ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2012 года N 426
Об утверждении долгосрочной региональной целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2013-2015 годы"
Утратило силу постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 26.12.2013 N 553
(Текст изменен):
{Изменено: постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 22.03.2013 N 107}
{Изменено: постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 05.06.2013 N 205}
{Изменено: постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 12.07.2013 N 269}
{Изменено: постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 25.10.2013 N 419}
{Изменено: постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 16.12.2013 N 502}
В целях реализации Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства на территории Чукотского автономного округа, Правительство Чукотского автономного округа
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную региональную целевую программу "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2013-2015 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (Мингазов А.Ш.).
Председатель Правительства
Р.В. Копин
Постановлением Правительства Ч
укотского автономного округа
от 28 сентября 2012 года N 426
ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2013-2015 годы"
г. Анадырь, 2012 г.
Наименование | Долгосрочная региональная целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2013-2015 годы" (далее - Программа) | |
Основание для | Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; | |
Государственный | Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа | |
Цели и задачи | Цель - создание условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории Чукотского автономного округа. | |
Сроки и этапы | 2013-2015 годы: | |
Перечень основных мероприятий Программы | Совершенствование нормативно-правовой базы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства; | |
Объемы и источники финансирования Программы | Объём финансирования мероприятий Программы составляет 22 822,4 тыс. рублей, в том числе: | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается: | |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляет Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа |
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и определяет очередной этап работы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства на территории Чукотского автономного округа, последовательно реализуемой в предыдущие годы в рамках региональных целевых программ.
Актуальность разработки настоящей Программы обусловлена тем, что малое и среднее предпринимательство, являясь неотъемлемым субъектом рынка Чукотского автономного округа, в определенной степени решающим проблемы занятости населения, повышения уровня жизни, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской инициативы у экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней, пока в недостаточной мере реализует имеющийся экономический потенциал и характеризуется диспропорциями развития, обусловленными влиянием макроэкономических факторов и спецификой местных условий.
Основными сдерживающими факторами, влияющими на процессы создания и функционирования малого и среднего предпринимательства и препятствующими его разностороннему развитию в разрезе отраслей экономики Чукотского автономного округа, являются:
сложные климатические условия и территориальное положение Чукотки;
неравномерность экономического развития населенных пунктов Чукотского автономного округа, их транспортной, коммуникационной и иной обеспеченности, труднодоступность и малочисленность национальных сел;
зависимость от поставок топлива, сырья, материалов, комплектующих из центральных регионов России или других стран, осуществляемых морским путем или авиатранспортом, что влечет за собой значительное удорожание производимой продукции, работ и услуг;
наличие административных барьеров;
тарифная политика естественных монополий;
недостаток у субъектов малого и среднего предпринимательства финансовых ресурсов, необходимых для воспроизводства;
неразвитость механизмов самофинансирования и страхования рисков субъектов малого и среднего предпринимательства;
отсутствие квалифицированных кадров, полная либо частичная финансовая, юридическая и управленческая малограмотность действующих и потенциальных собственников малого и среднего бизнеса.
Положительные тенденции развития региона в течение десяти последних лет и реализация программных мер поддержки малого и среднего предпринимательства позволили качественно улучшить условия предпринимательской деятельности в целом по Чукотскому автономному округу.
Отраслевая структура малого предпринимательства за прошедший период характеризуется расширением видов деятельности, увеличением количества субъектов малого предпринимательства в строительстве, сфере транспортных услуг, бытовых и иных услуг населению, что стимулируется ростом уровня жизни населения, мерами налогового стимулирования и финансовой поддержки малого предпринимательства.
По данным выборочного статистического наблюдения за 2011 год в Чукотском автономном округе осуществляют предпринимательскую деятельность 273 малых предприятия (в том числе микропредприятия), на которых занято 1 271 человек.
35,2 процентов от общего числа малых предприятий занимается оптовой и розничной торговлей, 17,2 процентов осуществляют свою деятельность в строительной отрасли, 15,4 процента осуществляют добычу полезных ископаемых, 12,1 процента осуществляют деятельность в сфере операций с недвижимым имуществом, 9,9 процента - в сфере транспортных услуг, 6,6 процента осуществляют деятельность в сельском хозяйстве и рыболовстве, 3,6 процента занимается предоставлением различных услуг.
Наряду с юридическими лицами в сектор малого предпринимательства Чукотского автономного округа входит 1352 индивидуальных предпринимателя, основная доля которых занята в сфере торговли и услуг.
По итогам 2011 года оборот малых предприятий составил 6 621,7 млн. рублей, что на 76,4% больше по сравнению с объемом оборота за 2010 год (3 754,2 млн. рублей). Значительный рост оборота малых предприятий наблюдается по таким видам деятельности как: "Строительство" (в 4,1 раза), "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" (в 44,5 раза), "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" (в 4,5 раза).
Доля малого бизнеса в общем объеме произведенного валового регионального продукта региона незначительна, но имеет тенденцию к росту. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта округа в 2011 году возросла до 2,4% (оценка) против 2,3% в 2010 году.
Средняя численность работников (без внешних совместителей) на малых предприятиях в 2011 году незначительно увеличилась, по сравнению с 2010 годом, и составила 1 271 человек. Более 55,6% занятых на малых предприятиях трудятся в сфере торговли и строительства. Значительно сократилась численность занятых в сфере обрабатывающего производства (в 2,8 раза), в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (в 2,1 раза) и в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды (в 24,8 раза). Но, в то же время, отмечен значительный рост работающих в сфере добычи полезных ископаемых (в 281 раз).
В соответствии с федеральным законодательством налоговыми органами на территории Чукотского автономного округа реализована система "одного окна" при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Осуществляются меры налогового стимулирования для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сфере услуг. Индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществлять ряд видов деятельности по упрощенной системе налогообложения на основе патента.
В целях снижения налогового бремени, создания дополнительных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, формирования конкурентной среды, обеспечения занятости населения и развития самозанятости в современных условиях, в 2011 году принят Закон Чукотского автономного округа "О дифференцированных ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения", в соответствии с которым существенно снижены налоговые ставки по 26 видам экономической деятельности.
В последние годы отмечается расширение использования специальных налоговых режимов, рост налоговых поступлений и увеличение количества налогоплательщиков.
Так, сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет Чукотского автономного округа от налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в 2011 году составила 131 769,0 тыс. рублей, что на 21,9 процента превысило поступление указанных налоговых платежей за 2010 год.
В рамках региональных целевых программ с 2003 года по 2011 год на реализацию мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства направлено 58 616,0 тыс. рублей за счет средств федерального и окружного бюджетов, в том числе: предоставлена финансовая поддержка 129 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 33 257,0 тыс. рублей за счет средств федерального и окружного бюджетов; проведено 62 информационно-обучающих семинара по основам ведения бизнеса, которые посетило 1 294 слушателя; выпущено 6 телепередач, 24 репортажа на телевидении и радио, 12 рекламных роликов, 25 публикаций в средствах массовой информации; оказана финансовая поддержка реализации муниципальных программам развития малого и среднего предпринимательства.
Несмотря на положительную динамику показателей развития малого и среднего предпринимательства, предпринимаемые меры по его поддержке нельзя признать достаточными.
Сохраняется территориальная и отраслевая дифференциация малого и среднего предпринимательства. Преимущественное его развитие, по-прежнему, сосредоточено в городах Чукотского автономного округа. В селах, где большая часть населения представлена коренными малочисленными народами Севера, малое и среднее предпринимательство развито слабо.
Более высокими темпами развивается непроизводственная сфера, в основном за счет отраслей, имеющих более высокую оборачиваемость средств. Развитие производственных отраслей сдерживается их высокой капиталоёмкостью, в связи с чем, себестоимость произведенных на территории региона товаров зачастую выше стоимости аналогичных товаров, поставляемых из центральных регионов страны. Поэтому малое и среднее предпринимательство в промышленности представлено в основном предприятиями, традиционно осуществляющими разработку золотоносных месторождений.
В ходе разработки мер по поддержке предпринимательства на территории Чукотского автономного округа возникает ряд проблем, связанных с отсутствием единой системы учета субъектов малого и среднего предпринимательства, определяемой на федеральном уровне. Данные выборочных статистических обследований не позволяют провести достоверный экономический анализ деятельности малых и средних предприятий. Кроме того, статистическим учетом не охвачены индивидуальные предприниматели, также являющиеся в соответствии с законодательством субъектами малого предпринимательства. Сведения налоговых органов не в полной мере характеризуют малый бизнес региона и позволяют проследить лишь динамику отдельных показателей, в основном связанных с применением специальных налоговых режимов.
Сплошной статистический учет малых и средних предприятий впервые проведен в Чукотском автономном округе лишь в 2010 году.
Начинающие представители малого предпринимательства недостаточно владеют навыками учета, бизнес-планирования, маркетинга, финансового анализа, правовой культуры, остро нуждаются не только в финансовой, но и в информационной поддержке.
Качественно изменить ситуацию возможно только при комплексном подходе к реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на всех уровнях. Необходимо сохранить и продолжить координированное взаимодействие федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, некоммерческих организаций, целью деятельности которых является содействие развитию и поддержка малого и среднего предпринимательства.
Для обеспечения источником дохода наиболее незащищённые слои населения при предоставлении финансовой поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства следует выделить приоритетные целевые группы получателей субсидии:
1) индивидуальные предприниматели или один (или более) из учредителей юридического лица, которые непосредственно перед государственной регистрацией относились к одной из следующих категорий:
а) безработные граждане, зарегистрированные в государственной службе занятости населения;
б) работники, находящиеся под угрозой увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпуска без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
в) работники градообразующих предприятий;
г) военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации;
2) субъекты молодёжного предпринимательства (физические лица в возрасте до 30 лет, юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая физическим лицам в возрасте до 30 лет, составляет более 50 процентов);
3) субъекты малого предпринимательства, относящиеся к социальному предпринимательству.
(в редакции постановления Правительства Чукотского автономного округа от 25.10.2013 N 419)
Целью настоящей Программы является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории Чукотского автономного округа
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1) дальнейшее совершенствование правовых и экономических условий развития малого и среднего предпринимательства;
2) совершенствование финансовых механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
3) улучшение стартовых условий для предпринимательской деятельности;