Недействующий

О целевой программе Курганской области "Смогу жить самостоятельно" на 2011 - 2013 годы"

Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В Курганской области проблема реабилитации детей-инвалидов и подготовки их к самостоятельной жизни носит актуальный характер.

По состоянию на 1 января 2010 года в Курганской области зарегистрировано 2870 детей-инвалидов, что составляет 1,6 процента от общего количества детей, проживающих в Курганской области.

В 2009 году основными инвалидизирующими заболеваниями среди детского населения Курганской области (на 10 тысяч детей), являются врожденные аномалии (33 процента), психические расстройства (19,4 процента) и болезни нервной системы (15 процентов).

Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. В 60 - 80 процентах случаев детская инвалидность обусловлена перинатальной патологией.

Высокий уровень распространенности инвалидности среди детского населения Курганской области, преобладание врожденных аномалий в качестве нозологической составляющей обусловили необходимость проведения комплекса реабилитационных мероприятий.

В Курганской области социальная реабилитация детей-инвалидов основана на понимании того, что трудности и ограничения, которые возникают у человека с отклонениями в развитии, связаны не только с нарушениями функций организма, но и с недостаточностью или отсутствием условий для его нормальной, полноценной жизни.

В учреждениях социального обслуживания населения Курганской области, стационарных учреждениях для детей-инвалидов Курганской области создаются условия, максимально приближенные к домашним.

Реабилитационные мероприятия, проводимые в социозащитных учреждениях Курганской области, направлены на достижение ребенком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе. Целью реабилитации является формирование наибольшей работоспособности и самостоятельности человека при интеграции его в социум.

В настоящее время в Курганской области реабилитацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляют 7 государственных учреждений, в том числе 5 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями на 176 мест, 1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей на 180 мест (150 мест с круглосуточным пребыванием, 30 - с дневным пребыванием), 1 дом-интернат для инвалидов, в структуре которого есть отделение для детей с глубокой умственной отсталостью (на 101 место с круглосуточным пребыванием).

В 2009 году реабилитацию в реабилитационных центрах прошли 2820 детей, в том числе 1489 детей-инвалидов.

За указанный период в реабилитационных центрах оказано 43714 реабилитационных услуг, что в 1,2 раза превышает уровень 2008 года. Количество проведенных реабилитационных мероприятий в среднем на 1 ребенка -14.

В учреждениях интернатного типа для детей-инвалидов системы социальной защиты населения Курганской области ежегодно реабилитацию проходят около 250 детей-инвалидов. Мероприятия по их реабилитации проводятся во взаимодействии с органами и учреждениями здравоохранения, образования, администрациями муниципальных районов и городских округов Курганской области в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалида. За 2009 год указанные программы разработаны для 2325 детей-инвалидов (2008 год - для 2321 ребенка-инвалида) бюро медико-социальной экспертизы педиатрического профиля Федерального государственного учреждения "Главное бюро медико - социальной экспертизы по Курганской области".

В связи с высокой потребностью в комплексной помощи матерям с детьми, имеющими тяжелые двигательные и речевые нарушения, в сентябре 2009 года в Государственном учреждении "Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" оборудована и работает палата "Мать и дитя".

С целью обучения родителей методам реабилитации в реабилитационных центрах действуют консультативные пункты - "родительские университеты", оказываются консультационные услуги на дому.

В Государственным учреждением "Шадринский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" введена служба ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья первого года жизни, действует клуб "Я не одна" для мам, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Государственное учреждение "Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" в том числе предоставляет услуги детям, страдающим патологией зрения. Данное учреждение внесено в перечень учреждений инновационной направленности системы социальной защиты населения, где также реализуется проект "Иппотерапия" для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. С 2011 года на базе учреждения планируется открытие ресурсного центра по обучению специалистов, работающих с детьми-инвалидами.

В учреждениях интернатного типа Курганской области ведется работа по интеграции детей-инвалидов в общество. Так, в 2010 году в Государственном учреждении "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" впервые открыто отделение дневного пребывания для 30 детей-инвалидов, проживающих в семьях, имеющих достаточный реабилитационный потенциал к интеграции в социум при проведении системных реабилитационных мероприятий. В вышеуказанных стационарных учреждениях постоянно проживают около 45 детей-инвалидов с нарушениями психики, поддающимися коррекции. При целенаправленном проведении комплексных мер по социальной реабилитации эти дети приобретают возможность к самостоятельному обслуживанию по достижении ими 18-летнего возраста.

Тем не менее, в сложившейся системе поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, имеется ряд проблем. Так, не в полной мере отвечает современным требованиям информационно-аналитическое, научно-методическое сопровождение работы по социальной реабилитации детей-инвалидов и оказанию сопутствующих государственных услуг членам их семей. Уровень оснащения учреждений Курганской области, оказывающих реабилитационные услуги, профессиональной подготовки специалистов, осуществляющих профилактические и реабилитационные мероприятия, недостаточен.

Кроме того, в настоящее время, ввиду недостаточной профессиональной подготовки кадрового состава специалистов учреждений системы социальной защиты населения Курганской области, отсутствия необходимого специализированного оборудования, неразвитого механизма межведомственного взаимодействия по профессиональной подготовке и дальнейшему трудоустройству детей-инвалидов, по обеспечению жильем выпускников учреждений интернатного типа для детей-инвалидов системы социальной защиты населения Курганской области, сложно решить проблему адаптации ребенка-инвалида в обществе.

Для решения проблемы социальной интеграции детей-инвалидов в общество необходимо дальнейшее совершенствование системы межведомственного взаимодействия как на областном, так и на муниципальном уровне, внедрение современных реабилитационных методик и средств в целях достижения стабильного долговременного эффекта, создание условий для активного взаимодействия общественных организаций как с семьями, имеющими детей-инвалидов, так и с органами власти всех уровней.

Компенсация ограниченных возможностей ребенка может быть достигнута через реализацию основных задач Программы:

выявление детей-инвалидов, имеющих достаточный реабилитационный потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания,

развитие системы реабилитации в стационарных учреждениях социального обслуживания для умственно отсталых детей;

подготовка детей-инвалидов к посильной профессионально-трудовой деятельности,

сопровождение выпускников учреждений интернатного типа для детей-инвалидов системы социальной защиты населения Курганской области,

формирование единого информационно-методического пространства по социальной поддержке детей-инвалидов, проживающих в учреждениях интернатного типа для детей-инвалидов системы социальной защиты населения Курганской области, имеющих достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания по достижении возраста 18 лет.

Решение проблемы социальной интеграции детей-инвалидов требует мобилизации финансовых и организационных ресурсов. В целях создания условий для максимального развития реабилитационного потенциала ребенка-инвалида для его подготовки к самостоятельной жизни предполагается реализовать ряд мероприятий, направленных на повышение качества и доступности социальных услуг, предоставляемых детям-инвалидам. Качественно новая система социальной реабилитации детей-инвалидов потребует применения инновационных технологий.

В основу разработки данной Программы положен программно-целевой метод. Его преимущества состоят в том, что он позволяет реализовать комплексный подход к решению проблем, координировать деятельность всех заинтересованных учреждений и ведомств, участвующих в реализации мероприятий Программы.