технологий, направленных на организацию работы с семьями и детьми по профилактике жестокого обращения с детьми и социальной реабилитации детей - жертв насилия;

 профессиональное сопровождение специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних посредством расширения психолого-педагогического воздействия;

 5).формирование общественного мнения, нетерпимого к проявлениям насилия и жестокости к детям, пропаганда семейных ценностей
   своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми, в том числе в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях социального неблагополучия, а также в семьях, в которых матери привлекались к уголовной ответственности;

 обеспечение беспрепятственного доступа детей и семей с детьми к социальным услугам для профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших детей, семей, в том числе детей, находящихся в конфликте с законом;

 разработка и внедрение эффективных методик работы с семьями по профилактике насилия в отношении детей, социальная реабилитация детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения;

 4).повышение уровня профессиональной компетентности специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе в вопросах профилактики жестокого обращения в отношении детей;

 5)  создание необходимых условий для оперативного сообщения гражданами компетентным органам о случаях жестокого обращения с детьми и насилия по отношению к детям, для обращения детей, пострадавших от насилия, с целью немедленного оказания им помощи;

 6)  проведение информационно-просветительской кампании среди подростков о недопустимости жестокого обращения со сверстниками, о правилах безопасного поведения, а также возможностях получения помощи в случае насилия или преступных посягательств;

 7)  своевременное выявление случаев жестокого
 обращения с детьми-инвалидами, социальная
 реабилитация детей-инвалидов, пострадавших от
 насилия и жестокого обращения

Целевые индикаторы

1)  количество случаев насильственных действий
 родителей в отношении детей;

 2)  удельный вес семей, в которых  родители не
 выполняют обязанности по воспитанию, обучению
 и содержанию детей, от общего количества семей
 с детьми Курганской области;

 3)  доля случаев жестокого обращения с детьми,
 выявленных  на  ранней  стадии семейного
 неблагополучия, от общего  количества случаев
 жестокого обращения с детьми;

 4)  удельный вес детей,  получивших социально-
 реабилитационные услуги от  общего количества
 несовершеннолетних,  подвергшихся жестокому
 обращению в семье;

 5)  доля социально неблагополучных  семей в
 общем количестве семей Курганской области;

 6)  численность детей, отобранных у родителей при
 непосредственной угрозе жизни или здоровью детей;

 7)  численность родителей, лишенных родительских
 прав в связи с жестоким обращением с детьми;

 8)  численность несовершеннолетних, подвергшихся
 преступным посягательствам

Сроки и этапы реализации Программы

2010-2012 годы.
 I  этап-2010 год;

 II  этап -2011 -2012 годы.
 На каждом этапе проводится: анализ работы предыдущих лет, внесение коррективов в Программу в целях достижения эффективных результатов

Финансовое обеспечение

Общий объем финансирования Программы
 составляет 74219,0 тыс. рублей, в том числе:
 3450,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета (по согласованию);

 52648,55 тыс. рублей - средства областного бюджета;

 525,0 тыс. рублей - средства местных бюджетов (по согласованию);

 17595,45 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию);

 в том числе по годам:
 -2010 год - 24890,7 тыс. рублей, из них:
 1100,0 тыс. рублей - средства федерального
 бюджета (по согласованию),
 17537,3 тыс. рублей - средства областного
 бюджета,
 175,0 тыс. рублей - средства местных бюджетов (по согласованию),
 6078,4 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию);

 2011 год - 25935,75 тыс. рублей, из них: 1085,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета (по согласованию),
 20272,0 тыс. рублей - средства областного бюджета,
 175,0 тыс. рублей - средства местных бюджетов  (по согласованию),  4403,75 тыс. рублей - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной | ситуации (по согласованию);
-2012 год-23392,55 тыс. рублей, из них:  1265,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета (по согласованию),
 14839,25 тыс. рублей - средства областного | бюджета, 175,0 тыс. рублей - средства местных бюджетов (по согласованию), 7113,3 тыс. рублей - средства Фонда поддержки  детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию)

Ожидаемые конечные результаты

1) сокращение числа случаев жестокого обращения с
  детьми в семье на 70%;

 2) сокращение удельного веса семей, в которых
 родители не выполняют обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей, до 5%от общего количества семей с детьми;

 3) увеличение доли случаев жестокого обращения |
 с детьми, выявленных на ранней стадии семейного неблагополучия, до 75% от общего количества случаев жестокого обращения с детьми;

 увеличение удельного веса детей, получивших социально-реабилитационные услуги, до 100% от общего  количества  детей, подвергшихся жестокому  обращению  и насильственным действиям;

 сокращение доли социально неблагополучных семей в общем количестве семей Курганской области до 5,1%;

 сокращение количества общественно опасных деяний, совершенных несовершеннолетними до достижения возраста уголовной ответственности, до 270 случаев

Раздел I. Характеристика проблем, решаемых Программой


В Курганской области проблема жестокого обращения с детьми в течение ряда лет носит актуальный характер.

За 2009 год на территории Курганской области отмечается положительная динамика снижения количества преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием, с 850 преступлений в 2008 году до 650 в 2009 году (снижение на 19,8%). Удельный вес преступлений, совершенных при участии несовершеннолетних, снизился и составил 5,4% (2008 год - 6,6%) от общего числа преступлений.

Вместе с тем практически не снижается количество несовершеннолетних, совершающих общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности (2008 год - 338 несовершеннолетних, 2009 год - 305 несовершеннолетних).

Одной из причин совершения подростками противоправных деяний является недостаточное внимание со стороны родителей, отсутствие заботы, неорганизованный отдых и досуг несовершеннолетних, а нередко и переживание жестокого обращения.

Среди детей, пострадавших от насильственных действий, растет количество несовершеннолетних, испытавших насилие в семье.

Несмотря на то, что в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2009 года количество семей, в которых родители ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию, обучению, содержанию детей, уменьшилось на 34% (2007 год - 2,6 тыс. семей, 2008 год - 2 тыс., в 2009 году -1,7 тыс.), их число остается значительным.

Более 1,2 тыс. родителей состояли на учете в 2010 году в территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованных органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области. В 2009 году территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованных органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, рассмотрено 5175 дел (2008 год - 5484 дел) в отношении родителей, не исполняющих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В 2009 году выявлено 73 факта жестокого обращения с детьми в семьях (2008 год - 95 фактов жестокого обращения). Количество детей, отобранных из семей в связи с угрозой их жизни и здоровью, сократилось на 15%: в 2008 году отобрано - 120 детей, в 2009 году - 102 ребенка. Родительских прав лишен 531 родитель (2008 год -634 родителя). К уголовной ответственности за жестокое обращение в отношении своих детей привлечено 6 родителей.

Значительным сохраняется число преступлений, направленных против жизни, здоровья несовершеннолетних (2008 год - 346 преступлений, 2009 год - 327 преступлений). На 38% выросло число преступлений, направленных на половую неприкосновенность несовершеннолетних (2008 год - 68 человек, 2009 год - 327 человек).

В 2010 году в дежурные части органов внутренних дел доставлено 3,5 тыс. подростков (2008 год - 3,3 тыс. подростков, рост на 5,1%), из них более 60% (2008 год -1,8 тыс., 2009 год - 2,1 тыс., рост на 18%) - за употребление спиртных напитков, в том числе 62 человека - за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических, одурманивающих веществ (2008 год - 37, рост на 67,7%).

Находясь без контроля в состоянии опьянения, дети нередко совершают преступные деяния и сами становятся жертвами преступлений. Часть правонарушителей помещается в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области (далее - Центр временного содержания), часть привлекается к уголовной ответственности.

В 2009 году к уголовной ответственности привлечено 778 несовершеннолетних, совершивших преступления, из них к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, - 497 несовершеннолетних. На учете в уголовно-исполнительных инспекциях Курганской области состоит 18 подростков.

Высок риск подвергнуться жестокому обращению у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончивших пребывание в учреждениях для детей-сирот и. детей, оставшихся без попечения родителей, и обучающихся в учреждениях профессионального образования, которые зачастую сами транслируют жестокость по отношению к окружающим.

Организация временного проживания таких подростков в Центре социальной адаптации при Государственном казенном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Курганская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Центр социальной адаптации), индивидуальные и групповые занятия с социальными педагогами и психологами Центра социальной адаптации являются действенной помощью в социальной адаптации подростков.

К одной из незащищенных категорий детей, подвергающихся жестокому обращению, относятся дети, не посещающие дошкольные образовательные учреждения, в первую очередь проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.

Нуждаемость в путевках в дошкольные образовательные учреждения в Курганской области в 2009 году составляла 13,7 тыс. человек (2008 год -14,9 тыс. человек).

Организация групп кратковременного пребывания детей на базе культурно-образовательных центров (далее - КОЦ) в сельской местности Курганской области призвана частично решить существующую проблему.

В зоне особого внимания находятся семьи, в которых дети воспитываются матерями, привлекавшимися к уголовной ответственности. В 2009 году в Курганской области на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состояло 70 женщин, которым за совершение преступления отбытие наказания в виде лишения свободы отсрочено в связи с тем, что они воспитывают малолетних детей.

Органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Курганской области, уголовно-исполнительными инспекциями осуществляются контрольно-профилактические мероприятия, направленные на поддержку таких семей, на мотивацию воспитательной функции матерей.

Закон Курганской области от 6 июня 2007 года N 253 "О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области" направлен на формирование системы общественных и личных ценностей, ориентированных на семью с детьми, возрождение и укрепление престижа семьи, семейных традиций, родительского авторитета.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р, к приоритетным направлениям социальной политики относится повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, и дезадаптированным детям.

В Курганской области оказание социально-психологической, социально-правовой и социально-педагогической помощи жертвам семейного насилия осуществляется в социозащитных учреждениях, учреждениях образования, здравоохранения, учреждениях культуры и спорта, иных учреждениях. В том числе в 1,2 тыс. учреждений образования (из них: в 12 учреждениях государственной поддержки детства, в 114 государственных учреждениях дополнительного образования детей, в 49 учреждениях начального и среднего профессионального образования), в 36 учреждениях социального обслуживания семьи и детей, в 24 центральных районных больницах, в 30 уголовно-исполнительных инспекциях.

Специалисты государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей осуществляют социальный патронаж всех семей, где органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних зафиксированы факты жестокого обращения с детьми. Информация о данных семьях в 100% случаев заносится в ведомственные банки данных. Каждый выявленный факт жестокого обращения в отношении несовершеннолетних рассматривается на заседаниях территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованных органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области. Устанавливаются причины и условия, к нему приведшие. Намечается план межведомственных действий.

С 2002 года в Курганской области действует круглосуточная телефонная линия "Доверие", с 2006 года функционирует отделение психологической помощи женщинам и детям, оказавшимся в кризисной ситуации. В 2007 году за экстренной психологической помощью очно и по телефону обратилось около 3 тыс. человек, в 2008 году - 2,8 тыс., в 2009 году - 3,6 тыс. Доля обращений, связанных с жестоким обращением с детьми, составляет 10% от их общего количества.

В 50 дошкольных КОЦ, действующих на базе образовательных учреждений, созданы соответствующие условия для получения квалифицированной педагогической поддержки 800 детей дошкольного возраста.

Социальный педагог, курирующий деятельность дошкольного КОЦ, проводит занятия с детьми, осуществляет педагогический патронаж семей, имеющих детей от рождения до трех лет, что способствует раннему выявлению и предупреждению случаев жестокого обращения.

Государственное казенное учреждение Утятский областной психоневрологический детский санаторий оказывает специализированную высококвалифицированную лечебно-диагностическую и социально-восстановительную помощь детям, страдающим пограничными нервно-психическими расстройствами, в том числе вызванными переживанием ситуации насилия или жестокого обращения. Ежегодно медицинскую и психологическую реабилитацию в санатории проходят около 500 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Оказание помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, окончившим пребывание в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обучающихся в учреждениях профессионального образования, является одним из приоритетных направлений деятельности Центра социальной адаптации. Дети, лишенные родительской заботы, не имеющие полноценного социального опыта общения, попадая в новую социальную среду, подвержены жестокому обращению. С другой стороны, явное проявление жестокости к окружающим приводит к совершению ими противоправных действий.

Для оказания помощи таким детям организуется их временное проживание в Центре социальной адаптации, где с ними проводятся тренинговые упражнения, практические занятия. Деятельность Центра социальной адаптации свидетельствует о востребованности такого рода услуг и их эффективности. Так, в 2008 - 2009 годах фактов применения насильственных действий несовершеннолетними, прошедшими курс реабилитации в Центре социальной адаптации, а также случаев привлечения их к административной ответственности, не зафиксировано.

В Центр временного содержания несовершеннолетние правонарушители попадают по приговору суда. Специалисты Центра временного содержания в течение пребывания несовершеннолетнего (до 30 суток) проводят психокоррекционные занятия, направленные на снятие у него агрессии, негативного восприятия окружающего, выработку законопослушного поведения, привитие навыков бесконфликтного общения в подростковой среде, формирование нетерпимого отношения к любым видам насилия.

В 2009 году в Центр временного содержания помещено 209 подростков (2008 год -216, снижение на 3,2%).

Сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций Курганской области проводится работа по выявлению подростков группы риска, склонных к совершению правонарушений, проявлению агрессии. Одновременно выявляются семьи, в которых имеют место факты жестокого обращения с детьми. Организована работа с женщинами, которым предоставлена отсрочка исполнения приговора суда в связи с тем, что они воспитывают малолетних детей, профилактические мероприятия с которыми проводят психологи уголовно-исполнительных инспекций.

В Курганской области ведется активная работа по вовлечению семей, в том числе семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально-значимую деятельность, подготовку и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий. Учреждения культуры и спорта Курганской области обеспечивают беспрепятственный доступ населения к правовой и социальной информации, к досугу и спорту, пропагандируя семейные ценности, воспитание взаимоуважения, толерантности. В данной деятельности активное участие принимает Курганское областное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд", которым реализуется более 11 федеральных и региональных программ, направленных на оказание помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; детям, родители которых потеряли работу в условиях кризиса; детям-инвалидам и детям из малообеспеченных многодетных семей, в том числе детям, подвергшимся насилию.

Проблему жестокого обращения с детьми обостряет сложность выявления данных фактов. По результатам исследований в 2009 году только 20% случаев жестокого обращения с детьми выявляются и фиксируются официально, 80% случаев носит латентный характер. Реальные масштабы проблемы в пять раз больше, чем число регистрируемых случаев жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми не встречает должного противодействия и осуждения в обществе. В отношении семейного насилия закрепилась установка на то, что семейные проблемы не терпят вмешательства со стороны. Низкая педагогическая культура общества, непонимание сути насилия создают предпосылки для распространения этого социального недуга. Проводимые информационно-просветительские мероприятия являются недостаточными для формирования в обществе ценностей защищенного детства.

Зачастую жертвы насилия не только боятся заявить о своей проблеме, но и не знают, куда им можно обратиться за помощью. Отсутствие квалифицированных кадров, неразвитость методик, способствующих выявлению и проведению эффективной реабилитации жертв жестокого обращения, еще более усугубляют данную проблему.

Решение проблемы жестокого обращения с детьми требует мобилизации финансовых и организационных ресурсов, определения основных направлений и конкретных мероприятий, обуславливающих необходимость применения программно-целевого метода. Его преимущества состоят в:

- комплексном подходе к решению проблем;

- координации деятельности исполнительных органов государственной власти Курганской области, осуществляющих отраслевое либо межотраслевое управление, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию), организаций, участвующих в реализации мероприятий Программы (по согласованию);

- оперативной коррекции и мониторинге промежуточных и конечных результатов реализации Программы.

В целях развития региональной модели защиты детства предполагается реализовать мероприятия, направленные на повышение качества и доступности социальных услуг для семей с детьми, в том числе по профилактике жестокого обращения с детьми и реабилитации детей - жертв насилия. Качественно новая система защиты детей от насилия в семье потребует применения инновационных технологий.

Раздел II. Цели и задачи Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»