(с изменениями на 19 октября 2021 года)
(в ред. Постановлений Правительства Чукотского автономного округа от 26.09.2014 N 451, от 18.11.2016 N 585, от 20.09.2017 N 344, от 19.10.2021 N 402)
В соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2015 года N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" Правительство Чукотского автономного округа постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 18.11.2016 N 585)
1. Определить отдельные условия организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей:
1) финансирование расходов, связанных с подготовкой лиц, желающих принять на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей (далее - кандидаты), осуществляется за счет средств окружного бюджета;
2) форма проведения подготовки кандидатов - очно-заочная, с использованием дистанционных методов прохождения подготовки кандидатов путем использования средств телефонной, факсимильной связи и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
3) срок действия свидетельства, выданного по форме, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации" - не ограничен;
4) в случае утраты свидетельства либо непригодности его для дальнейшего использования кандидат подает заявление о выдаче дубликата свидетельства с представлением документа, удостоверяющего личность, в организацию, в которой он проходил подготовку.
Организации выдают дубликат свидетельства в срок, не превышающий одного месяца с момента обращения;
5) организации ведут журнал учета проведения подготовки граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по форме, установленной в приложении 1 к настоящему постановлению;
6) уполномоченный орган по опеке и попечительству координирует деятельность организаций, реализующих переданные полномочия по подготовке кандидатов.
(п. 1 в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 18.11.2016 N 585)
2. Утвердить Программу подготовки граждан, выразивших желание стать замещающими родителями несовершеннолетних граждан либо принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 18.11.2016 N 585)
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент социальной политики Чукотского автономного округа (Горностаева Т.А.).
(п. 3 введен Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 18.11.2016 N 585; в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 19.10.2021 N 402)
Председатель Правительства
Р.В.КОПИН
(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 18.11.2016 N 585)
ЖУРНАЛ
УЧЕТА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ
В СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
N п/п | Дата подачи заявления | Ф.И.О. гражданина, проходящего подготовку | Адрес и контактные телефоны гражданина | Сроки проведения подготовки (даты начала и окончания подготовки, количество часов) | Номер и дата свидетельства, выданного по результатам подготовки | Дата выдачи свидетельства и подпись гражданина (номер и дата направления почтовой связью) |
Примечание: страницы журнала нумеруются, прошнуровываются и скрепляются подписью руководителя организации и печатью.
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ЗАМЕЩАЮЩИМИ РОДИТЕЛЯМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН ЛИБО ПРИНЯТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЕМЬЮ НА ВОСПИТАНИЕ В ИНЫХ УСТАНОВЛЕННЫХ СЕМЕЙНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФОРМАХ
(в ред. Постановлений Правительства Чукотского автономного округа от 20.09.2017 N 344, от 19.10.2021 N 402)
Программа подготовки граждан, выразивших желание стать замещающими родителями несовершеннолетних граждан либо принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - Программа), состоит из учебно-тематического плана, устанавливающего перечень и содержание учебных тем с общей трудоемкостью 43 академических часа, включающих 29,5 часа тренинга, а также итоговую аттестацию (собеседование, тестирование), содержание учебных тем, требования к уровню подготовки кандидатов в замещающие родители.
(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 19.10.2021 N 402)
(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 19.10.2021 N 402)
N п/п | Наименование темы | Всего, часов | В том числе: | ||
Лекции | Практические занятия (семинары, тренинги) | Индивидуальное консультирование | |||
1. | Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители. Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители | 2,5 | 0,5 | 1 | 1 |
2. | Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей | 2,5 | 0,5 | 2 | |
3. | Особенности развития ребенка (периодизация нормального развития ребенка) | 3 | 3 | ||
4. | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития | 3 | 3 | ||
5. | Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | 3 | 3 | ||
6. | Адаптация ребенка и приемной семьи | 4 | 1 | 3 | |
7. | "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка | 4,5 | 2,5 | 2 | |
8. | Обеспечение безопасной среды для воспитания ребенка в семье и за ее пределами. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка по неосторожности. Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни | 4,5 | 1 | 3,5 | |
9. | Особенности полового воспитания приемного ребенка | 3 | 1 | 2 | |
10. | Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка. Родительские и профессиональные роли приемной семьи | 3 | 1 | 2 | |
11. | Завершение воспитания ребенка в приемной семье | 3 | 1 | 2 | |
12. | Основы законодательства Российской Федерации и Чукотского автономного округа об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | 2 | 1 | 1 | |
13. | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | 2 | 1 | 1 | |
14. | Дети с ВИЧ и другими социально значимыми заболеваниями | 2 | 1 | 1 | |
15. | Итоговое собеседование (тестирование) | 1 | 1 | ||
Итого | 43 | 11,5 | 29,5 | 2 |
(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 20.09.2017 N 344)
Тема 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители. Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители.
Индивидуальное собеседование (структурированное интервью) с каждым из кандидатов в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка). Проводится перед изучением темы "Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в замещающие родители".
Понятие обучающе-психологического тренинга и приемы, используемые в процессе его проведения, понятие контакта и отработка практических навыков формирования контакта между участниками тренинга.
Содержание, особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования кандидатов, осваивающих курс подготовки, и членов их семьи.
Знакомство кандидатов в замещающие родители с группой.
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей. Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
Общая характеристика установленных законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.
Тема 2. Представление о потребностях развития ребенка, переданного на воспитание в семью, и о необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей.
Проблема подбора семьи и ребенка (чувства кандидатов в замещающие родители и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).
Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в принимающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в замещающие родители необходимости их обеспечивать.
Оценка кандидатами своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы.