Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2012 года N 426

Об утверждении долгосрочной региональной целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2013-2015 годы"

Утратило силу постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 26.12.2013 N 553

(Текст изменен):

{Изменено: постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 22.03.2013 N 107}

{Изменено: постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 05.06.2013 N 205}

{Изменено: постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 12.07.2013 N 269}

{Изменено: постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 25.10.2013 N 419}

{Изменено: постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 16.12.2013 N 502}

В целях реализации Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства на территории Чукотского автономного округа, Правительство Чукотского автономного округа

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную региональную целевую программу "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2013-2015 годы".

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 года.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (Мингазов А.Ш.).

Председатель Правительства
Р.В. Копин

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением Правительства Ч

укотского автономного округа

от 28 сентября 2012 года N 426

ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2013-2015 годы"

г. Анадырь, 2012 г.

ПАСПОРТ долгосрочной региональной целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2013-2015 годы"


Наименование
 Программы

Долгосрочная  региональная  целевая  программа  "Государственная  поддержка  малого  и  среднего  предпринимательства  в  Чукотском  автономном  округе  на  2013-2015  годы"  (далее  -  Программа)

Основание для
 разработки
 Программы

Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

 Решение Правительства Чукотского автономного округа (протокол от 9 июля 2012 года N 7)

Государственный
 заказчик Программы

Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа

Цели и задачи
 Программы

Цель - создание условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории Чукотского автономного округа.
 Достижение цели Программы будет осуществляться путем выполнения следующих задач:
 дальнейшее совершенствование правовых и экономических условий развития малого и среднего предпринимательства;

 совершенствование финансовых механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

 улучшение стартовых условий для предпринимательской деятельности;

 обеспечение занятости и раз витие самозанятости населения;

 вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность

Сроки и этапы
 реализации Программы

2013-2015 годы:
 I  этап - 2013 год;

 II  этап - 2014 год;

 III  этап - 2015 годы

Перечень основных мероприятий Программы

Совершенствование нормативно-правовой базы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства;

 финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

 информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

 содействие развитию предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций субъектов малого и среднего предпринимательства;

 (в редакции постановления Правительства Чукотского автономного округа от 22.03.2013 N 107 )

Объемы и источники финансирования Программы

Объём финансирования мероприятий Программы составляет 22 822,4 тыс. рублей, в том числе:
 средства федерального бюджета - 9 675,4 тыс. рублей;

 средства окружного бюджета - 13 147,0 тыс. рублей;

 в том числе по годам:
 2013 год:
 всего - 15 822,4 тыс. рублей, в том числе:
 средства федерального бюджета - 9 675,4 тыс. рублей;

 средства окружного бюджета - 6 147,0 тыс. рублей;

 2014 год:
 всего - 3 500,0 тыс. рублей, в том числе:
 средства окружного бюджета - 3 500,0 тыс. рублей;

 2015 год:
 всего - 3 500,0 тыс. рублей, в том числе:
 средства окружного бюджета - 3 500,0 тыс. рублей
 (в редакции постановления Правительства Чукотского автономного округа  от 16.12.2013 N 502 )

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается:
 1) рост числа малых и средних предприятий;

 2) рост числа индивидуальных предпринимателей;

 3) рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Чукотского автономного округа от субъектов предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и определяет очередной этап работы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства на территории Чукотского автономного округа, последовательно реализуемой в предыдущие годы в рамках региональных целевых программ.

Актуальность разработки настоящей Программы обусловлена тем, что малое и среднее предпринимательство, являясь неотъемлемым субъектом рынка Чукотского автономного округа, в определенной степени решающим проблемы занятости населения, повышения уровня жизни, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской инициативы у экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней, пока в недостаточной мере реализует имеющийся экономический потенциал и характеризуется диспропорциями развития, обусловленными влиянием макроэкономических факторов и спецификой местных условий.

Основными сдерживающими факторами, влияющими на процессы создания и функционирования малого и среднего предпринимательства и препятствующими его разностороннему развитию в разрезе отраслей экономики Чукотского автономного округа, являются:

сложные климатические условия и территориальное положение Чукотки;

неравномерность экономического развития населенных пунктов Чукотского автономного округа, их транспортной, коммуникационной и иной обеспеченности, труднодоступность и малочисленность национальных сел;

зависимость от поставок топлива, сырья, материалов, комплектующих из центральных регионов России или других стран, осуществляемых морским путем или авиатранспортом, что влечет за собой значительное удорожание производимой продукции, работ и услуг;

наличие административных барьеров;

тарифная политика естественных монополий;

недостаток у субъектов малого и среднего предпринимательства финансовых ресурсов, необходимых для воспроизводства;

неразвитость механизмов самофинансирования и страхования рисков субъектов малого и среднего предпринимательства;

отсутствие квалифицированных кадров, полная либо частичная финансовая, юридическая и управленческая малограмотность действующих и потенциальных собственников малого и среднего бизнеса.

Положительные тенденции развития региона в течение десяти последних лет и реализация программных мер поддержки малого и среднего предпринимательства позволили качественно улучшить условия предпринимательской деятельности в целом по Чукотскому автономному округу.

Отраслевая структура малого предпринимательства за прошедший период характеризуется расширением видов деятельности, увеличением количества субъектов малого предпринимательства в строительстве, сфере транспортных услуг, бытовых и иных услуг населению, что стимулируется ростом уровня жизни населения, мерами налогового стимулирования и финансовой поддержки малого предпринимательства.

По данным выборочного статистического наблюдения за 2011 год в Чукотском автономном округе осуществляют предпринимательскую деятельность 273 малых предприятия (в том числе микропредприятия), на которых занято 1 271 человек.

35,2 процентов от общего числа малых предприятий занимается оптовой и розничной торговлей, 17,2 процентов осуществляют свою деятельность в строительной отрасли, 15,4 процента осуществляют добычу полезных ископаемых, 12,1 процента осуществляют деятельность в сфере операций с недвижимым имуществом, 9,9 процента - в сфере транспортных услуг, 6,6 процента осуществляют деятельность в сельском хозяйстве и рыболовстве, 3,6 процента занимается предоставлением различных услуг.

Наряду с юридическими лицами в сектор малого предпринимательства Чукотского автономного округа входит 1352 индивидуальных предпринимателя, основная доля которых занята в сфере торговли и услуг.

По итогам 2011 года оборот малых предприятий составил 6 621,7 млн. рублей, что на 76,4% больше по сравнению с объемом оборота за 2010 год (3 754,2 млн. рублей). Значительный рост оборота малых предприятий наблюдается по таким видам деятельности как: "Строительство" (в 4,1 раза), "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" (в 44,5 раза), "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" (в 4,5 раза).

Доля малого бизнеса в общем объеме произведенного валового регионального продукта региона незначительна, но имеет тенденцию к росту. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта округа в 2011 году возросла до 2,4% (оценка) против 2,3% в 2010 году.

Средняя численность работников (без внешних совместителей) на малых предприятиях в 2011 году незначительно увеличилась, по сравнению с 2010 годом, и составила 1 271 человек. Более 55,6% занятых на малых предприятиях трудятся в сфере торговли и строительства. Значительно сократилась численность занятых в сфере обрабатывающего производства (в 2,8 раза), в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (в 2,1 раза) и в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды (в 24,8 раза). Но, в то же время, отмечен значительный рост работающих в сфере добычи полезных ископаемых (в 281 раз).

В соответствии с федеральным законодательством налоговыми органами на территории Чукотского автономного округа реализована система "одного окна" при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Осуществляются меры налогового стимулирования для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сфере услуг. Индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществлять ряд видов деятельности по упрощенной системе налогообложения на основе патента.

В целях снижения налогового бремени, создания дополнительных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, формирования конкурентной среды, обеспечения занятости населения и развития самозанятости в современных условиях, в 2011 году принят Закон Чукотского автономного округа "О дифференцированных ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения", в соответствии с которым существенно снижены налоговые ставки по 26 видам экономической деятельности.

В последние годы отмечается расширение использования специальных налоговых режимов, рост налоговых поступлений и увеличение количества налогоплательщиков.

Так, сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет Чукотского автономного округа от налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в 2011 году составила 131 769,0 тыс. рублей, что на 21,9 процента превысило поступление указанных налоговых платежей за 2010 год.

В рамках региональных целевых программ с 2003 года по 2011 год на реализацию мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства направлено 58 616,0 тыс. рублей за счет средств федерального и окружного бюджетов, в том числе: предоставлена финансовая поддержка 129 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 33 257,0 тыс. рублей за счет средств федерального и окружного бюджетов; проведено 62 информационно-обучающих семинара по основам ведения бизнеса, которые посетило 1 294 слушателя; выпущено 6 телепередач, 24 репортажа на телевидении и радио, 12 рекламных роликов, 25 публикаций в средствах массовой информации; оказана финансовая поддержка реализации муниципальных программам развития малого и среднего предпринимательства.

Несмотря на положительную динамику показателей развития малого и среднего предпринимательства, предпринимаемые меры по его поддержке нельзя признать достаточными.

Сохраняется территориальная и отраслевая дифференциация малого и среднего предпринимательства. Преимущественное его развитие, по-прежнему, сосредоточено в городах Чукотского автономного округа. В селах, где большая часть населения представлена коренными малочисленными народами Севера, малое и среднее предпринимательство развито слабо.

Более высокими темпами развивается непроизводственная сфера, в основном за счет отраслей, имеющих более высокую оборачиваемость средств. Развитие производственных отраслей сдерживается их высокой капиталоёмкостью, в связи с чем, себестоимость произведенных на территории региона товаров зачастую выше стоимости аналогичных товаров, поставляемых из центральных регионов страны. Поэтому малое и среднее предпринимательство в промышленности представлено в основном предприятиями, традиционно осуществляющими разработку золотоносных месторождений.

В ходе разработки мер по поддержке предпринимательства на территории Чукотского автономного округа возникает ряд проблем, связанных с отсутствием единой системы учета субъектов малого и среднего предпринимательства, определяемой на федеральном уровне. Данные выборочных статистических обследований не позволяют провести достоверный экономический анализ деятельности малых и средних предприятий. Кроме того, статистическим учетом не охвачены индивидуальные предприниматели, также являющиеся в соответствии с законодательством субъектами малого предпринимательства. Сведения налоговых органов не в полной мере характеризуют малый бизнес региона и позволяют проследить лишь динамику отдельных показателей, в основном связанных с применением специальных налоговых режимов.

Сплошной статистический учет малых и средних предприятий впервые проведен в Чукотском автономном округе лишь в 2010 году.

Начинающие представители малого предпринимательства недостаточно владеют навыками учета, бизнес-планирования, маркетинга, финансового анализа, правовой культуры, остро нуждаются не только в финансовой, но и в информационной поддержке.

Качественно изменить ситуацию возможно только при комплексном подходе к реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на всех уровнях. Необходимо сохранить и продолжить координированное взаимодействие федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, некоммерческих организаций, целью деятельности которых является содействие развитию и поддержка малого и среднего предпринимательства.

Для обеспечения источником дохода наиболее незащищённые слои населения при предоставлении финансовой поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства следует выделить приоритетные целевые группы получателей субсидии:

1) индивидуальные предприниматели или один (или более) из учредителей юридического лица, которые непосредственно перед государственной регистрацией относились к одной из следующих категорий:

а) безработные граждане, зарегистрированные в государственной службе занятости населения;

б) работники, находящиеся под угрозой увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпуска без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

в) работники градообразующих предприятий;

г) военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации;

2) субъекты молодёжного предпринимательства (физические лица в возрасте до 30 лет, юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая физическим лицам в возрасте до 30 лет, составляет более 50 процентов);

3) субъекты малого предпринимательства, относящиеся к социальному предпринимательству.

(в редакции постановления Правительства Чукотского автономного округа от 25.10.2013 N 419)

II. Основные цели и задачи Программы


Целью настоящей Программы является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории Чукотского автономного округа

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

1) дальнейшее совершенствование правовых и экономических условий развития малого и среднего предпринимательства;

2) совершенствование финансовых механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

3) улучшение стартовых условий для предпринимательской деятельности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»