Источниками финансирования учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения являются средства областного бюджета, средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области, доходы учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения, полученные от осуществления ими в установленном порядке предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Задачей Департамента здравоохранения Курганской области, учреждений здравоохранения Курганской области и муниципальных учреждений здравоохранения является улучшение качества администрирования бюджетных расходов и аудит их эффективности. Адресность и персонификация расходов - это единственный способ, который дает возможность отказаться от традиционных подходов к финансированию статей бюджета и перейти к финансированию качества и объемов оказываемой медицинской помощи.
В 2009 году увеличено финансирование здравоохранения до 5 802 миллионов рублей (2008 год - 5 233 миллиона рублей), рост на 10,9 процента.
Удельный вес бюджетных средств составляет 51,7 процента, доля средств обязательного медицинского страхования - 48,3 процента. Доля затрат на здравоохранение в консолидированном бюджете Курганской области в 2009 году составила 21,7 процента.
Темпы роста расходов на здравоохранение в областном бюджете
Показатели финансирования | Годы | |||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Доля затрат на здравоохранение | 23,3 | 23,1 | 20,7 | 21,7 |
Затраты на здравоохранение, | 3 654 | 4 262 | 5 233 | 5 802 |
Темпы роста финансирования, | 141,8 | 116,6 | 122,8 | 110,9 |
Дефицит территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи, процент | 37,3 | 27,9 | 22,8 | 41,3 |
Расходы Курганской области (бюджет), тысяча рублей | 15 658,0 | 18460,1 | 25276,6 | 26722,7 |
Темпы роста расходов на здравоохранение обусловлены дополнительным выделением средств на повышение заработной платы работникам здравоохранения, на оплату коммунальных расходов, поддержание материально-технической базы медицинских учреждений (приобретение медицинского оборудования, оргтехники, проведение капитальных ремонтов).
Одним из приоритетных направлений финансирования здравоохранения являются расходы на повышение заработной платы медицинским работникам. Среднемесячная заработная плата по отрасли в 2009 году составила 9 647 рублей, что выше уровня 2008 года на 6,8 процента, в том числе: врачей - 21 666 рублей (выше уровня 2008 года на 4,2 процента), среднего медперсонала – 9 662 рубля (выше уровня 2008 года на 6,3 процента).
Уровень финансирования здравоохранения Курганской области в условиях растущей стоимости медицинской помощи остается ниже необходимого.
Ежегодно постановлением Правительства Курганской области утверждается Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи (далее - ТПГГ) и как её составная часть - территориальная программа обязательного медицинского страхования (далее - программа ОМС).
ТПГГ на 2011 год утверждена постановлением Правительства Курганской области от 27 декабря 2010 года N 621 "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год".
Финансирование ТПГГ ежегодно увеличивается. Расходы на ее реализацию возросли в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 16,9 процента, в части программы ОМС рост составил 9,29 процента; в 2008 году по сравнению с 2007 годом рост составил 19,7 процента, в части программы ОМС - на 16 процентов; в 2009 году по сравнению с 2008 годом рост составил 9 процентов, в части программы ОМС - на 20 процентов.
Утверждённая стоимость ТПГГ на 2010 год выше исполнения ТПГГ 2009 года на 23,2 процента. Утвержденная стоимость программы ОМС на 2010 год - 3 600,3 миллиона рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета на расходы, не включенные в тариф обязательного медицинского страхования, работающих в системе обязательного медицинского страхования медицинских организаций, в сумме 498,9 миллиона рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования – 3101,4 миллиона рублей.
В 2010 году разница между потребностью в финансировании ТПГГ, рассчитанной в соответствии с установленными федеральными нормативами и её утверждённой стоимостью, составляет 3 062,3 миллиона рублей (37,6 процента), что ниже уровня 2009 года.
Анализ стоимости ТПГГ в 2007-2010 годах
Объёмы медицинской помощи, оказываемой населению Курганской области, по видам медицинской помощи в расчёте на 1 жителя
Наименование показателя | Единица измерения | Год | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Объём стационарной медицинской помощи | койко-день | 2,640 | 2,640 | 2,660 | 2,628 |
Объём амбулаторной медицинской помощи | посещение | 7,450 | 7,450 | 7,578 | 7,640 |
Объём медицинской помощи в дневных стационарах всех типов | пациенто-день | 0,560 | 0,550 | 0,531 | 0,530 |
Объём скорой медицинской помощи | вызов | 0,350 | 0,343 | 0,363 | 0,370 |
Объемы медицинской помощи в 2009 году не отличаются от уровня 2008 года. Несмотря на то, что увеличился объём медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, он составляет 82 процента от федерального норматива. Исполнение этого показателя не достигается ввиду кадрового дефицита.
Стоимость посещения в 2009 году выросла по сравнению с 2008 годом на 22,7 процента, но по отношению к федеральному нормативу составляет 56,6 процента.
Стоимость единицы объема стационарной медицинской помощи выросла по сравнению с 2008 годом на 5,9 процента, но по отношению к федеральному нормативу составляет 53,7 процента.
В реализации программы ОМС в 2010 году участвовало 55 медицинских организаций, что составляет 60,4 процента от всех медицинских организаций, реализующих территориальную программу государственных гарантий на территории Курганской области.
Большая часть медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования, в 2010 году являлись муниципальными (42 медицинских организации, из которых 26 - сельские), оказывающими в основном первичную медико-санитарную помощь населению, проживающему на территории муниципального образования (территориальный принцип обслуживания).
С 1 января 2011 года в системе обязательного медицинского страхования работают: 50 государственных, 2 федеральных учреждения здравоохранения, 2 учреждения негосударственной формы собственности.
Необходимо привлечение в систему обязательного медицинского страхования медицинских организаций различных форм собственности с целью реализации права выбора гражданина медицинской организации для оказания ему первичной медико-санитарной медицинской помощи, ее доступности и качества оказания.